Илорский храм
На восточной окраине г. Очамчира в селе Илори располагается действующий древний белокаменный Илорский храм, покровителем которого считается святой Георгий. Храм это однозальный, с внутренним алтарным полукружием. Основное помещение, перекрытое каменным сводом на арках, опирается на выступающие из стен массивные пилястры, освещается с помощью пяти окон. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста. Этот храм выделяется среди зальных церквей Абхазии не только своими размерами и продуманностью архитектурных форм, но и художественными и конструктивными приемами, утверждающимися в первой половине II века. Пропорции масс, стройность объемов, равно как и применение технических приемов, продиктованных условиями расположения здания,
сближают его с зодчеством средневековой Грузии.
----------------------------------------------------
А теперь сравним стиль построики Илорского храма с Гагрской базиликойй -которая по мнению Зора является самым ранним храмом Апсны
архитектурный стиль тот же
Теперь посмотрим на крест гагринского храма -
--------------------
этот крест в Грузии называется Болнисским крестом - это крест - как визитная карточка Грузии...Кстати такой крест был изображён на флаге партии Саакашвили...
архитектурные памятники Абхазии или как он называет Апсны - 6 века и 10 века идентичны храмам Восточной Грузии и зодчества средневековой Грузии.
кроме того -
есть и такие детали как надписи сделанные на грузинском языке..
Бедийский собор
Ценнейшим памятником архитектуры Абхазии является Бедийский собор, возведенный в конце X века в селе Бедия, в честь Влахернской Богоматери. Этом крестовокупольный храм состоит из четырех подкупольных устоев: западные стоят свободно, восточные же соединены с междуалтарными стенками. Апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые.
В западной части центральный зал отделен от боковых помещении стенами, оформленными в верхней части арками и колонами.
Как снаружи, так и изнутри стены храма облицованы гладкими песчаниковыми плитами. Восточная часть стены с внешней стороны украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов по своей отделке просты, но изящны. Их резьба отличается разнообразием орнаментальных сюжетов и тонкостью их исполнения. Внутри храма стены покрыты богатыми росписями, которые в настоящее время в большинстве своем утеряны. На западной стене сохранилось изображение ветхозаветного сюжета с ликом Константина.
Достоянием собора являлся золотой потир, который в настоящее время хранится в музее искусств г.Тбилиси. Потир не сохранился полностью, осталось только его верхняя часть.
Согласно вычеканенной по его краю надписи, выполненной алфавитом «асомтаврули», он принесен в дар Багратом III и его матерью Гурандухт построенному ими же Бедийскому храму. В ктиторской надписи на потире Баграт III именуется царем Абхазским, дотируется 999 годом- годом окончания строительства Бедийского Храма. Поверхность потира украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери, апостолов – Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов.
В этом храме Баграт III был похоронен 1014 году.
Бедийский епископ ведал обширной территорией от храма до реки Ингур.
В период политического единства Абхазии и Грузии, Епископ Бедийский занимал 26 место в списке церковных иерархов, а на церемонии коронации Абхазского царя стоял непосредственно за Сухумским.
надписи сделаны асомтаврули - это древнегрузинский шрифт но сделаны на грузинском языке (
а не на современном абхазском хотя бы грузинскими буквами)
http://www.abkhazian-churches.ru/bedija.html
вот вам ещё грузинский крест тоже из Бедия - такие кресты и орнаменты на каждом шагу в восточной Грузии
теперь хочу спросить тов. Зора-
О чём всё это говорит?
когда же Абхазия не была Грузией если в 6-ом 10-ом и 16-18-ом веке в Абхазии строились Грузинские церкви и делались грузинские надписи?