Новый » 02 ноя 2007, 09:25
Продолжаю о фразе из Исх. 6, 3. Я считаю, что мы не вправе в своей оценке тех или иных событий, описанных в Библии (включая чудеса, независимо от того, принимает ли тот или иной из нас их истинность), исходить из современных представлений и игнорировать возможность того, что восприятие древних людей могло быть иным. Вы человек, живущий в "атомном веке", для Вас уничтожение Содома и Гоморры ассоциируется со "сверхоружием" и в Вашей памяти в связи с этим, может быть, всплывают Хиросима и Нагасаки; и что же, если так, может быть масштабнее?... А для человека той эпохи пожар, сжигающий целый город (и большими ли тогда были города? В гораздо более поздние времена Москва сгорала чуть ли не полностью, да и Лондон в 17-ом веке основательно выгорел и долго потом отстраивался), был, возможно, менее "чудесен", чем, скажем, расступившееся море (не одна же только "саранча" была в связи с Египтом) и потопление войска великой державы, а заодно и её царя... И почему Вы отрицаете возможность того, что именно эти события для Моисея и возглавляемого им народа были достойной репрезентацией явления во всей славе (того, что, по моей мысли, передается метафорическим "открылся")?
Но попробую УСЛОВНО допустить, что над текстами работали некие "компиляторы". Вы когда-то писали, что кн. Бытия, рассказывая о явдениях Бога патриархам (Аврааму во всяком случае), содержит иные термины, нежели "Господь", и основывали на этом мнение, что иным был и объект культа. Теперь представим себе "компилятора", задача которого - ликвидировать противоречие. Если так, то почему он не убрал с концами эту фразу насчет "не открылся" или - идя "другим путём", - не вставил слово "Господь" в предания о явлении Бога патриархам и не видоизменил Исх. 6, 3 таким образом, чтобы там вместо "не открылся" было нечто вроде "ОТКРЫЛСЯ ещё им в древности"? Ведь это же легче лёгкого было бы. Если все кажущиеся странности объяснять "недосмотром", то мы получим странность в десятой и сотой степени, поскольку "компилятор", если такового предположить, не мог быть малограмотным растяпой.
То же самое насчет песни Деворы. Тот факт, что в ней не упоминается колено Иуды, можно связывать с её поэтическим настроем (как делал я в предыдущих сообщениях), но это и в самом деле не единственная правдоподобная версия. Возможно, у неё имелись некие счёты с коленом Иуды, и она проигнорировала его демонстративно и намеренно: почему бы нет? А замеченное Вами обстоятельство, что почти не было судей из колена Иуды, я склонен связывать с тем, что по отношению к этому колену самому сильному и, по сути, избранному, имел место психологически естественный (вспомним историю Иосифа и братьев) антагонизм со стороны других. Сказавшийся, мне думается, и в песни Деворы, и выражавшийся, очень возможно, и в том, что они умышленно противодействовали назначению иудеев на эту должность (и, видимо, преуспевали в этом). Очень правдоподобная динамика отношений. Как бы то ни было, мы вполне можем найти объяснение, исходя из самого источника: почему надо столь поспешно предполагать искусственные вставки, вырезки и т. д.? Такое отношение к Библии является не менее идеологизированным, чем "апологетика" - только со знаком минус... То же самое, кстати, и в отношении упоминания или неупоминания Моисея у того или иного из пророков: прежде чем предполагать компиляцию, можно бы задуматься о том, каковы могли быть тенденции отношения к Моисею, да и вообще к левитам, у представителей разных колен, и не могло ли быть у некоторых людей в те времена идеологических причин стараться преуменьшить его значение... Но это я лишь к слову, а не для того, чтобы опять начинать разговор о Моисее. Фронт дискуссии и так широк. Именно поэтому я здесь же отвечу насчет кругозора Моисея (поскольку упомянул уже и его, и - чуть раньше, - восприятие фактов и явлений в те времена, отличавшееся от нашего). "Двенадцать уделов" (двенадцать, ибо сынов Израилевых было именно столько) могли быть для Моисея очень масштабны и отвечать представлениям о всемирности, поскольку само понятие "весь мир" было тогда иным, нежели наше пасхожее "земной шар". Чтобы проиллюстрировать это, напомню о том, что грекам гомеровских времен плавание в Трою казалось далеким и опасным, и для того, чтобы оно совершилось благополучно, потребовалось нестандартное для них мероприятие: принесение человеческой жертвы. А ведь это всего лишь из Греции в западную Турцию: по нынешним меркам это минимальное расстояние - всё равно что через Ламанш... Но для людей, в распоряжении которых были всего лишь утлые гребные суденышки, масштабы, несомненно, были иными.