С. Крамер пишет с некоторой неуверенностью, что страна Дильмун была данником шумеров и оттуда приходили корабли. Однако и шумеры корабли строили. Их морские и сухопутные связи распространялись очень далеко. С.Крамер считал, что на востоке шумеры не бывали дальше Индии, но на примере олова И. Р. Селимханов показал, что его шумерам (или сами шумеры?) могли привозить даже из Бирмы или Малайзии.
В статье Я. В. Чеснова «Земледельческие культуры как этногенетический источник» пишется также и о том, что у шумеров могли быть контакты как с тибето-бирманцами, так и с урало-алтайцами. Статья большая-всю не охватишь, на нее многие ссылаются ( есть и в диссертациях ) Там упомянута и работа Г.И. Пелих относительно связей селькупов с шумерами, есть также название буришей в виде Bruzha/Bruza (барсы?).
«Но одно из неоднократно повторяющихся предложений содержит политические и экономические сведения весьма неожиданного свойства, хотя следует сделать оговорку, что приводимый здесь перевод не является окончательным. Положение гласит: «Корабли Дильмуна привезли ему (Ур-Нанше) лес как дань иностранных земель», и это означает, что Ур-Нанше обладал достаточной властью, чтобы держать под контролем ряд зарубежных территорий за пределами Персидского залива. Однако до сих пор нет других свидетельств в подтверждение столь далеко идущего заявления, и, по-видимому, целесообразно пока отложить этот вопрос как нерешенный.
Судя по имеющимся свидетельствам, и археологическим и литературным, известный шумерам мир простирался до Индии на Востоке; к северу – до Анатолии, Кавказского региона и более западных территорий Центральной Азии; до Средиземного моря на западе, сюда же можно, видимо, причислить Кипр и даже Крит; и до Египта и Эфиопии на юге. Сегодня нет доказательств того, что шумеры имели какие-либо контакты или сведения о народах, населявших Северную Азию, Китай или Европейский континент. Сами шумеры делили мир на четыре убда, т. е. четыре района или области, которые приблизительно соотносились с четырьмя точками компаса.» (
http://www.rusif.ru/vremya-istorii/sv-z ... ry-001.htm )
«Представляют интерес теории о тибето-бирманских связях языка шумеров, а также теории, считающие их прародиной в широком смысле Центральную Азию. Некоторые особенности земледельческой культуры шумеров позволяют поставить вопрос о связях со Средней, Восточной и Юго-Восточной Азией.
К числу таких свидетельств можно отнести упоминание в одном из клинописных текстов сахарного тростника [Крамер, 1965, 97], происходящего из Юго-Восточной Азии и соседних регионов. Знали в Шумере и опийный мак, родина которого на Востоке Средней Азии [Жуковский, 11971, 701]. Характерно при этом, что древним египтянам, а также хеттам это растение не было известно [Тюменев, 1956, 57]. Обращает на себя внимание разведение шумерами быков индийской зебувидной породы. Предполагают, что они попали к ним из Элама [Parrot, 1960, 74, 75]. Интересно, что на одной из печатей шумеров есть изображение быка, стоящего в лодке. Это, по-видимому, сцена перевозки быка к алтарю, так как рядом с ним виден жрец в длинной одежде. На спине быка воздвигнуто нечто, напоминающее паланкин, сходный с теми, которые в странах Индостана и Юго-Восточной Азии укрепляют на спинах прирученных слонов. В обыденной жизни шумеры таких сооружений на вьючных быках не применяли. Весьма характерны землеобрабатывающие орудия шумеров. Оригинальный плуг-сеялка имеет аналогии в Восточной и Юго-Восточной Азии, где используется иногда ручная сеялка из тыквы и направляющей бамбуковой трубы при посадке под кол. Мотыги шумеров с двумя или четырьмя зубьями, возможно, имели сходство с древнекитайскими орудиями, а также с более поздними землекопными многозубыми мотыгами Южного Китая, описанными И. Бичуриным. Целину взламывали этими мотыгами, а не плугом. В Шумере мотыга также служила орудием первичной обработки почвы. Связующие звенья между Месопотамией и Юго-Восточной Азией лежали в Иране, Афганистане и в странах, расположенных между Гиндукушем, Памиром и Западными Гималаями.
Накапливается все больше совокупных данных, говорящих в пользу древнейших связей Юго-Восточной Азии с западным миром, распространявшихся вдоль великих гималайских хребтов. В пользу этого говорят упомянутая земледельческая, основанная на рисе и разведении зебувидного скота, культура Гиляна и Талыша, монголоидные примеси в средиземноморских антрополагических типах, языковые связи шумеров с тибето-бирманцами и аустроазиатами (мунда и мон-кхмерами), наконец, связи оловянистых бронз Кавказа и Передней Азии с бронзами Юго-Восточной Азии. Последняя теория развита советским историком бронз И. Р. Селимхановым. Он показал, что на западе в III тысячелетии до н. э. медно-мышьяковистые сплавы начинают уступать место медно-оловянным сплавам [Селимханов, 1960]. Как полагает И. Р. Селимханов, олово поступало на Кавказ и в Переднюю Азию из Юго-Восточной Азии, где расположен «оловянный пояс», тянущийся через Бирму, Таиланд и Малайю. Характерна, что эти взгляды И. Р. Селимханов развивал еще до своего знакомства с находками древнейшей оловянистой бронзы в Юго-Восточной Азии, датированной IV—III тысячелетиями до н. э. [Селимханоав, 1970а, 59—77]. Анализ таиландских бронз еще более укрепляет его теорию [Селимханов, 1970б].
Итак, принятие или отрицание тибето-бирманских связей шумеров лежит в центре обсуждаемой проблемы в настоящее время. Нам представляется, что, принимая гипотезу о связях шумеров с тибето-бирманцами, место их контакта следует поместить скорее всего в область Западных Гималаев, куда распространилась южная земледельческая культура. Эти контакты, относящиеся к началу формирования вторичных земледельческих культур, разумеется, охватывали не только шумеров и местных тибето-бирманцев. Очевидно, с юга был занесен также пласт аустрических (мон-кхмерских и малайско-полинезийских) языков, с которыми в шумерском оказывается общим слово, обозначающее плод фруктовых деревьев или злаков. П. Риве сближал шумерское buru с меланезийским bula-bula («кусок ямса»), pure («плод») — с полинезийским pura-pura («зерно»), индонезийским biri («зерно»), мон-кхмерским plai, plei, pleh («плод») и т. д. [Rivet, 1939, 10]. Может оказаться, что и бурушаское balt («яблоко») родственно этим словам. Шумерская земледельческая культура с заливкой поля перед его обработкой, использованием волов для топтания залитого поля ради уничтожения сорняков и выравнивания поверхности, а также применение бороны-нивелиратора, сев не вразброс, а в борозду с помощью сеялки и другие уже рассмотренные факты — все это не может быть изолированным явлением в земледельческой культуре и генетически тяготеет к Юго-Восточной Азии.
Несомненно, в эпоху контактов, связанную с взаимодействиями между земледельческими культурами в начале III тысячелетия до н. э., шумеры были соседями не только названных народов, но и урало-алтайцев. Этот вопрос в свое время затрагивал В. Н. Чернецов [Чернецов, 1947]. Вопрос о связях уралоалтайцев с аустроазиатскими языками был поднят в работах Ф. Хевеши. Значительный прогресс в этом направлении был достигнут в результате археологических исследований кельтеминарской культуры в Средней Азии [Виноградов, 1957]. На этнографическом материале об орудиях рыбной ловли вопрос о связях уральских народов с южными, в частности дравидийскими, был поставлен В. И. Васильевым [Васильев, 1962]. Наканец, Г. И. Пелих в работе о происхождении селькупов коснулась и темы этногенетических связей селькупов и кетов с шумерами [Пелих, 1972, 159—176].
Обращение к этногенезу народов Сибири, их истории и культуре показывает, что эти вопросы нельзя понять без раскрытия связей с более южными народами, создавшими развитые оседлаземледельческие культуры. То же самое следует сказать о происхождении многих отсталых охотничье-собирательских народов Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии.» (
http://yanchesnov.awardspace.com/Articl ... Source.htm )