Иисус

Модератор: Ilik

Иисус

Сообщение Andrew VK » 31 авг 2017, 21:31

Я не специалист в древнегреческом, но вот что заинтересовало. Берём, например, библейский текст, Мф1:25:
καὶ οὐκ ἐγίνωσκεν αὐτὴν ἕως οὗ ἔτεκεν υἱόν καὶ ἐκάλεσεν τὸ ὄνομα αὐτοῦ Ἰησοῦν.

В синодальном переводе имя Иисус даётся в именительном падеже:
"и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус."

Однако в самом греческом тексте имя Иисус приводится в винительном падеже - Ἰησοῦν. Где я ошибаюсь?
Аватара пользователя
Andrew VK
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 13:07

Re: Иисус

Сообщение Анкх » 10 окт 2017, 21:40

Не знаю древнегреческого, но не очень понятно что Вас удивляет, одни и те же отношения в различных языках могут выражаться различными падежами. Или здесь "кто на ком стоял" непонятно ?
“Blessed are the peacemakers, for they shall be called sons of God." (Matthew 5:9)
Анкх
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 913
Зарегистрирован: 02 апр 2012, 10:56

Re: Иисус

Сообщение Арсений » 10 окт 2017, 22:45

Вот один из примеров разъяснений по этой теме.

"Кстати, ваша интерпретация 1 Кор. 12:3, ▬ что де для того, чтобы Господа Иисуса Христа Господом назвать, "надо ещё Его и Духом обозвать при этом" ▬ опровергается и текстом оригинала.

"Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" на языке оригинала: "οὐδεὶς δύναται εἰπεῖν, Κύριος Ἰησοῦς, εἰ μὴ ἐν Πνεύματι Ἁγίῳ". Буквальный перевод: "никто может сказать, Господь Иисус, кроме как в Духе Святом". (Тут "εἰπεῖν" - именно "сказать", а не "назвать": это инфинитив совершенного вида глагола "λέγω", "говорить", "сказать". А не "называть".)

"Духом Святым" здесь стоит в дательном падеже, характерном для классического греческого (а так же и койнэ, т.е. языка собственно периода Нового Завета, а так же греческого византийского периода), который выполняет функции наших и дательного, и творительного, и предложного падежей. Здесь конкретно, так как видим этот падеж с предлогом "ἐν", то имеет место значение местного падежа, т.е. значение: "что-то сделать (тут конкретно - "сказать" (εἰπεῖν)) БУДУЧИ, НАХОДЯСЬ, ПРЕБЫВАЯ, в Духе Святом".

А если бы имело место значение "называть кого-то как-то", то вместо этого все три существительных ▬ и "Господь", и "Иисус" и "Дух", стояли бы в ВИНИТЕЛЬНОМ падеже, т.е. присутствовал бы так наз. двойной Accusativus, а не винительный с последующим творительным (или с последующим именительным), как то диктуют правила русского языка: мы не скажем: "назвать мальчика Васю", а скажем: "назвать мальчика Васей"(творит. п., или "Вася" - им. п.), и, соответственно, не переведём "буквально", ▬ т.е. силясь обеспечить сохранение падежей в переводе, ▬ "назвать Иисуса Господа Духа", даже ради того, чтобы предохранить некоторых "богословов" от образования в их головах некоторых болезненно горячечных идей. Слишком велика оказывается цена: результат оказывается прямо противоположным желаемому (со смыслом текста совершенно приходится распрощаться; ну и значит "богословы" довольно потирают руки, получая новые источники "вдохновения").

Примеров Doubble Accusativus в тексте Нового Завета сколько угодно:

Мф. 1:21: "родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус" ▬ τέξεται δὲ Υἱὸν καὶ καλέσεις τὸ ὄνομα Αὐτοῦ Ἰησοῦν"; ("Иисус" в подлиннике видим с окончанием винительного падежа - греческой буковкой "ню", каковая "ν" в этом падеже и появляется у существительных 2-го склонения (т.е. заканчивающихся в им. падеже на "о-микрон" с "сигмой" - "-ος" У того же слова "сын" ("Υἱός") в этом же предложении; так как управление глагола "родит", от которого зависит это существительное требует винительного падежа.)

Иоанна Крестителя, когда ещё не нарекли ему имя, ▬ читаем оригинал (Лк. 1:59), ▬ "ἐκάλουν αὐτὸ ἐπὶ τῷ ὀνόματι τοῦ πατρὸς αὐτοῦ Ζαχαρίαν" ("называли по имени отца его Захария" - у Захарии, предсказуемо, то же окончание винительного падежа, та же "ню");(http://www.cirota.ru/forum/view.php?sub ... rder=&pg=4 )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38


Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4