Маньчжуры
Динамика проникновения маньчжуров на Амур также очень важна для понимания процесса - иначе начинаются контаминации с современным положением в провинциях Дунбэя, им приписывается тотальное численное превосходство и т.д.
1) Маньчжурский племенной союз создавался на основании минского эфемерного образования Цзяньчжоу вэй в конце XVI века. До начала XVII века Нурхаци вел тяжелые бои и заключал выгодные союзы, пытаясь объединить чжурчжэней Цзяньчжоу. Примечательно что начинал он с дружиной всего из 13 человек.
2) Первый поход цзяньчжоуских чжурчжэней на Амур мы можем отнести лишь к 1616 г., когда на племя сахалянь (видимо, от маньчжурского гидронима Сахалянь-ула = Амур) бал совершен поход 2000 воинов военачальников Дарханя и Шунькэло.
3) Ближайшим к Амуру опорным пунктом у Нурхаци и его сыновей была местность Нингута на реке Хурха-бира, которую Нурхаци покорил еще в 1610 г. В 1629 г. в Нингуте была построена первая крепость, а до этого местность принадлежала перешедшему на сторону Нурхаци Сэнгэ-бэйлэ, владевшему 300 семьями зависимых людей.
4) С 1616 г. Нурхаци провозгласил себя ханом, а ханство назвал Айсинь Гурунь, т.е. "Золотое царство" в честь древнего царства чжурчжэней Цзинь, павшего в 1234 г. под ударами монголов и Сунов.
5) В 1618 г. Нурхаци начал войну с империей Мин, а в 1621 г. первый раз вторгся в Корею под предлогом преследования отступившего в корейскую провинцию Пхёнан минского полководца Мао Вэньлуна. Походы на север, против независимых чжурчжэньских княжеств, имели теперь подчиненное значение - пленные использовались в качестве рабов, добровольно примкнувшие переселялись поближе к Нингуте и вливались в войска Нурхаци.
6) В 1627 г. чжурчжэни из Айсинь Гурунь нанесли поражение Корее и, для усиления своего влияния на приграничные с Кореей племена чжурчжэней, стали наращивать свое присутствие в Нингуте. Одновременно у Айсинь Гурунь шла затяжная война с Чахарским ханством в южной Монголии.
7) В 1634 г. Чахарское ханство было уничтожено, а его земли и население влились в состав Айсинь Гурунь. Хан Хуантайцзи начал серию набегов на минские земли за Великой Стеной.
В 1635 г. хан Хуантайцзи приказал всем чжурчжэням, перешедшим в его подданство, именоваться маньчжурами.
9) В 1636 г. он принял императорский титул богдо-хана, переименовал империю в Цин и начал новый поход на Корею, закончившийся в феврале 1637 г. Корея окончательно была выведена из войны и стала военным вассалом империи Цин.
10) В конце 1630-х - начале 1640-х годов в Ляодуне шли ожесточенные бои за крепость Цзиньчжоу. Под Цзиньчжоу ходили не только маньчжурские и монгольские войска, но и корейские. Войск в Нингуте не хватало. Когда в 1638 г. восстали племена, проживавшие в бассейне Хурха-бира, Хуантайцзи приказал подавить его при помощи корейских войск.
11) В 1639 г. началась самая крупная война между маньчжурами и приамурскими племенами - объединение племен среднего Амура выставило 6000 войско с князем Бомбогором во главе. В течение 1639 и 1640 годов военачальник Самшика не только уничтожил войска коалиции амурских чжурчжэней, но и взял в плен самого Бомбогора. Наиболее влиятельным князем на Амуре стал нижнезейский князь Балдача, поддерживавший маньчжуров и бывший зятем Хуантайцзи.
12) С 1639 по 1643 г. маньчжуры привели к покорности большую часть племен среднего и верхнего Амура, установив там систему даннических княжеств, главы которых допускались к рынку в Нингуте только при условии предоставления дани и признания Цинов своим сюзереном. Поярков успел записать рассказы некоторых даурских князей об этом.
13) В 1644 г. маньчжуры вошли в Пекин. Началась срочная переброска всех боеспособных частей за Великую Стену. Сложившаяся в Приамурье система вполне их устраивала и дальнейшая экспансия туда не проводилась - вассалы были довольно смирными и даже походы Шарходы против амурских и сунгарийских племен, которые были проведены в 1644 и 1645 годах, имели уже чисто "полицейское" значение.
14) К 1649 г. система вассалитета сложилась, была самодостаточной и не требовала от маньчжуров присутствия больших военных сил в Нингуте. Достаточно сказать, что даже в Мукдене - священной столице Цинов - было всего 774 воина, причем, как правило, престарелых или малолетних. В Нингуте - и того меньше. Описания крепости Нингута дают возможность предположить, что ее гарнизон составлял около 350 человек. Причем количество огнестрельного оружия у этих войск было минимальным, а флотом на Амуре обладали только дауры и дючеры.
15) Соответственно, порядок в регионе поддерживался собственными силами даурских и дючерских князей, а гарнизон в Нингуте выполнял лишь наблюдательную функцию. В случае опасности маньчжуры были бы вынуждены связаться с Кореей, вызвать войска из Мукдена и Пекина (с 1644 г. место расположения основных сил Восьмизнаменных войск), собраться в районе Нингуты и по Хурха-бире вйти в Сунгари, потом по Сунгари сплавиться до Амура и лишь тогда вмешаться в войну на Амуре.
Таким образом, ни о количественном, ни о техническом перевесе маньчжуров в бассейне Амура к 1649 г. говорить нельзя - все силы империи Цин поглотила война с Китаем, и мир в Приамурье был наиболее приемлемым для маньчжуров состоянием.
Нельзя также говорить и о неспособности маньчжуров завоевать все приамурские племена - просто политические приоритеты оказались иными и успешное покорение амурских князей в 1616-1645 годах было прекращено, сменившись системой вассалитета, устраивавшей обе стороны. Это и объясняет "странный" для советских историков факт, почему в Приамурье не было управ, крепостей и постов цинских властей при провозглашении Приамурья цинским владением.