Vilas писал(а):Arkturus писал(а):Но тогда почему к язычнику применяют формулу, которая применима тольок для крещеных. И Шварн правил Литвой до своей смерти.
ирландский монах, проходивший с миссией по Руси и Литве, писал в Дублинской рукописи, что "указанные литовцы, ятвяги и нальшане легко поддаются крещению, так как с детства вскормлены православными кормилицами", в то время как в Жамойти "никогда не проповедовалось без меча". Дублинская рукопись датируется 1250-ыми гг, так как отсутствуют сведения о смерти Миндовга и его отречении, но присутствует запись о крещении. И еще повторюсь, Тройденя НИКОГДА не называли в летописях "поганым", а эпитет "беззаконный" применялся в том числе и для вполне православных галицких бояр и князя Остафия Константиновича "беззаконого и окаянного".
В отличии от славян, литовцы были обсолютно безграмотны. Потому все сведения можем черпать только из чужих источников, которые, соответственно, часто не полные, враждебные и даже лживые. Думаю, в случае православного или не православного Тройденя следует смотреть (если о его религии действительно нет прямых данных в источниках, в том числе и в немецких) не в такие неясные фразы, а в общий контекст. Да, мы знаем, на пример, что Войшелк принял православие. Построил монастырь где то на границе Литвы ("между Новогрудком и Литвой"), он расплатился с убийцами отца, кроме литовскими, еще и русскими силами, он, в конце концов, передал власть православному. Но вот политика Тройденя - совсем другая: отбился от Волыни, женился на католичке (из Мазовии), стремился объединить балтов, словом, вёл себя как обычный язычник среди язычников. Церквей, монастырей нестроил, граммоте литовцев не учил. Православные братья погибли, за исключением Серпутия, в борьбе с русскими. Кто знает, может его мать была русская, потому летопись на его обижалась? О его православии молчат и немцы. Я считаю, он язычник, литовец аукштайт.
Для объединения страны конфессия не важна, так Олаф Трюггавсон будучи христианином объединил языческую Норвегию, а уже потом крестил. И кстати, перед тем как стать Великим князем он правил ятвяжским княжеством Дайнова, поэтому он по моему был ятвягом.
отбился от Волыни, женился на католичке (из Мазовии)
А теперь расскажите как она в обход постановлений церковных соборов пошла замуж за язычника.