Традиционный способ – руки связывались за спиной. Петля на шее, посредством которой пленные были связаны между собой, делала побег затруднительным.
Рельеф периода правления Рамсесидов. Не знаю откуда – из Абу-Симбел или Мединет-Абу, - но это неважно.
Пленные хетт, амуру, текер, шердана, шасу.
![Изображение](http://s58.radikal.ru/i160/1103/8a/c0f574f814fat.jpg)
Но меня заинтересовали другие способы – когда руки зафиксированы в поднятом положении. Пусть и не было в Древнем Египте напряженки с веревками, подозреваю, что к шибари это никакого отношения не имеет, в том смысле, что эстетично и искусно.
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
Рельеф из храма фараона Сахура ( прибл. 2487 — 2475 гг. до н. э).
Пленные ливийцы и, вероятно, мятежные египтяне.
![Изображение](http://s39.radikal.ru/i086/1103/83/0783d138189ft.jpg)
![Изображение](http://s004.radikal.ru/i208/1103/de/11addfb564aet.jpg)
Мединет-Абу, рельеф на пилоне храма Рамсеса 3 (прибл.1185-1153 гг. до н.э.)
Три ряда пленных: текер, дануна и пелесет.
![Изображение](http://i031.radikal.ru/1103/29/1a377b18b66ct.jpg)
![Изображение](http://s54.radikal.ru/i146/1103/47/7949b053e6b3t.jpg)
Почему египтяне связывали пленников столькими различными способами, а не одним старым и проверенным?
А может, все-таки в действительности они фиксировали руки пленных только в нижнем положении, спереди или за спиной, а поднятые связанные руки изображали просто согласно некоему канону, используя его для создания визуального эффекта?
В пользу последнего может свидетельствовать то, что композиции из Мединет-Абу имеют определенную симметрию, а нижнему ряду резчик, за счет чередования однотипных фигур, задал ритм.