Некоторые источники по истории грузинских обителей в Иерусалиме Некоторые отрывки из «Истории Иерусалимских патриархов» и грамот грузинским царям и духовенству, Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины Досифея II (1641-1707), в миру Нотара.
Грамота картлийскому царю Ираклiю I (1688-1703, Николаю Давидовичу до 1674г., и Назарли-Хану с 1688г.)«Родъ Багратiоновъ, и отъ нихъ Мепы, т. е. благочестивейшие цари иверскiе, искони были защитниками и ктиторами святого и живоноснаго Гроба и прочихъ пречестныхъ поклонеiй. Защитниками, потому что, во время войнъ греческихъ царей съ султанами египетскими, монастыри Св. Iерусалима подвергались опасности конечнаго раззоренiя, а цари иверскiе, какъ друзья султановъ египетскихъ, сохранили эти святыя обители, и мы застали ихъ ктиторами, ибо во время войнъ грековъ и франковъ съ арабами и султанами египетскими крайне обветшали монастыри и приближались къ последнему разрушенiю; а цари иверскiе поддерживали ихъ, какъ это видно, между прочимъ, изъ одной записки на грузинскомъ языке, хранящейся на Св. Голгофе, которую составилъ приснопоминаемый царь Вахтангъ Горгасалъ: блаженной памяти Кснисъ-Эристави, который постригся тутъ въ монахи и переименованъ быль архимандритомъ отцомъ Iосифомъ, — и, если угодно, спросите сего св. архимандрита, — онъ вамъ поведаетъ это, потому что онъ виделъ и читалъ упомянутыя записки. Итакъ, поелику иверiйцы помогли грекамъ въ нужде ихъ, вотъ и мы теперь служимъ иверiйцамъ въ ихъ нужде... Въ Iepyсалиме произносится анафема тому, кто говорить, что есть различiе между иверiйцемъ и грекомъ. Светлость твоя, вспомни еще и то, что блаженной памяти святейшiй патiархъ киръ-Феофанъ ходилъ къ вамъ, и блаженной памяти дедъ твой Теймуразъ (Теймураз I царь Кахетии, 1606-1648) принялъ его, угощалъ и далъ ему много денегъ (между прочимъ и золотую чашу, осыпанную драгоценными камнями, проданную имъ въ Константинополе за 12,000 пiастровъ), и онъ, возвратившись, уплатилъ долгъ Св. Гроба. Какъ Св. Константинъ, такъ и прочiе цари иверскiе почитаются и восхваляются у Св. Гроба. Отъ сего рода происходить и твоя светлость, и этихъ царей ты потомокъ и наследникъ, и что отменно хорошо имеешь и благочестiе ихъ. Ибо вы прислали намъ изъ Испагана съ блаженной памяти царицею вашею матерью кира-Еленою однажды 1,667 пiастровъ, а въ другой разъ 1,000 пiастровъ и люди ваши особо прислали свои деньги и вещи... Обстоятельства понудили тебя переменить отеческую и святейшую веру... Пусть по виду ты будешь иноплеменникомъ, но въ сердце пребывай благочестивымъ, дабы не забыть своего спасенiя котораго более уже не обрящешь. Сохраняя же свою цель, ты долженъ делать многое въ оправданiе свое... Не забудь Iерусалима; но пришли что нибудь, не только для поминовенiя, но и ради чести и для обновленiя какого-либо монастыря отъ твоего имени... Попекись и другимъ образомъ о монастыряхъ Креста и находящихся въ Iерусалиме, и не отговаривайся, что это дело каnоликоса и архiереевъ. Созови соборъ; прикажи каnоликосу и прочимъ исполнить то, о чемъ мы пишемъ... Въ Iерусалимъ прежде приходили малолетнiе иверiйцы и въ монастыре воспитывались и делались священниками, монахами, дiаконами и привыкали къ посту, бденiю и молитве... Если въ Iерусалимскомъ Крестномъ монастыре игуменомъ долженъ быть иверiецъ, то пусть пришлется благочестивый, и съ нимъ дiаконы, пресвитеры и проч., дабы научились они послушанiю, благочестiю, посту и проч. Iерусалимскiй монастырь Креста былъ въ долгахъ. Иверiйцы 250 летъ ежегодно платили джереме (налогъ) за одну мечеть, а мы съ издержками исходатайствовали хаттишерифъ и освободили монастырь отъ этой платы; съ техъ поръ, какъ мы приняли его въ свое веденiе, ежегодно издерживаемъ до 600 пiастровъ и поддерживаемъ его. 1,600 пiастровъ издержаны на крышу... Что касается до нечестивыхъ персовъ, то улыбайся имъ и кланяйся, лишь бы тебе принести пользу христiанамъ. Когда персидскiй шахъ потребуетъ людей, старайся давать ему сколько возможно меньше, а другому кому-нибудь, кроме его, никогда не давай христiанина. Запрещай боярамъ продавать христiанъ магометанамъ. Избегай греховъ, сколько можешь. Слушай литургiю, когда можешь, и прочитывай прочую службу, сколько можешь. Раздавай милостыни церквамъ, сколько можешь. Позаботься о жене и детяхъ своихъ, чтобы по смерти твоей не взяли ихъ въ Испаганъ и не обратили въ магометанство. Живи многiя лета; а когда придетъ смерть и застанетъ тебя въ томъ состоянiи, въ какомъ теперь находишься, тогда часто повторяй: верую во единаго Бога, и такъ умри.»
Грамота царю Вахтангу VI (1675-1737), от 1706г.«Наипаче высокомерiе и расточительность игуменовъ причинили много зла монастырю Св. Креста; и вотъ уже 37 летъ мы заботимся объ исправленiи его; да не только мы, а и отцы и праотцы ваши, со времени блаженнаго Дометiя католикоса, старались освободить монастырь отъ долговъ и едва могли въ теченiи 50 летъ доставить ему эту свободу; и теперь нужно намъ и вамъ вместе быть внимательными къ монастырю, да не задолжаетъ онъ въ другой разъ, потому что уже не избавиться ему более отъ долговъ... Съ техъ поръ какъ мы ездили въ Иверiю и какъ находятся тамъ отцы Св. Гроба, много добра сделано въ Иверiи, и доселе делается оное... (Далее, патриарх просит у Вахтанга какого нибудь дома для Святогробцев и несколько свободных служителей). „Светлейшiй царь киръ Вахтангъ! Ты вопрошаешь и требуешь наставленiя: — поелику де Персидскiй шахъ отовсюду требуетъ ceбе христiанъ, и беретъ и обращаетъ ихъ въ свою веру, посему набираю и отсылаю ихъ и я; иначе и быть не можетъ, потому что именно такой дани шахъ требуетъ съ Иверiи; и если ему не дать ихъ, то возгорятся войны, и подвергнутся угнетенiю уже вее христiане Иверiи. Таковъ твой вопросъ! А требуешь ты какого-либо канона (эпитимiи), дабы не остаться въ грехахъ предъ Богомъ. Ответь нашъ таковъ! Поелику уже невозможно не давать сей подати, то нужно тебе делать два дела: одно, чтобы не погрешать, а другое, — принять эпитимiю. Первое дело: выбирай и отсылай христiанъ сколько можно менее, т.е. изъ желанiя казаться усерднымъ, не увеличивай числа рабовъ и не предавай христiанъ въ руки нечестивыхъ. Поелику ты набираешь и отправляешь ихъ по неотложному обычаю, то не присоединяй къ тому своего рвения... И такъ смотри, не давай больше того числа, какое требуется. Второе дело: какъ бы ни отдавались христiане, все же тутъ есть грехъ; посему-то Св. отцы налагаютъ эпитимiю не только за добровольное убiйство, но и за невольное. И такъ ты хорошо поступилъ, золотой мой, что потребовалъ канона... Храни церковь отъ волковъ, или отъ антихристовъ-еретиковъ, и особенно предвидь злоумышленiе ихъ и заблаговременно уклонись отъ собеседованiя съ ними, и не люби ихъ: какъ это делали древнiе самодержцы и иверскiе владетели и цари, и за то были почтены въ настоящемъ веке, и прославляются въ будущемъ ...Изгони латинскихъ священниковъ изъ Тифлиса. Армяне, каковы бы они ни были, смотрятъ только на свои дела; и православные не имеютъ никакого стесненiя отъ нихъ... Ересь армянъ гораздо сноснее ересей папскихъ... а латиняне достойны ненависти и отверженiя, во первыхъ потому, что они искушаютъ армянъ, вашихъ подданныхъ, разделяютъ ихъ на двое и причиняютъ симъ несчастнымъ много зла; во вторыхь потому, что они суть наветники на православныхъ и пишутъ въ Римъ, будто они владетелей и большое число христiанъ сделали латинянами, и такимъ образомъ клевещутъ на церковь; при томъ они знаютъ мiрскую мудрость и обманываютъ людей красными словами, ложно изъясняя Св. Писанiе и превратно толкуя Св. отцевъ... Это зло не есть давнее, а ошибка вашего деда Теймураза I... Его высочество царь Георгiй X (царь Картли, 1560/1565 — 1606) заповедалъ намъ это и только сказалъ, что сперва онъ уничтожить долгъ Креста, т.е. освободить отъ долга монастырь Крестный, а потомъ отдастъ церкви, какiя имеютъ латины, а именно: находящуюся въ Тифлисе отдастъ игумену Крестному, а находящуюся въ Гори армянамъ, и латинскихъ монаховъ изгоните изъ Карталинiи, да освободится мipъ отъ золъ ихъ. Пусть исполнитъ все это светлость твоя; и простятся грехи твои одинъ за другимъ, — все, все, поелику тебе данъ канонъ полный. Мы позаботились о вашихъ монастыряхъ и уплатили долги ихъ. Теперь уже 37 лете, какъ мы трудимся, т. е. со времени Дометiя католикоса, и за то просимъ отъ лица вашего только одной милости: отберите церкви отъ латинскихъ монаховъ и удалите ихъ отъ себя. Латины домогались въ Iерусалим купить монастырь Креста у агарянъ. Они во всей Франкiи не позволяютъ ни одному православному священнику литургисать, ежели онъ не будете воспоминать папу: почему же они священнодействуюте въ Карталинiи и поминаютъ папу, а не католикоса? Изгоните оттуда латинскихъ монаховъ... которые одного нечистаго и грешнаго человека называютъ вторымъ на земле Богомъ, погубили царство православныхъ; они усилили агарянъ; они наветуютъ на православныхъ въ Польше, на островахъ и во всемъ мipе... они для насъ хуже агарянъ»
Грамота отъ 1699 г.«Очень хорошо известно любви вашей, въ какомъ состоянiи находились иверскiе монастыри въ Iерусалиме. Они едва не разрушились до основаiй, будучи столько летъ заперты. Какой монахъ, или мiрянинъ, изъ иверiйцевъ, приходилъ въ Iерусалимъ, турки заключали его въ башню и требовали отъ него денегъ; имения Крестнаго монастыря они захватили и обратили въ свою собственность; изъ игуменовъ Крестныхъ Гаврiила убили Iосифъ бежалъ ночью изъ Iерусалима, а Мелетiй столько летъ содержался въ темнице. Латины и армяне намеревались купить сiи монастыри и сделать ихъ собственными; и уже кто бы могъ вырвать ихъ изъ рукъ ихъ? Тогда мы, видя столь великое зло и столь великое безчестiе, которое пало бы на весь родъ православныхъ и преимущественно на иверiйцевъ, собрались въ путь по милости Божьей, и, не смотря на нездоровье свое и нужды Св. Гроба, оставили все и одинокiе пришли въ Иверiю, терпя то жаръ, то холодъ. Наконецъ, съ помощью Божiею устроили следующее: 1) монастыри иверскiе освободили отъ долга; 2) уплачиваемъ проценты ихъ; 3) по судебному решенiю высвободили именiя ихъ; 4) эти монастыри столько летъ были затворены, а теперь въ нихъ совершается богослуженiе; 5) книги иверскiя, бывшiя добычею мышей, мы бережемъ какъ свои; 6) въ монастыре Крестномъ существуетъ, по одному имени, мечеть, за которую иверiйцы, уплачивая частые джереме, нажили большой долгь; а мы освободили его отъ
долга, уплативъ 1,500 пiастровъ и выхлопотали хаттиерифъ, чтобы турки впредь не делали никакихъ следствiй и никакой расправы касательно этой мечети; а это стоило намъ более 2,000 пiастровъ»
Грамота писанная из Константинополя, отъ 1706г.«Мерность наша объявляетъ настоящею патрiаршею граматою, что такъ какъ пречестный монастырь честнаго и животворящаго Креста, находящiйся въ Iерусалиме и издревле данный Богомъ христолюбивымъ иверiйцамъ, отъ обстоятельствъ времени, впалъ въ столь тяжкiй долгъ, что отцы иверiйскiе покинули его; и такъ какъ монастыри, Крестный и все прочiе, принадлежащiе иверiйцамъ, находились въ запустенiи около 40 летъ, и едва не пришли въ конечное разоренiе, притомъ латины и армяне хотети выкупить ихъ у заимодавдевъ агарянъ, то по промыслу Божiю, мы трое, во имя святой Троицы, именно: его высочество царь киръ-Георiй, светлейшiй брать его Михаиль киръ-Леванъ, и я, мы согласились поправить cie дело на такомъ условiи, что наши будутъ труды, а ихъ светлости дадутъ деньги. И такъ, мы одни отправились въ Иверiю и трудились всячески, ихъ же светлости пожертвовали несколько денегъ на уплату долга, и при большихъ трудахъ, какъ сказано, мы освободили монастыри и поправили ихъ, уплативъ долгъ, благоволешемъ Божiемъ, а деньги, которыя, по условiю, должны были дать намъ ихъ светлости для уравненiя и совершенной уплаты долга Честнаго Креста, мы получили отъ нихъ стойныя и сполна, и нечего намъ более требовать отъ светлостей, даже ни одного овола... Еще именiя Крестнаго монастыря захватили было соседнiе агаряне; но мы выхлопотали судебные приказы и высвободили ихъ, да будутъ монастырскими попрежнему Еще: по навожденiю некоторыхъ людей, говорившихъ, что внутри монастыря была мечеть, кадiи ежегодно брали съ насъ много пунговъ денегь, даже после того, какъ мы уплатили монастырскiе долги; но, по милости Божiей, мы постарались и исходатайствовали хаттишерифъ и избавили монастырь отъ этой тяжести. Еще какъ Крестный монастырь, такъ и прочiя обители иверiйцев, какия находятся въ святомъ Iерусалиме, отъ долговременности обветшали и пришли почти въ разрушенie; но мы, по силамъ нашимъ, возобновили ихъ, по¬крыли и еще до сихъ поръ подновляемъ, и израсходовали на нихъ столько пунговъ денегь... Bсе эти расходы, ко¬торые сделала патрiархiя, простираются уже за 30 пунговъ аслановъ. Поелику же все они пожертвованы христiнами-греками (даръ добрый! ибо братья помогли братьямъ), посему мы, не только не требуемъ отъ иверiйцевъ въ пополненiи ихъ ни много, ни мало, но еще возвращаемъ имъ, какъ монастырь Честнаго Креста, такъ и прочiе, как-то: Св. Николая, Свв. Феодоровъ, Св. Василiпя, Св. Анны и Св. Георгiя еврейскаго, безъ долговъ и свободные во всехъ отношешяхъ, и ни мы сами, ни после насъ святейшiе патрiархи Св. града Iерусалима, ни святые отцы и наместники всесвятаго Гроба, не будемъ требовать съ иверiйцевъ денегь ни много, ни мало, ни въ заменъ техъ, кои мы дали на уплату долговъ и процентовъ, ни въ счетъ техъ, кои мы пожертвовали на обновленiе, на ходжеты, на приказы, на хаттишерифы и другие разные расходы; но да будутъ монастыри ихъ свободны отъ всякаго домогательства, отъ всякаго долга и всякой докуки, и да будуть въ нихъ действительными полными хозяевами христолюбивые иверiийы. А когда Богъ благоволить, и изъ Иверiи придетъ игуменъ, тогда онъ пусть приметь въ свою власть все монастыри попрежнему, только пусть соображаетъ расходы съ приходами, дабы не ввести ихъ въ долги и не вторгнуть вторичной опасности. Равнымъ образомъ, сколько бы иверiйцевъ ни пришло на поклонение Св. Гробу, никто изъ нихъ да не требуетъ изъ патрiархiи содержанiя, или займа, или подарковъ: пусть сами себя содержать... къ погашенiю же долга монастыря Крестнаго греки не въ праве требовать ни одного овола, поелику онъ уже уплаченъ. Вотъ что объявляетъ мерность наша, заботящаяся и о чести христолюбивыхъ иверiйцевъ, и о мирномъ состоянiи монастыря Крестнаго! Кто православный христiанинъ, тотъ приметь все это, а кто будетъ противоречить, или мыслить иначе, тотъ есть язычникъ и мытарь, врагъ церкви, наветникъ чести иверiйцевъ, отверженный благодатею Божiею и лишенный славы Божiей. A прiемлющiе все это и хранящiе со всякимъ вниманiемъ в благоговенiемь, какъ иверiйцы, такъ и греки, суть Св. члены Св. церкви Христовой, и имеють лагословенiе Отца и Сына и Св. Духа, и получать венецъ славы въ день Господень»
Отрывок из «Истории Иерусалимских патриархов», конец XVIIв. (?)«…послe смерти Николая (Никифора) собрали все, что осталось у него, присоединили къ этому 100,000 пiастровъ и послали въ 1659 г. черезъ еп. тифлисскаго Iece вместе съ несколькими знатными лицами эту сумму въ Iерусалимъ, чтобы заплатить ростовщикамъ и выкупить грузинскiе монастыри въ Палестине; но несколько мусульманъ узнавши это, напали на нихъ близъ Мелитены и ограбили ихъ. Въ 1666 г., въ патрiаршество Нектара, некто Иларiонъ, изъ грузинскихъ евреевъ, игуменъ Тцаленджихскаго монастыря въ Мингрелiи, прибыль въ Iерусалимъ; здесь онъ поспорилъ немного съ патрiархомъ и уехалъ обратно въ Грузiю со всемъ темъ, что онъ привезъ съ собою. Въ 1663 г. прибылъ въ Iерусалимъ монахъ Iосифъ Бараташвили, посланный изъ Карталинiи. Будучи человекомъ не энергичнымъ, онъ далъ ростовщикамъ крайне невыгодные для монастырей векселя и отправился обратно въ Грузiю. Въ 1666 г. прибылъ въ Iерусалимъ Халибели съ 10,000 пiастровъ, это былъ человекъ недобрый, который не любилъ патрiарха; онъ далъ деньги ростовщикамъ, переменилъ векселя, причисливъ проценты къ капиталу, такъ что долги Крестнаго монастыря возрасли до 94,000 пiастровъ, после чего онъ такъ же поспешно уехал въ Грузiю. Iосифъ грузинъ собралъ въ Грузш 40,000 пiастровъ, 50 золо-тыхъ цеочекъ, много другихъ драгоценностей и одинъ образъ въ дорогомъ окладе; онъ отправился моремъ изъ Трапезунда на лазскомъ судне, которое вместе съ пассажирами погибло въ море. Наконецъ, католикосъ карталинскiй Дометiй, братъ царя, собралъ во всей Грузiи 100,000 пiастровъ и решился отправиться одинъ въ Iерусалимъ, но умеръ до отъезда, и собранная сумма была издержана. Между темъ, мусульмане взяли грузинскiе монастыри въ залогъ и запечатали. Вскоре католики и армяне захотели выплатить долги и получить первые — монастырь Св. Николая, вторые же — все остальныя владенiя грузинъ; тогда мы решились съ помощью Божьей освободить ихъ, написали несколько разъ въ Грузiю и, наконецъ, решились лично отправиться туда. Освобожденiе грузинскихъ монастырей было целью нашего путешествiя и нашихъ усилiй; для этого надо было заручиться содействiемъ паши (губернатора Иерусалимского), такъ какъ все знатныя лица были заинтересованы въ этомъ долге, и они хотели получить сполна всю сумму, безъ малейшей скидки. Получивъ на 3-й день пасхи 8,000 золотыхъ, паша въ тотъ же день принялся за дело. Кадiй, будучи человекомъ мягкаго характера и, получивъ свою долю, волею-неволею молчалъ. Секретарь Кадiя пришелъ въ naтpiapxiю и, при помощи несколькихъ мусульманъ, мы его удовлетворили, такъ что въ теченiи одной недели мы выплатили 94,000 пiастровъ монастырскаго долга и банкирамъ не менее 50,000 пiастровъ: одинъ получилъ всю сумму, другой более половины, третiй половину или менее половины. Кадiй былъ смененъ, но его преемникъ ничего не могъ сделать, и дело такимъ образомъ кончилось.»
«Памятники грузинской старины въ Святой земле и на Синае», профессор А.А.Цагарели, С.-Петербургъ, 1888г.
http://beroma.livejournal.com/49287.html#cutid1