По "преобильным залежам" японских и китайских доспехов и оружия на севере:
1) в 1894 г. чукчи из Окмылина продали барону Майделю доспех со шлемом, который он идентифицировал как японский, однако в 1914 г. Лауфер не согласился с этим. Изображение доспеха труднодоступно (работы начала ХХ в.), судить сложно.
2) Шренк во время экспедиции на Нижнем Амуре видел у нивхов обломки (!) панцирных пластин, котрые почитались за великое сокровище и передавались из поколения в поколение как достояние предков.
3) В. Атласов в 1702 г. спас из плена у камчадалов японца Дэмбэя, причем отметил, что нападение камчдалов на японское судно было осуществлено при помощи каменных и костяных топоров. Сабли отмечает только И. Козыревский у жителей Парамушира:
На дальние острова (зд. Южные Курилы) ходят, и з дальних островов приходят иноземцы (зд. южнокурильские и хоккайдоские айну) с товарами шелковыми и бумажными, також привозят котлы и сабли, а у сабель круги медные, обогнуты края кованым серебром, и всякую посуду левкашенную.
к тому же экипажи японских торговых судов состояли из простолюдинов, самурайских доспехов и оружия принципиально не имевших, а китайские суда не ходили через Корейский пролив на север до второй половины XIX века.
4) А. Смоляк отмечает, что в 1957 г. при записи шаманских камланий ульчей и нанайцев она узнала у шаманки Мала Кагу (73 г.), что у нее есть "лохон кэндэрхи" - остатки меча для заклинания духов. При осмотре выяснилось, что это деталь японской сабли. Целую японскую саблю "лохон" демонстрировал ульчский шаман А. Коткин в том же году. Следует отметить, что и нанайцы, и ульчи живут по Амуру, т.е. там, где в 1918-1924 г. находились японские интервенты, а до этого казаки привезли некоторое количество трофеев с русско-японской войны.
5) Активная торговля велась в Маньчжурии приамурскими народами, но под контролем цинского правительства (в "Да Цин хуйдянь" расписаны размеры вознаграждения, которое следует давать тем, кто торгует в рамках даннических посольств) - в Москву поступали жалобы от местной администрации, что все хорошие соболя уходят на обмен с "китайскими и мугальскими людьми", однако И. Милованов, побывавший с посольской миссией в Пекине в 1671 г., имел разговор с китайцами на эту тему и ему ответили купцы, покупавшие у него меха (т.е. ответ не был задан правительством) - мол, "купить де и вывозить товары повольно, а не велено де купить и вывозить луки да стрельные железа (наконечники стрел), селемы (сабли), куяки (панцири), шеломы".
6) Якутский воевода И. Барятинский сообщал в 1671 г., что "богдойские люди с твоими великого государя ясачными людьми торгуют, и дают им в подарках за соболи кольца серебренныя, и луки, и азямы, и камки, и иные товары, и призывают к себе в Дауры на зийские сторонние речки и за Зию-реку, и якуты мест проведывают, где бы им откочевать". Налицо попытка подкупа якутской знати для перехода на сторону империи Цин, а в таких случаях, по распоряжению императора могли подарить луки, доспехи, сабли и оседланных коней, но конкретно князю или его послу.
7) Очень активной была транзитная торговля через монголов и ойратов - товар шел на север (Тобольск, Нерчинск, Иркутск) и на запад (в Бухару, Самарканд и другие города). Но там вообще строго регламентировались количество караванов, их состав, оружие фиксировалось при въезде и пересчитывалось при выезде, действовала специальная статья уложения "Цааджин бичиг" (ст. 121) о недопущении продажи оружия монголам и ойратам - за это простолюдинов казнили, а феодалов штрафовали на большое количество скота.
9) В XIX в. в Приамурье среди цинскоподданных аборигенов распространились фитильные ружья китайского производства, но сабли, алебарды и прочая военная экзотика, как невостребованная, не поставлялась. А к началу ХХ в. и это оружие было вытеснено берданками.
10) Совершив поход в 1639 г. за серебром, казаки И. Москвитина не обнаружили у удских тунгусов никаких художественно выполненных украшений, витимские тунгусы атаману М. Перфильеву показывали пуговицы из вымененного у маньчжуров серебра, а также китайские ткани, С. Поляков отмечал, что гиляки (гиляками он ошибочно назвал дауров и дючеров) ездят верхом и вооружены копьями, саблями саадаками, но чьего они производства, не указал, т.к. местное население умело самостоятельно обрабатывать металлы.
В принципе, если это все "преобильные залежи", то ревизионистам надо серьезно подумать над своими словами.
Можно предположить некоторое количество контрабанды и военных трофеев, но так, чтобы "преобильные залежи" - этого никогда не было. Более того, русское и центральноазиатское влияние в комплексе вооружения народов Северо-Востока было сильнее - например, там активно применялись кольчуги даже юкагирами и тунгусами, проживавшими вдоль побережья Ледовитого океана.