ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД НАСТУПАЕТАдмирал флота Того Хэйхатиро 1910 год.В 1897 г. вошли в строй эскадренные броненосцы "Фудзи" ("Fuji") и "Яшима" ("Yashima"), запланированные к постройке в 1893 г., еще до войны с Китаем. В течение 1900 г. были закончены, испытаны и переведены в Японию следующие корабли: эскадренные броненосцы "Шикишима" ("Shikishima") и "Асахи" ("Asahi"), броненосные крейсера "Якумо" ("Yakumo", 9900 т) и "Адзума" ("Adzuma", 9400 т). Вышел из Плимута 8 сентября и взял курс к японским берегам броненосный крейсер "Идзумо" ("Idzumo", 9900 т). Продолжалась постройка в Британии броненосцев "Хатсусе" ("Hatsuse"), "Микаса" ("Mikasa"), броненосного крейсера "Ивате" ("Iwate", 9800 т). Два бронепалубных крейсера водоизмещением по 3400 т и с 21-узловым ходом планировались к постройке в Йокосуке и Куре. 8 эсминцев, из которых два 31-узловых, заказывались у Торникрофта, два 31-узловых у Ярроу и четыре у других иностранных фирм, при условии, что их соберут в Японии.
Чин Иен броненосец береговой обороны. 1893 г.Имевшиеся броненосцы можно было условно разделить на 4 группы, представлявшие разные направления кораблестроения: 1) "Чин Иен" ("Chin Yuen", б. "Чен Иен"), трофей войны с Китаем, походивший на германские броненосцы типа "Захсен" ("Sachsen"); 2) "Фудзи" и "Яшима", по конструкции корпуса, бронированию, составу и размещению вооружения представлявшие собой нечто среднее между кораблями классов "Роял Соверен" ("Royal Sovereign") и "Ринаун" ("Renown"), а по конструкции орудийных башен главного калибра и их защите походившие на броненосцы типа "Маджестик" ("Majestic"); 3) "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", несмотря на существовавшие между ними различия, явившиеся дальнейшим развитием кораблей типа "Маджестик" и довольно близко походившие по типу на "Канопус" ("Canopus") и "Формидейбл" ("Formidable"), и 4)"Микаса", первый броненосец японского флота, представлявший собой новое английское направление, олицетворённое чуть позже в броненосцах типа "Кинг Эдуард VII" ("King Edward VII").
Эскадренный броненосец Фудзи 1897 г.В конце 1905 г. в японском флоте ввели новую классификацию кораблей, согласно которой броненосцы распределялись следующим образом: эскадренные броненосцы: "Микаса", "Асахи", "Шикишима", "Фудзи", "Ивами", "Хизен", "Суво", "Сагами", "Танго"; броненосцы береговой обороны 1 класса: "Ики", "Чин Иен"; броненосцы береговой обороны 2 класса (от 3500 т до 7000 т): "Окиношима", "Мишима", "Фусо"; броненосцы береговой обороны 3 класса ( 7 старых судов менее 3500 т водоизмещением и не имеющие никакого значения в военных операциях): "Конго", "Хией", "Тенрю" ("Tenriu"), "Кацураги" ("Katsuragi"), "Ямато" ("Yamato"), "Мусаси" ("Musashi"), "Такао" ("Takao").
Эскадренный броненосец Шикишима 1900 г.На 31 декабря 1906 г. в японском флоте на службе состояло 40044 человека, в том числе 2884 офицера, среди которых к 31 марта были: 1 адмирал флота, 4 адмирала, 20 вице-адмиралов, 30 контр-адмиралов, 81 капитан 1 ранга, 150 капитанов 2 ранга, 177 капитанов 3 ранга. В январе 1907 г., по другим данным, в строю числилось 7 адмиралов (средний возраст 56 лет), 23 вице-адмирала (53 года), 26 контрадмиралов (50 лет, 3,5 % всех адмиралов по отношению ко всему строевому офицерскому составу), 99 капитанов 1 ранга (44 года, 6,2 %), 146 капитанов 2 ранга ( 9,1% ), 192 капитан-лейтенанта (12% ), 342 лейтенанта 1 класса (21,4%), 320 лейтенантов 2 класса (20%), 268 мичманов (16,7 % ), 176 гардемаринов 1 и 2 классов.
Эскадренный броненосец Микаса 1901 г."Микаса" стал вторым эскадренным броненосцем, спущенным на воду на верфи Виккерса в течение последних двух лет девятнадцатого столетия и сорок седьмым военным кораблем, построенным "Naval Construction Works" в Барроу, оказавшись по окончании постройки самым большим и сильно вооружённым броненосцем Японии и одним из самых мощных кораблей мира. Его наибольшая длина была 131,7 м, по ватерлинии - 126,5 м, между перпендикулярами - 122 м, ширина - 23,23 м, осадка - 8,28 м. Запас угля: нормальный - 700 т, полный - 1521 т, которого хватало на 4600 миль 10-узловым (по другим данным, 3000 миль 11-узловым) или на 1900 миль 16-узловым ходом. Водоизмещение нормальное - 15352 т, полное - 15979 т. Максим. брон. ст. 229 мм.
Артиллерийское вооружение было практически таким же, как и на броненосце "Шикишима". Четыре 305-мм сорокакалиберных (но с усовершенствованными заводом Виккерса механизмами, которые позволили сократить, по сравнению с "Шикишима," время заряжания до 30-50 с) орудия Армстронга (дальность стрельбы 69 каб., масса снаряда 385,5 кг) размещались в барбетах диаметром 10,7 м (на два фута меньше, чем у "Шикишима"). Десять 152-мм (дальность стрельбы 48,5-55 каб., вес снаряда 45,5 кг) сорокакалиберных в верхней цитадели и четыре на верхней палубе по углам в броневых казематах.
После войны с Россией японский флот, понёсший некоторые потери, в итоге пополнился рядом трофейных кораблей, как поднятых в Порт-Артуре, так и пленённых после Цусимского сражения. Трофеи были отремонтированы и введены в состав флота. Список броненосцев пополнился следующими названиями: "Ивами" ("Iwami", б. "Орёл"), "Хизен" ("Hizen", б. "Ретвизан"), "Суво", ("Suwo", б. "Победа"), "Сагами" ("Sagami", б. "Пересвет"), "Танго" ("Tango", б. "Полтава"), "Ики" ("Iki", б. "Император Николай 1"), "Окиношима" ("Okinoshima", б. "Генерал-адмирал Апраксин"), "Мишима" ("Mishima", б. "Адмирал Сенявин"). Считается, что для морально устаревших и сильно повреждённых кораблей это была малооправданная трата денег (особенно, если учитывать, что ожидаемую контрибуцию не получили), которые лучше было бы израсходовать на разработку и постройку новых проектов.
Самые большие и современные броненосцы без артиллерии это груда металла. По заявлению вице-адмирала Рождественского русские канониры обучались в стрельбе в основном на 30 – 40 кабельтовых, недостаточно были подготовлены, оценка посредственно. Готовились к стрельбе первые номера расчетов, при убыли в бою взаимозаменяемости не было. Японские артиллеристы были отлично обучены в стрельбе на дистанцию до 100 кабельтовых, подготовка расчетов велась с учетом взаимозаменяемости. Японцы обучались и набирались опыта сначала на орудиях 37/47 миллиметров и завершалось их обучение на орудиях 305/320 миллиметров.
Теперь сравним характеристики основных артиллерийских систем противоборствующих сторон: России и Японии
Артиллерийские системы главного калибра русских броненосцев и крейсеров: 305мм длинна 40 кал. 92 г. вес заряда 106 кг. дистанция 74 каб. Система Обуховская
305мм длинна 35 кал. 85 г. вес заряда 158 кг. дистанция 53 каб. Система Обуховская
254мм длинна 45 кал. 92 г. вес заряда 65 кг. дистанция 92 каб. Система Обуховская
203мм длинна 40 кал. 92 г. вес заряда 33 кг. дистанция 64 каб. Система Канэ
152мм длинна 45 кал. 91 г. вес заряда 12,9 кг. дистанция 64 каб. Система Канэ
Артиллерийские системы главного калибра японских броненосцев и крейсеров320мм длинна 38 кал. 84 г. вес заряда 176 кг. дистанция 60 каб. Система Канэ
305мм длинна 40 кал. 85 г. вес заряда 140 кг. дистанция 82 каб. Система Армстронг
254мм длинна 45 кал. 94 г. вес заряда 99 кг. дистанция 100 каб. Система Армстронг
203мм длинна 45 кал. 01 г. вес заряда 26 кг. дистанция 87 каб. Система Армстронг
152мм длинна 45 кал. 01 г. вес заряда 16 кг. дистанция 84 каб. Система Виккерс
Японская артиллерия была более мощная и дальнобойная, артиллерийские системы новых образцов скорострельнее русских, а так как японская артиллерийская прислуга была более обученная, чем русская эффективность огня была на 50% выше у японцев.Теперь необходима поговорить о начинке снарядов. На русском флоте применялись три вида снарядов 60% бронебойные (болванки), 10% фугасно-осколочные снаряженные «мелинитом», 30% фугасно-бронебойные (толстостенные) снаряды снаряженные «пироксилином». Пироксилин поражается плесенью и портится грызунами. Кроме того, при понижении температуры вода в пироксилине, замерзая, расширяется и шашки пироксилина увеличиваются; при повышении же температуры замерзшая вода оттаивает, уменьшается в объеме, а пироксилин не возвращается к своим первоначальным размерам, вследствие чего шашки становятся непригодными к снаряжению. Именно по этой причине почти 40% русских снарядов не разрывались, а действовали как бронебойные болванки. На японском флоте применялись снаряды двух типов 20% фугасно-бронебойные (толстостенные) снаряженные пироксилином и 80% фугасно-осколочные снаряженные «шимозе».
В войне 1904-1905 годов Японией были впервые применены крупнокалиберные (до 13 дюймов) снаряды корабельной артиллерии с массой заряда тринитрофенола до 40 кг, которые не могли пробить броневую защиту, но наносили значительные разрушения на палубах, давали массу осколков и показали хорошую эффективность.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов