Ilik писал(а):Когда найдете что-то серьезное в пользу вашей точки зрения, тогда и приведете. Мы никуда не спешим. Меня радует уже то, что вы начали смотреть настоящую научную литературу.
Вы будете удивлены, от я всегда смотрю настоящую научную литературу. Кстати, давайте уточним что вы подразумеваете под словами "настоящую научную". Ту что сходится с вашей точкой зрения или относите к этому определению и работы тех , кто не вписывается в вашу концепцию происхождения русского государства. Вот например работы Е.С. Галкиной, А.Г. Кузьмина, С.Л. Кузьмина, А.А. Горского - это научная литература или нет? Я пишу совершенно без иронии, просто пытаюсь понять, что бы знать чем оперировать в дальнейшем. Вообще что есть профи в вашем понимании Например тот же достаточно одиозный и известный как фантаст Ю. Петухов профессиональный историк, как проф. историк и не менее известный и публикуемый Л. Прозоров. Профессор историк и П.М. Золин. В таком случае можно ли их работы расценивать как "настоящую научную литературу"? Равно как и работы А. Никитина, С. Цветкова, Ю. Звягина? А теперь немного по существу. а именно по Донскому пути. Просматриваю труды разных автровов и по мере того как буду находить нужно, буду вставлять в свои посты. Вот цитата из работы О. И. БОГУСЛАВСКОГО "ЮЖНОЕ ПРИЛАДОЖЬЕ В СИСТЕМЕ ТРАНСЕВРАЗИЙСКИХ СВЯЗЕЙ IX—XII вв."
"Активизировали поиск новой трассы, видимо, арабские купцы после заключения договоров князя Олега с Визан-тией, поставивших русских купцов в преимущественное положение на константинопольском рынке (ПВЛ, 1916: 29—41). В это время имели место достаточно осторожные попытки прохода как по рекам юго-восточного Приладожья, так и по рекам Ильменского бассейна, причем контакты по Волхову были гораздо более оживленные, с выходом на традиционный Донской путь (Ляпушкин, 1963: 153)... Таким образом, период 920—950-х гг. можно рассматривать как период активного участия жителей Приладожья в трансевразийской торговле, трасса которой проходила по территории Приладожья (Богуславский, 1992: 53—54). Это заключение основано на большом количестве и разнообразии привозных изделий, в том числе и булгарских, которые практически отсутствуют в это время в Ладоге, и на интенсивном притоке арабского серебра, в то время как в Поволховье и в бассейне Ильменя фиксируется его относительное замедление. Основное движение товаров в это время, видимо, связано с вновь образовавшейся Волжской магистралью. Складывание пути по традиционному донскому варианту с выходом на северные реки Балтийского бассейна стало в начале Х в. весьма трудным. Это объясняется проникновением в самом конце IX в. или в первом десятилетии Х в. в степени Подонья и Приазовья печенежских племен, которые в 915 г. появились уже на границах Русского государства (Плетнева, 1966: 65). Усиление в связи с этим роли Волжского пути подтверждается постройкой на Волге между 920 и 930 гг. города Булгара и возникновением в 920-е гг. «трех групп Руси», которые локализуются Д. А. Мачинским также на Волжском пути (Мачинский, 1985:8)." (ДРЕВНОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ
(славяно-финно-угорское взаимодействие, русские города Балтики)Под редакцией В М. Массона, Е. Н Носова, Е. А. Рябинина)
Еще раз извиняюсь за большую цитату, но во избежание упреков в том, что фразы выдернуты из контекста иногда приходится это делать. Данная работа относится к настоящей научной литературе? В следующий раз я добавлю цитаты из работ других археологов и историков.
Ilik писал(а):Самым крупным поселением каганата была сама его столица Итиль. И она, скорее всего, уже найдена. Там идут раскопки последние лет 12, если не больше. Раскопки являются совместным проектом института этнологии РАН и Астраханского университета.
Я читал о работах на предполагаемом Итиле. И что? Даже если это найдена столица Хазарского каганата, это единственный крупный комплекс в нижнем Поволжье рассматриваемого периода. Кстати, размеры Салтовского городища 120 га, то есть 1,2 кв.км. А ведь по последним данным это не самое крупное городище найденное на территории салтовской культуры. Да и не единственно.
Ilik писал(а): Кто вам это сказал? Они знают не просто население Дона, а они знают именно донских ясов
:
Вообще то, следуя той же Плетневой салтовскую культуру основали пришедшие с Кавказа аланы, а не степные асы. И та же Плетнева вслед за Артамоновым связывает гибель салтовской культуры с венграми, а затем печенегами, а отнюдь не кавказскими аланами. В 30-х годах 1Х века византийцы строят Саркел для хазар и не о какой антихазарской коалиции вкупе с донскими асами речи в тот период и не может быть. Греки вообще ничего не знают и не упоминают о народах живущих по Дону выше Саркела. В конце 8 века и первых десятилетиях 9 в хазарии шла гражданская религиозная война, в результате которой было разрушено ПЦГ, а на левом берегу Дона заложен Саркел . Ряд исследователей считает, что в результате этой войны салтовская культура отделилась от Хазарии, да и сам каган бежал в район Сарского городища где женившись на скандинавке дал начало русской династии (это у О. Прицака такие мысли проскакивали) Но, даже без всего этого, вы процитировали текст кембриджского документа, но не стали
цитировать комментарий к нему Коковцева, в котором говорится
"[+25] Судя по орфографии, легче всего предположить, что разумеется здесь, как и в конце отрывка, народ Асы (As, As) арабских писателей, т.е., как полагает Мар-кварт, степные аланы; позже этим именем, которое сохранилось, как известно, в названии осетин, обозначались вообще аланы (см.: Миллер Вс. Осетинские этюды. III. С. 40 сл.; Куликовский Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. С. 152; Marquart. Osteurop. und ostasiat. Streifzdge. C. 164 сл., 172. Но в виду особого упоминания алан, возможно, что автор имеет в виду Узов или Гузов, один из наиболее известных народов, живших по соседству с хазарами в Х в. и вступавших с ними в частые столкновения (ср.: Marquart. 1. с. С. 337 сл.)".
Ilik писал(а): Из этого отрывка видно, что они (хазары) НАЗЫВАЮТ на северо-запад и север свою территорию, т.е. перечисляют народы, платящие им дань. И дальше Саркела у них русы НЕ идут.
Вы внимательно читали текст? Давайте его еще раз рассмотрим.
Я тебе сообщаю, что я живу у реки, по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана [+34]. Начало (этой) реки обращено к востоку на протяжении четырех месяцев пути [+35]. У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах [+36]. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн [+37]. Каждый народ не поддается (точному) расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуварезму, (доходя) до Г-р-гана [+38] ...
Здесь перечислены племена живущие по течению Итиля-Волги. Дон и народы на нем живущие в хазарской переписке вообще не упоминается. Но продолжим цитировать и рассматривать "документ"
"С западной стороны - Ш-р-кил [+55], С-м-к-р-ц [+56] К-р-ц [+57], Суграй [+58], Алус [+59], Л-м-б-т [+60], Б-р-т-нит [+61], Алубиха [+62], Кут [+63], Манк-т [+64], Бурк [+65], Ал-ма [+66], Г-рузи [+67]. Эти (местности) расположены на берегу моря Кустандины [+68], к западной (его) стороне. Оттуда граница поворачивает по направлению к северной стороне, (к стране) по имени Б-ц-ра [+69]. Они расположены у реки по имени Ва-г-з [+70]. Они живут в открытых местностях, которые не имеют стен. Они кочуют и располагаются в степи, пока не дохоят до границы (области) Х-г-ри-им [+71]. Они многочисленны, как песок, который на берегу моря во множестве. Все они служат (мне) и платят мне дань. Место расположения их и место жительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что я живу у устья реки, с помощью Всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю Русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и (точно так же) всех врагов (их) на суше приходить к "Воротам" [+72]. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил (в покое) на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада и до страны... [+73] Досюда (доходят) мои пределы и власть моего государства."
Начну с комментариев Коковцева
" «По весьма вероятной догадке Гаркави (1. с., с. 86), разделяемой также Вестбергом (1. с., с. 10), рукописное чтение "Б-ц-ра", вероятно, искажено из первоначального "Б-ц-на", и разумеются здесь печенеги, имя которых (собственно одного из их племен) у арабов передается в форме Баджна (см.: Marquart. 1. с. С. 61, 63, 67, 78). Так как печенеги в половине Х в. уже господствовали в южнорусских степях между Дунаем и Доном и страна их, по указанию Константина Багрянородного (см.: Tomaschek. 1. с. С. 31 сл.), соприкасалась с областью древнего Херсона, то отсутствие всякого упоминания об этом народе в нашем документе там, где указываются границы Хазарии на западе, представлялось бы совершенно необъяснимым. …
[+62] Так звучит это имя у Ис. Акриша и в оксфордской рукописи. В пространной редакции здесь стоит "Ваг-з", в чем, вероятно, следует видеть искажение на еврейской почве первоначального "В-з-г", так как чтение краткой редакции находит поддержку в имени реки "Бузан" и заключительной части той же пространной редакции нашего документа, которое, очевидно, представляет только другой, возникший на арабской почве, вариант того же названия. Кассель (Der Chazar. Konigsbrief. С. 35, 57) неверно читает название, утверждая, что так значится в печатном тексте (но в изд. Буксторфа стоит верно), и видит в этом названии искажение древнего названия реки Урала "Яик". Маркварт (1. с. С. 9) усматривает в таком толковании только "Exegese eines rabbinisch geschulten Theologen", но сам предлагает еще более невероятную догадку, что "река Юз-г" есть не что иное, как неверно прочитанный составителем письма в своих источниках арабско-персидский термин "Варяжское море", где Warang было прочтено как Wazag) и, так так термин этот для обозначения Балтийского моря появляется впервые у арабского писателя начала Х в. ал-Бируни, видит в названии "реки Юз-г" в нашем месте новое доказательство того, что письмо царя Иосифа есть подделка. Если иметь в виду, что речь идет о границах Хазарской страны с северо-западной стороны и что западной границей Хазарии, по указанию нашего документа, является Черноморское побережье, то под "большой рекой", до которой эта граница доходит на севере, скорее всего можно разуметь или Днепр или же (если не считаться с перечислением крымских местностей в пространной редакции, как возможной позднейшей вставкой) только Дон. В первом случае можно было бы, с гораздо меньшими натяжками, сопоставлять имя "юз-г" с известным турецким обозначением Днепра "Иоза" (также "Узу" или "Ози" (см.: Брун Ф. Черноморье. 1. 1879. С. 18 сл., 22, 89, 198; у Шафарика. Slaw. Alterthumer. 1. 1843. С. 502: Uzu, Uzi, Oza, Joza; на итальянских картах XV в. - "lozo, luzen", т.е. l'Ozo, l'Uzen; см.: Брун. 1. с. С. 22; ср. также: WestbergF. Die Fragmente des Toparcha Goticus. C. 96) и считать чтение "Юз-г" за искаженное "Ю-за". Во втором случае, при отождествлении нашей реки "Юз-г" с Доном, за которое главным образом говорит указание нашего документа о сравнительно небольшом протяжении северной границы Хазарии (по краткой редакции 30 фарсахов, т.е. около 160-210 км; по пространной редакции еще меньше - 20 фарсахов, т.е. около 100-160 км), можно было бы вспомнить старое арабское название Азова - "Азак" (Azaq; ср.: Брун. 1. с. С. 135 сл.) и, допуская, что река носила то же имя, что и город (ср.: Итиль - имя города и реки), усматривать в "Юз-г" искажение из "Азаг" или "Азак". В пространной редакции, как уже сказано, значится "Ваг-з", в чем Гаркави усматривает: в немецкой статье (Russ. Rev. 1. с. С. 88) или Днепр (по-турецки: Узу или Озу), или какой-либо приток Волги ("lrgis oder Wasus, Nebenflusse der Wolga?"), в русском же переводе нашего документа (Евр. Библ. VII. С. 165)- только Днепр (со ссылкой на наименование Днепра Узой у арабского географа Абульфеды). Ср. также замечания Вестберга (Beitrage zur Klarung oriental. Quellen liber Osteuropa. 1900. С. 310), который считает несомненным, что речь идет в нашем месте о Днепре, но опирается, по-видимому, исключительно на упомянутое перечисление крымских городов в пространной редакции…..
Об этом имени, под которым, по всей вероятности, следует разуметь венгров, см. Прим. 64 к краткой редакции.»
То есть, что у нас получается , хазары знают народы обитающие по Волге вплоть до ее верховьев. Они знают неких "Б-ц-ра" которые судя по всему печенеги и которые обитаю у реки "Ваг-з", которая толи Днепр (с большей степенью вероятностью), то ли Дон, что в данном случае не принципиально, так как печенеги как до этого венгры (в документе Х-г-ри-им), обитали в низовьях Днепра и Дона и факт это не вызывает сомнения.. На этом все, дальше по Дону, а именно Дон нас и интересует, хазары никого не называют, зато сразу после упоминания о печенегах кочующих в южнорусских степях следует упоминание о русах, которые спускаются на кораблях к низовьям Дона (к Саркелу служащему пограничной крепостью для хазар). Так что нет у хазар сведений о салтовской культуре и основания видеть в салтовцах русов арабских авторов (только не надо путать этих русов с руссами ПВЛ) все таки имеются.