Пути и причины миграции из южного побережья Балтики определены и подтверждаются в том числе текстами берестяных грамот (по А.А. Зализняку). Процесс вытеснения славянства на юге тоже имеется и не закончен (см. по ссылке для второй цитаты старорумынскую азбуку-это кириллица). В самой Германии до сих пор сохранились лужичане, которым ставят препятствия в применении своего языка (препятствия ставили и во времена ГДР).
"Итак, все факты говорят о том, что «варяжская колонизация» Новгородско-Псковской земли (уже заселённой ильменскими словенами – выходцами из Повисленья) шла не из Скандинавии, а из славянского Поморья.
Массовый отток ободритов из отеческих земель на восток начался, по всей видимости, с 939 г., когда, по сообщению германского хрониста Видукинда под властью саксонских королей оказались все славянские племена, живущие между Эльбой и Одером, и, вероятно особенно усилился со второй половины X столетия, после того как основатель Священной Римской империи Оттон I нанес поморским славянам сокрушительное поражение на реке Регнице (955 г.). Славяне пытались сопротивляться германскому натиску, и эта борьба по необходимости приняла формы религиозной войны. В 1001 г. ободритские князья Мстивой и Мечидраг «отпали от веры» и подняли восстание против немецкого владычества. Последовала ужасная резня христиан в Гамбурге и Альденбурге; по словам Гельмольда, к востоку от Эльбы не осталось и «следа от христианства». Новый взрыв этническо-религиозной вражды произошел в 1024 г., когда славянский князь Готшалк «обрушился на всю нордальбингскую землю (районы вдоль северного течения Эльбы. - С. Ц.) и учинил такое избиение христианского народа, что жестокость его перешла все границы», - и повторился в 1066 г., вновь сопровождаясь опустошением «всей гамбургской земли». Все эти восстания в конце концов заканчивались поражениями славян и ответными репрессиями немцев, что, безусловно, подталкивало ободритов к миграции.
С технической стороны массовое переселение не представляло сложности. Хорошо известно, что поморские славяне были отличными мореходами, они отличались большим искусством в построении судов и могли строить большие корабли, вмешавшие на свои палубы лошадей.
Таким образом, активное проникновение ободритов на Русь продолжалось два столетия – с середины X до середины XII в., когда сопротивление балтийских славян было окончательно сломлено, и на месте славянского Поморья возникло Бранденбургское маркграфство.
Впрочем, путь в Новгородскую землю поморские славяне проложили, по археологическим данным, еще со второй половины VIII в., когда активно включились в торговлю с Багдадским халифатом.
В настоящее время можно считать твердо установленным, что древнейшие мостовые Новгорода были проложены по территории трех родовых поселков-концов, по крайней мере один из которых населяли выходцы из славянского Поморья [Горюнова В.М. Проблемы происхождения западнославянской керамики в Приильменье // Новгород и Новгородская земля. История и археология (Материалы научной конференции. Новгород, 26–28 января 1994 г.). Выпуск 8. Новгород, 1994, с. 65–75; Смирнова Г.П. К вопросу о датировке древнейшего слоя Неревского раскопа Новгорода // Древняя Русь и славяне. М., 1978, с. 170; Янин В. Л., Алешковский М. Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы)//История СССР. 1971. N2, с. 41]. Кончанская система Новгорода аналогична административно-территориальному устройству Щецина/Штеттина.
Стоит принять во внимание и любопытное свидетельство Титмара Мерзебургского о том, что «племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет один отдельный властитель». Как тут не вспомнить неспособность населения Новгородской земли выдвинуть из своей земли «надплеменного» вождя…
Итак, летописное предание о Рюрике и «варягах-руси», вероятнее всего, зафиксировало полёт «вендского сокола» с южного берега Балтики на берега новгородского Ильменя. Не исключено, что само своё название Новгород получил «в противовес» ободритскому Старграду (ныне Ольденбург)." (
http://sergeytsvetkov.livejournal.com/58411.html )
" Греко- и славянофильская направленность сменилась прозападной, когда в 1829 Румыния получила автономию в рамках Османской империи. Немалое влияние на грамматологические процессы в Румынии оказали местные лингвисты, последователи т.н. трансильванской школы - С. Мику-Клейн, Г. Шинкай и И. Будай-Деляну. Обосновывая происхождение родного языка от вульгарной латыни, они старались искуственно его к ней приблизить (до этого румыны, как впрочем и литовцы, считались славянами). Появилась мода на все латинское - культуру, слова, письмо. Т. Чипарю и Б.П. Хашдеу заложили основы румынской филологии. После того, как в 1859 на престол господаря взошел реформатор Александру Ион Куза, ориентация румынских княжеств (Валахии и Молдовы) на славянский мир ослабла. В 1862 им был подписан декрет о переходе на латинское письмо.
В этот период старорумынское письмо приобрело гибридный характер. Известно, например, что русский алфавит неоднократно останавливался у роковой черты латинизации. А вот румынская кириллица сначала вобрала в себя латинские элементы и радикально поменяла государственную графику. Вступление на румынский престол немца Карла Гогенцоллерна (Кароля I) завершило процесс латинизации." (
http://www.rbardalzo.narod.ru/4/rum.html )