shuric писал(а):Меннониты работали очень, очень много.
Всегда хочется узнать: "очень много" - это сколько? В Сибири, например, вообще пахали много, стараясь явочным порядком захватить участок побольше.
http://new.hist.asu.ru/biblio/derevnia2/6.htmlЗдесь описано то, чего могли бы добится русские крестьяне, если бы они отказались от пьянства и начали работать по максимуму. Разница быта с русской деревней я думаю очевидна.
Меннониты привезли с собою из Пруссии самые усовершенствованные по тому времени земледельческие орудия, даже семена для посева... Сельскохозяйственные работы меннониты производят почти исключительно лошадьми (в помеси киргизских с орловскими рысистыми породами). Коров они держат только голландской породы. Землю пашут осенью тяжелыми железными плугами, весною буккерами, разрыхляют экстирпаторами, ралами и боронами, а сеют разбросными и рядовыми сеялками; укатывают землю обыкновенным катком. Хлеб молотят камнями и большей частью конными молотилками, а очищают немецкими веялками.
Все описано очень подробно, кроме одного: сколько все это удовольствие стоило и насколько все эти земледельческие орудия были доступны для кармана среднего крестьянина (о безлошадных не говорю) из центральных районов России. Я даже не уверен, что эта замечательная техника применялась во всех помещичьих хозяйствах.
В сборнике Алтайского университета приводятся данные переписи 1917 года по Алтаю:
http://new.hist.asu.ru/biblio/demxoz/22-61.html"Анализ распределения сельскохозяйственных орудий по группам хозяйств показывает, что лишь 47,9% мелкопосевных хозяйств (с посевом до 5 дес.) имели собственные плуги (почти исключительно однолемешные) для обработки земли, остальные были вынуждены арендовать их у более зажиточных односельчан. Тогда как хозяйства с посевом более 12 дес. были обеспечены пропашными орудиями практически полностью: 87,7% из них располагали однолемешными плугами, а 30,4% — многолемешными."
И каковы были результаты? Среди русских крестьян непьющими, насколько мне известно, были лишь сектанты - молокане, духоборы и т.д.
Результатом движения, начавшегося в августе 1858 года стала отмена винных откупов. Решения об отказе от спиртного принимались миром (общинами). В Пензенской губернии "трезвенные бунты" 1859 года привели к разгрому около 70 питейных заведений (на подавление трезвенников бросили армейские части). Нельзя сказать, что все мужики требовали введения "сухого закона" (они были не духоборы и не молокане). Многие ограничивались требованием качественной водки по низкой цене. Любопытно, что министерство финансов уговаривало иерархов православной и католической церквей выступить с проповедями о пользе спиртных напитков.
http://94.25.70.100/encyc/article.php?id=1374http://www.ogoniok.com/archive/2000/4669/42-30-34/http://www.spravka08.ru/TextSection.aspx?sectionId=5636Спустя почти полтораста можно попробовать решить кто прав - Энгельдарт, или Байков с Юрьевским. Я полагаю, что Байков с Юрьевским т.к. на мой взгляд факты подтверждают их точку зрения.
Не думаю, что все сводится к выбору между двумя точками зрения, разделенными почти 50 годами. Юрьевский, похоже, преувеличил количество нерабочих дней в году, хотя не включил туда семейные мероприятия. Зато у него написано, что "праздники календарные, церковные у нас сравнительно мало почитаются". Свадьбы, насколько я помню, традиционно устраивали после окончания сельскохозяйственных работ.
Есть у меня предположение, что Юрьевский - это Николай Алексеевич Хомяков, сычевский уездный предводитель дворянства, октябрист (или кто-то из его окружения?).
В очерке 1880 года Энгельгардт писал:
"Заметно уменьшилось пьянство в "Счастливом уголке", несмотря на то, что, вследствие уменьшения кабаков от возвышения цен на патенты, сильно распространена тайная продажа водки, которая есть во всех деревнях. Конечно, и теперь крестьяне гуляют на свадьбах,
в общественные праздники, гуляют здорово, пьют много, больше, может быть, чем прежде, но отошли праздники - кончилась гульня, и пьянства нет. Нет пьянства. Куда девалась страсть к пьянству! Пьяницы сделались степенными мужиками, многие вовсе даже перестали пить. Встретить не в свадебный или не в общественно-праздничный день пьяного мужика не то что в будни, но даже в воскресенье - необыкновенная редкость. Гораздо чаще можно встретить пьяного попа, дьячка или урядника, чем пьяного мужика."
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/10.htmОсновоположники марксизма полагали что когда русский крестьянин возьмется за топор, ужасы французской революции покажутся незначительной мелочью. Вы думаете что народовольцы этого не понимали?
Думаю, что народовольцы не считали крестьянское восстание "ужасом", а мысли "основоположников" я пока услышал только в пересказе.