Модератор: Ilik
Scaevola писал(а):Насколько я сумел разобрать с моим далёким от совершенства английским, карфагенцы реабилитированы по одной из статей обвинения - "Массовые детские жертвоприношения" (в частности, не обоснованными оказались утверждения об обязательном приношении в жертву первенца мужского пола). Обвинение в периодическом жертвоприношении детей не снято
Не совсем верно.Scaevola писал(а):...(в частности, не обоснованными оказались утверждения об обязательном приношении в жертву первенца мужского пола)
Analogopotom писал(а):
Из текста немного непонятно, с 3 века до н.э. – стали приносить в жертву меньше младенцев, или для исследований были взяты останки из пласта, датированного - конец 4 в. до н.э – 146 г. до н.э.
Облезлый кот писал(а): Кстати, насчет детской и пренатальной смертности - что известно из данных для Рима и Помпеи? Меня всегда удивляли цифры из Чисел - на 600 тыс мужчин от 20 лет приходилось 22 тысячи первенцов.
Книга 13 (280—278 гг.).
Гней Домиций, первый цензор из плебеев, принес очистительные жертвы; граждан насчитано 287 222 человека.
Книга 14 (278—272 гг.).
Цензоры проводят перепись с очистительными жертвами; граждан насчитано 271 234.
Книга 16 (268—261 гг.).
Цензоры проводят перепись с очистительными жертвами; граждан насчитано 382 234 человека.
Analogopotom писал(а): Не знаю, из какого источника почерпнута инфа об эпидемии 276 года до н. э. в Риме, когда "в результате мертворождений и выкидышей город чуть не вымер".
DmitrSh писал(а):Analogopotom писал(а): Не знаю, из какого источника почерпнута инфа об эпидемии 276 года до н. э. в Риме, когда "в результате мертворождений и выкидышей город чуть не вымер".
По Орозию (Oros.IV.2.2), в консульство Фабия Гургита и Г.Генусия Клепсины (276 г.) в Риме и его округе всех поразил мор, особенно досталось женщинам и животным. Болезнь убивала плод в чреве и приводила к выкидышам.
Sed Romanorum miseria nullis cessat indutiis; consumitur morborum malis intercapedo bellorum et, cum foris cessatur a proelio, agitur introrsum ira de caelo. nam Fabio Gurgite iterum C. Genucio Clepsina consulibus pestilentia grauis urbem ac fines eius inuasit; quae cum omnes tum praecipue mulieres pecudesque corripiens necatis in utero fetibus futura prole uacuabat, et immaturis partubus cum periculo matrum extorti abortus proiciebantur, adeo ut defectura successio et defuturum animantum genus adempto uitalis partus legitimo ordine crederetur.
Экскурс: детские жертвоприношения в Ханаане.
Эти барельефы с изображениями ханаанских городов, осаждаемых армиями фараонов Сети I, Рамсеса II, Мернептаха и Рамсеса III, были собраны и изучены Энтони Джоном Спалинджером (Anthony John Spalinger). Более или менее хорошо сохранившиеся на городских стенах или валах, барельефы показывают группу чиновников, устремивших руки и лица к небесам. Один из чиновников держит сосуд для воскурения благовоний, а один или два других сбрасывают мертвых детей со стены города. Сосуды для благовонных воскурений были типичными атрибутами богослужений Баал-Хамону. Сцена напоминает жертвоприношение моавитского царя Меши, описанное в 4-й Цар. 3:26-27. На основании библейских свидетельств, а также текстах из других источников, Спалинджер воссоздает элементы изображенного на барельефах ритуала следующим образом:
(1) Люди взывают к Ваалу.
(2) Совершаются детские жертвоприношения.
(3) Действие происходит под давлением обстоятельств, например, - город осаждается неприятелем.
(4) В одном случае, для ритуала принесен мешок с мукой.
(5) Всегда присутствуют кадильницы с благовониями.
(6) Люди взывают к небесам, а не к фараону.
Изображения на египетских военных рельефах не оставляют сомнений в том, что приносимые в жертву дети были не сожжены, а сброшены мертвыми с городских стен. В этом состоит отличие этих сцен от описаний жертв в Иер. 7:31; 19:5; 32:35 и других девтерономических источниках.
То, что египтяне на барельефах не придумали отвратительные ритуалы, чтобы дискредитировать покорившихся врагов, очевидно из клинописного текста, обнаруженного в Угарите (RS 24.266 VI D = CTU 1.119 V 26–35). Текст на табличке повествует о ритуальном жертвоприношении ребенка, которое выполняется, когда на город напал сильный неприятель.
Когда сильный враг атакует ваши ворота // воин ваши стены,
Возведите ваши очи к Ваaлу и скажите:
O Ваал, если ты прогонишь от наших ворот сильного врага // воина от наших стен,
быка, Ваал, мы освятим,
обет, Ваал, мы исполним,
первенца, Ваал, мы освятим,
htp -приношение, Ваал, мы исполним,
праздник, Ваал, мы отпразднуем.
В святилище, Ваал, мы поднимемся,
Этим путем, Ваал, мы пойдем.
И Ваал услышит вашу молитву:
он отведет сильного врага от ваших ворот // воина от ваших стен.
I. 10, 33: Когда же случилась губительная моровая язва, Крон приносит в жертву отцу своему Урану единородного своего сына, обрезает себя, и то же самое заставляет сделать и своих союзников.
I. 10, 44: У древних был обычай, по которому во время великих несчастий от опасностей властители городов или народа отдавали свое любимое дитя на заклание карателям-богам - в качестве искупления, вместо всеобщей гибели. Отданные [на заклание] убивались во время мистерий. Так, Крон, которого финикияне называют Элом и который царствовал над страною, а потом, после своей смерти, был обожествлен под видом священной звезды Крона, имел от туземной нимфы, называемой Анобрет, единственного сына, - его поэтому назвали Йехуд (῞Ιεοὺδ), так как еще и теперь у финикийцев это слово означает "единородный", - его Крон, когда на страну обрушились величайшие несчастия вследствие войны, украсив царским нарядом и соорудив жертвенник, принес в жертву.
«14. 4 They also alleged that Cronus31 had turned against them inasmuch as in former times they had been accustomed to sacrifice to this god the noblest of their sons, but more recently, secretly buying and nurturing children, they had sent these to the sacrifice; and when an investigation was made, some of those who had been sacrificed were discovered to have been supposititious. 5 When they had given thought to these things and saw their enemy encamped before their walls, they were filled with superstitious dread, for they believed that they had neglected the honours of the gods that had been established by their fathers. In their zeal to make amends for their omission, they selected two hundred of the noblest children and sacrificed them publicly; and others who were under suspicion sacrificed themselves voluntarily, in number not less than three hundred. 6 There was in their city a bronze image of Cronus, extending its hands, palms up and sloping toward the ground, so that each of the children when placed thereon rolled down and fell into a sort of gaping pit filled with fire. It is probable that it was from this that Euripides has drawn the mythical story found in his works about the sacrifice in Tauris, in which he presents Iphigeneia being asked by Orestes:
But what tomb shall receive me when I die?
A sacred fire within, and earth's broad rift.»
Есть вероятность, что храм, обнаруженный в амманском аэропорту, был посвящен человеческим жертвоприношениям. В этой связи, представляет большой интерес то, что значительная часть керамики, обнаруженной в районе амманского храма, характерна для микенской или эгейской культур, что позволяет поставить вопрос о том, обусловлены ли человеческие жертвоприношения, совершавшиеся в амманском храме, влиянием эгейской религии. К сожалению, пока нет достаточных доказательств, позволяющих ответить на этот вопрос. Но если бы ответ был положительным, различия между финикийско-пуническими и израильскими обрядами человеческих жертвоприношений с одной стороны, и ханаанскими жертвоприношениями с другой, могли быть обусловлены эгейским влиянием на Финикию и Израиль. Поскольку в 13-м и 12-м веках, районы Финикии и Израиля подвергались более значительному влиянию Народов моря, чем, например, Моав или Трансиордания, такое развитие событий было бы далеко не удивительным.
В отличие от ханаанских и моавитских обрядов жертвоприношения детей, а также жертвоприношений, совершавшихся жителями Дейр Алла, финикийско-пунические и израильские жертвоприношения, по-видимому, были регулярной ритуальной практикой.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18