Lukman писал(а):Dedal писал(а):Почему древнерусские морские суда не похожи по архитектуре (форма, гидродинамика, конструкция) на скандинавские корабли.
А какова вместимость древнерусских морских судов скажем Х-го века?
Сколько человек вмещали?
Извиняюсь за отсутствие, конкурсы, конкурсы
Прежде всего, в древней Руси было два судостроительных центра: на севере - Новгород, на юге - Киев.
Соответственно, существовало две судостроительные школы.
Южную описал Константин Багрянородный: славяне использовали моноксилы, точнее челны и струги.
Чёлн - грубо сделанная долблёнка с неразведёнными бортами, струг - струганная долблёнка с разведёнными бортами, иногда борта надстраивались досками. Это и есть судостроение восточных славян.
Надо отметить, что такие суда не являлись чем-то отсталым. При уровне развития средневекового судостроения, когда бревна сначала кололи на пластины, а потом из них вытёсывали доски, имея достаточно большой ствол - проще было сразу вытесать из него корпус лодки. Понятно, что на Руси леса было достаточно.
Если хотите подробностей, читаем Боплана, об обычаях казаков. За 700 лет почти ничего не изменилось.
При этом, морского судостроения у восточных славян не было. Это подтверждает археология - отсутствие у них достаточного вооружения, чтобы соперничать с морскими народами. И отсутствие в "Русской правде" отдельного термина для морских судов: "ладья", ладья заморская".
Северная школа судостроения была более развита. Наряду с моноксилами, здесь строили лодки из досок.
Причина этого - пришлый элемент.
Но только не скандинавский, а западнославянский. Подтверждается лингвистикой, управленческий термин - "князь" и транспортный термин "корабль" - западнославянского происхождения.
Кроме того, в "Русской правде" отсутствуют скандинавские термины судостроения.
Т.е. авторами появления на севере Руси морского судостроения являлись балтийские славяне.
Хотите увидеть руса - посмотрите на запорожских казаков.
После вытеснения немцами славян с юга Балтики, происходит их миграция на север Руси. И начинается "эпоха викингов", так как сходит на нет влияние балтийских славян. Но на Руси скандинавы по-прежнему выступают только в роли торговцев и наёмников, появляясь и в Византии следом за русами.
Пройдя по "пути из варяг в греки" русы развивают морское судостроение и на юге Руси, но с учётом днепровских порогов - это не ладьи, а усовершенствованные моноксилы. Подробности у Боплана.
Далее, скандинавское судостроение и западнославянское - это две разные школы. Значительно отличающиеся.
Совпадает только общая классификация и некоторые технологические детали.
У тех и других были чисто гребные лодки, грузовые суда и суда смешанного назначения.
Скандинавские суда предназначены для моря, имели "веретенообразную" форму с острыми оконечностями и высокими штевнями, предназначенными "резать" морскую волну, V-образный мидель и значительную килеватость днища, препятствующую дрейфу.
Суда балтийских славян класса "река-море", имели "миндалевидную" форму корпуса, невысокие штевни, U-образный мидель, не развитый киль. Т.е. корабли славян изначально ходили по рекам и только позднее были приспособлены к морскому плаванию.
Туже специфику и архитектуру демонстрируют и древнерусские суда.
На сегодня найдено порядка 10-15 кораблей балтийских славян. Наиболее длинное - гребная ладья 18 метров.
Наибольшая вместимость, известная по источникам - 44 воина и две лошади, судно соразмерно со скандинавским карви (гокстадский корабль).
Построено две реплики: "Белый Конь" и "Орёл Юмны".