Доброе утро, уважаемый Сергей Вольфгангович! Рады снова Вас видеть среди участников Форма НГ.
С большим интересом прочитал Вашу новую статью:
"К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова".
Так понимаю, Вас интересуют аргументы против Вашей версии? Такие есть.
1. Основным Вашим аргументом против общепринятой версии
"князя в честь города" является:
"Но древнерусская традиция прозвищ князей никогда не была связана ни с местами их рождения, ни с местами княжения" - такой пример имеется:
Иван Ростиславич (Берладник) от имени города Берладъ, несмотря на то, что он был звенигородским и галицким князем. Причем именуется "Иван Береладник (Бердъланик)" за тот же 6666 год см. (Никон.1158), где и Андрей назван "Боголюбивым".
2. Вы пишите:
"
Весь приведенный нами набор соображений о «боголюбии» Андрея (и, возможно, о «любви к нему Бога») является дополнительным аргументом в пользу версии происхождения названия города Боголюбова от почетного титула князя – «Боголюбивый» либо «Боголюбимый», что в Древней Руси могло звучать и как «Боголюбский»..."Подобным прозвищем могли именовать князя только клирики, но был ли он для них таковым? Что Андрей сделал для Церкви, кроме строительства красивейших церквей в Боголюбово:
- похитил икону Богородицы из Вышгорода;
- в 1169 году разорил Киев, разграбил Святую Софию, пожег Киево-Печерский монастырь;
- в 1170 году организовал поход на Новгород и его пожег бы бы и разорил, если бы не отчаянное сопротивление новгородцев во главе с Романом Мстиславичем ("
буй Романе" из СПИ), суздальцы бежали и их пленили столько, что продавали после этого похода за бесценок "по две ногаты" - позор, за который Автор СПИ призывает отомстить его сводного брата Всеволода Большое Гнездо "
Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногатѣ, а кощей по резанѣ".
3. Вы пишите: "
название города Боголюбова не вписывается ни в один из перечисленных мотивов. Какой-либо особый, уникальный мотив (в том числе и «место, любимое Богом») аналогов не имеет, а значит, может рассматриваться лишь как творческий акт, т.е. случайность.." В данном случае нельзя игнорировать летопись, свидетельствующую:"
сътвори град и нарече ему имя: се есть место Боголюбимое..."(1-я Новг. 6663) т.е.
нарече - аорист,
3-го л., ед. ч., т.е. не народ назвал, а САМ Андрей Боголюбский.
4. В летописях, действительно, Андрей называется "Боголюбивым" и ДО 1158 года (основания Боголюбова), что не противоречит, как Вы совершенно правильно заметили, ранним именованиям "христолюбивый", "боголюбивый". Стоит обратить внимание, что именование именно "Боголюб
ский" (в частности, по Никоновской летописи) он получает как раз после основания города.
5. Вы пишите: "
наличие основанного князем Андреем города Боголюбова (тем более такого, в котором много лет была княжеская резиденция и который даже гораздо позднее Даниил Заточник упоминал в качестве символа счастья и процветания", здесь небольшое уточнение: Даниил Заточник претендовал не на город, Боголюбово никто не завоевывал, а на кафедру в одной из церквей Боголюбова. Но об этом подробно в моей статье, которую могу переправить на Ваш e-mail или в РусАрх на Ваше имя. В статье найдете ответ на свой
старый вопрос.
P. S. Не могли бы Вы помочь с материалом по расшифровке символики фасадной скульптуры в теме
"Звериный стиль" древнерусских соборов XII-XIII вв С Уважением,
= Алексей Макаревич =