К моему большому сожалению уважаемый Atius_Kul, по-видимому, не имеет большого опыта ведения дискуссий с демагогами, впрочем, этим сожалением несчастливы мы, читатели, сам же уважаемый Atius_Kul, напротив - безмерно везучий человек, раз не приобрел такого печального и бесполезного опыта, как ведение пустых разговоров, ибо что как ни пустой разговор есть беседа с демагогом?
Ретроспектируя обоюдные выпады дуэлянтов хочу отметить, что темы, предложенные зачинщиком спора, уважаемым Atius_Kulом, а именно:
1. Павел Петрович был не эксцентричнее своих "великих" предшественников, указанных выше.
2. "Тиранством" политика императора могла выглядеть только по отношению к дворянам, и только для них. Ибо все свои силы Павел направлял на то, чтобы заставить дворян заниматься своим прямым делом - служить, и прежде всего гвардию, которая за время дворцовых переворотов и таких омерзительных вещей, как "лейб-кампания", вообще забыла свое прямое назначение.
3. Павел был первым императором за весь век, кто таки решился отменить идиотский порядок престолонаследия, установленный великим Петром.
4. Павел был первым, кто обратил внимание на пресловутый "крестьянский вопрос" в эпоху разгула крепостничества.
Остались фактически без ответа его оппонента. Так какого-либо сравнительного анализа "эксцентричности" Павла мы не увидели (разве что какое-то сравнение с Петром). Тот факт, что некоторые современники считали Павла "сумасшедшим", на самом деле никакого отношения к первому тезису не имеет. Важно не то - был ли он в крепком уме, а то, насколько он тем отличался от предшественников. Я думаю, что и Петра 1-го некоторые современники считали сумасшедшим, видя как он для кунцкамеры уродцев покупает, скажем, и победи Софья - еще не известно, что бы сейчас считал Валерий Стариков за историческую истину: ведь ждать каких-то объективных оценок от человека, всерьез ссылающегося на Карамзина не приходится.
"Тиранство" Павла так же далее обсуждалось только в аспекте отношения к дворянам.
То, что порядок престолонаследия, установленный Павлом лучше, установленного Петром - так же не оспорено. (Вместо этого есть риторический вопрос о сравнении с удельной системой Киевской Руси)
Крестьянский вопрос - так же без ответа. (Хотя и тут можно диссертации писать).
Итого: 4 очка Грифендору!
Ответный удар, на мой взгляд был только один:
Мало поставить правильные цели перед обществом и издать указ, нужно ещё убедить элиту и организовать достижение поставленных целей
Тезис был подкреплен сравнением результатов деятельности Павла и Петра. (Как можно сравнивать результат работы за 3,5 года и 35 лет???, ну да ладно), при этом сам факт осуществления реформ Павла, т е достижение этих самых "поставленных целей" ничем не оспаривался. Хотя, косвенно, уважаемый Валерий Стариков признает, что реформы-таки осуществлялись - раз приводили к недовольству Павлом, хотя бы среди элит. Ведь, если бы, все эти "цели", были бы только слова (как сейчас, например), то и раздражаться элитам бы ни с чего не было б. Тем не менее - тезис все же не оспорен оппонентом, есть фактически только отсылка к реформам Александра (подготовленных, но не проеведенных, Павлом).
Более не нашел я зерен среди плевел, так что 1 очко Слизерину!
(Всякие там макиавелли с маленькой буквы - вообще тут, на мой взгляд, ни при чем).
Итого 4:1 в пользу уважаемого Atius_Kulа.
P.S. Да и еще 7 постов написал Atius_Kul и 13 (по теме) - Валерий Стариков. Так что краткость она известно, кого сестра...