sasha a » 21 авг 2006, 19:41
В своем Послании Таубе и Крузе неоднократно называют даты тех или иных событий с точностью до дня и даже часа. Очевидно, документ составлен на каких-то личных записях ливонцев. В то же время во Вступительной статье Рогинского отмечена явная ошибка, которая, как он считает, появилась по вине переписчика, а не авторов: в заглавии Послания и в эпизоде, в котором рассказывается об отъезде И.Г. в Александровскую слободу, стоит дата 1566 г.:
«Великого князя Московского неслыханная тирания вместе с другими поступками, совершенными им с 66-го по 72-й год, в то время бывшими его советниками, обстоятельно, как они сами видели, слышали и испытали, светлейшему, вельможному князю и господину Иоанну Хоткевичу в особую честь правдиво описанные».
«В 1566 г. в воскресенье после дня св. Николая решил великий князь по свойственной ему подозрительности, либо по дьявольскому наваждению и тиранскому своему обыкновению, сообщить всем духовным и светским чинам следующее...»
Если одна описка вполне вероятна, то дважды повторенная – не может рассматриваться как невнимательность. Я предполагаю, что Таубе и Крузе намеренно указали неверную дату.
Из каких соображений они это сделали?
Рассмотрим датировку событий, как дают ее Таубе и Крузе.
1) «В 1566 г. в воскресенье после дня св. Николая...» - царь уезжает в Александровскую слободу.
2) «В день Сретенья Господня этого же года (1566 – С.А.)...» - возвращение И.Г. из Александровской слободы в Москву, причем: «с таким извращенным и быстрым изменением своего прежнего облика, что многие не могли узнать его. Большое изменение, между прочим, внесло то, что у него не сохранилось совершенно волос на голове и в бороде, которых сожрала и уничтожила его злоба и тиранская душа».
3) «19 июля 1568 г. в полночь...» - были похищены жены князей, бояр, воевод, государственных людей, писарей и т.д. для надругательства. Далее авторы отмечают, что «тиранства и содомские грехи стали учащаться»
4) «20 января 1569» - объявил об измене Новгорода
5) «май 1571» - поход Девлет-Гирея
6) «в 1571 г.» - женился
7) «26 июня 1571 года» - Таубе и Крузе были у царя в Александровской слободе. В этот день «избрал он для себя и своего сына тех, кого он хотел следующим образом: они должны были снять все украшения и платья и дать осмотреть себя безо всякого затруднения и сопротивления нагими. При этом присутствовал его доктор, и он должен был осмотреть их мочу в стакане и определить и высказаться относительно их природы, свойств и здоровья. После всего этого выбрал он одну себе, дочь незнатного купца по имени Григория Собакина, а сын — псковского происхождения из рода Сабуровых, и обе были взяты в жены, и в день св. Михаила состоялась свадьба».
Какие события Таубе и Крузе фиксировали с точностью до дня? Те, которые говорили об изменении в поведении царя или его внешности: отъезд в А.с., возвращение, начало массовой содомии, всплеск садистских наклонностей, решение жениться.
Что означало решение царя жениться? Зачем ему понадобилось узаконить сожительство с девушкой из купеческого(!) рода, если он имел в неограниченном количестве жен и дочерей своих подданных любого звания?
Я думаю, что желание жениться должно было означать желание царя остепениться, т.е. покончить со своим распутным прошлым. При этом похвальном поступке присутствовал, кроме Таубе и Крузе, доктор. Доктор Елезиус Бомелиус.
К фигуре Бомелия стоит присмотреться повнимательней, ибо в биографии его присутствует немало удивительных фактов.
(я, право, не знаю, стоит ли продолжать, если мои слова встречают такую стойкую реакцию неприятия?)