Воцарение Ровоама и разделение царства
После того, как умирает Соломон, израильтяне собираются к Ровоаму, его сыну, который приходит для воцарения в Сихем [83], и просят его облегчить то бремя, которое на них возложил Соломон, говоря, что все главные свершения уже позади и можно уже как-то облегчить и трудовые повинности, и те подати, которыми они обложены. Но Ровоам советовался со своими молодыми друзьями и сказал им, что отец его наказывал их бичами, а он будет наказывать их скорпионами и увеличит иго их. И не послушался царь народа. Впрочем, не послушался он именно потому, что Господь уже некоторым образом отступил от него и потому что на нем должно совершиться то, что было обетовано Богом Соломону. И Израильтяне отложились от Ровоама, и говорится, что "разошелся Израиль по шатрам своим и только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных царствовал Ровоам ...и за домом Давида не осталось никого кроме колена Иудина и колена Вениаминова" (3Цар.12:16-20). Т.е. совершается то, что было предречено Соломону, и с этого момента уже до самого времени Вавилонского пленения никогда больше это единое царство не восстанавливалось.
И начиная с двенадцатой главы третьей книги Царств и по семнадцатую главу 4 книги Царств, мы с вами имеем описание параллельной истории разделенных царств. Разобраться в этой истории на основании сведений книг Царств довольно сложно, потому что, во-первых, деяния израильских и иудейских царей приводятся вперемежку. И, во-вторых, поскольку мы уже говорили, что книги Царств не представляют собой каких-то обычных хроник или летописей, или исторического сочинения в собственном смысле слова, то писателя этих книг интересовал более всего религиозный аспект жизни этих царств. И поэтому некоторые царства, которые были весьма замечательны с точки зрения экономического расцвета, с точки зрения военных завоеваний и каких-то достижений мирского характера, удостаиваются одного-двух, трех стихов в книгах Царств, что тоже несколько затрудняет изучение собственно истории. Поэтому при изучении этого раздела полезно обращаться уже к различного рода справочным материалам и исследованиям, посвященным этим книгам.
Время разделения царств - это примерно 930 (или 926) год до Рождества Христова. Начиная от времени Давида и далее, мы уже вполне точно можем датировать события Израильской и Иудейской истории, как благодаря хронологии, которая присутствует в самом Священном Писании, так и благодаря историческим и археологическим открытиям, сделанным за последние двести лет. История библейская достаточно тесно связана уже с историей окружающих народов, от которых тоже остались летописи и хроники. Поэтому с точностью до двух-трех лет можно уже говорить о времени правления тех или иных царей и о времени тех или иных событий.
http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=198&cid=7#p10
6. Разделение и Падение
Золотой век великих царей закончился в Х столетии до Р.Х. Политика Соломона привела к разделению царства. Северный Израиль сохранил за собой название "Израиль" и избрал своим царем Иеровоама, некогда поставленного Соломоном смотрителем над оброчными. В южном царстве, названном "Иудеей", продолжали править потомки Давида. Границей царств стала северная граница древних владений колена Вениаминова, проходившая в 10 милях к северу от Иерусалима. Сильная империя, некогда основанная Давидом, прекратила свое существование. Страна арамеев с центром в Дамаске отделилась от нее и стала независимым государством. Находившееся за Иорданом царство аммонитян со столицей в современном Аммане либо добилось независимости, либо было близко к этому — судя по тому, что ассирийский монарх Салманассар III в 853 г. до Р.Х. упоминает "независимого царя" этой территории (ср. 2 Пар. 20:1). Вскоре Израиль утратил контроль над Моавом к востоку от Мертвого моря и, вероятно, не мог восстановить его до 875 г. до Р.Х., в то время как страна Васан к востоку от Галилейского моря была вскоре захвачена Дамаском. Идумея могла обрести на время независимость от Иудеи (ср. 3 Цар. 11:14 - 22), хотя уже в первой половине IX столетия до Р.Х. она вновь была под контролем Иерусалима (ср. 3 Цар. 22:47).
Несмотря на политическую нестабильность на севере и постоянные столкновения между севером и югом, при сколько - нибудь благоприятном стечении внешних обстоятельств в стране наступал период процветания. Во всяком случае находки, сделанные в ходе раскопок, свидетельствуют о постепенном росте численности населения и общем повышении уровня жизни. Особенно примечательным в этом смысле представляется то, что дома евреев, живших на землях Ханаана, только в эту пору стали отличаться в лучшую сторону от домов хананейских земледельцев, живших в период общего упадка хананейской культуры, то есть в XIV - XIII вв. до Р.Х.
Материальная культура Палестины в этот период приходит к известному единообразию, последние островки культуры хананеев и филистимлян, живших в равнинной части страны, постепенно тают вследствие экономического засилья жителей горных районов. Следует заметить, что данный период характеризуется тем, что в течение примерно трехсот лет обычаи и культура народа остаются настолько стабильными, что археологам с трудом удается выявить в нем определенные культурные фазы. Затруднительным становится даже определение возраста керамики. Мы можем датировать найденные блюда, горшки и кувшины IX - VIII или, скажем, VIII - VII вв. до Р.Х., но не более того. Упомянутая стабильность культуры является отражением стабильности жизни и мысли, несмотря на общую политическую неуравновешенность этого периода.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r ... y1/30.html
На мой взгляд по вере простонародье Израиля и Иудеи отличалось не сильно. Что же касается знати, то тут-то и начинается самое интересное. Царь Давид был избран подобно тому, как сейчас народ избирает президентов - то есть по деяниям, по тому, что он из себя представлял, но не за счёт "голубизны" своей крови. А вот его мудрый сын захотел урепиться и по этой части. Возведение Храма имело более политическое значение, чем религиозное. Также его многочисленные династические браки, поставлявшие ему детей для поклонения прежним местным богам... скорее всего царь Тира Хирам был тестем Соломона. Благодаря строительству Храма, Хирам получал отсрочку относительно экспансии евреев на последние города, оставшиеся от Ханаана, а Соломон возможно "покупал" у Хирама подлинные секреты интронизации, легитимность своего царского титула в глазах тех своих многочисленных подданных, что так легко впадали в хананейское язычество, и "многие знания" о подлинном смысле ханаанских религиозных действ и о енохианской традиции, уходящей во времена мегалитической Европы. Только вспомните, как впоследствии относятся библейские религиозные и политические деятели к "иннагурационным" камням!
Примечательно, что о судьбе колен Израиля, попавших в ассирийский плен, ничего не известно, зато иудейская знать в вавилонском плену бросила все силы на сохранение своей веры и знаний.