Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 27 сен 2024, 14:17

Тамара писал(а):Где написано про одну ночь? В самом тексте говорится всего лишь о том, что Всеслав был беспокойным князем, постоянно в движении, в т.ч. и по ночам. За время своего кратковременного киевского княжения сумел побывать даже в далекой Тмуторокани.

Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Ну да, ну да, волком в ночи) Вы же писали, что от текста стараетесь не отходить, а наяву противоречите контексту.

Тамара писал(а):Он, видимо, пытался ( не исключено, что не совсем бескорыстно, под себя ) реформировать сложившуюся на Руси систему лествичного права и судебной власти. Но в своей деятельности Всеслав нарушал христианские нормы и заповеди. Заводил на Руси кровавые усобицы, от которых страдали люди. Самому Христу дорогу переходил ( "Хръсови волком путь прерыскаше"). За это Всеслава осуждал и Боян, и сам автор "Слова". Место, по-моему, вполне понятное.

Хорс (Феоста [=Гефест] или Сварог) - это не Христос, а отец Солнца (Дажьбога [=Гелиоса]), это тот, который по ПВЛ закон об единобрачии утвердил, а "куръ Олексий" этот закон новеллой о вторичном браке в 1095-м "прерыскал".

См. Истрин В.М. Хронограф Ипатского списка летописи под 1114 годом // Журнал Министерства народного просвещения. 1897. Т. 324. № 11. С. 83-91

    "И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь..."(ПВЛ 980)
Не Христу же (эко!) киевляне идола ставили.

Тамара писал(а):Считаю, что реалистичное прочтение самого текста и корректное отношение к иным точкам зрения привлечет в НГ больше любителей "Слова", если, конечно, уважаемый Лемурий имеет такое намерение.

С большим уважением отношусь к обоснованным аргументам: лингвистическим, историческим, да и просто логическим, но к искажению контекста отношусь крайне отрицательно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24345
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Lukman » 27 сен 2024, 16:36

Лемурий писал(а): Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.

Хорс (Гефест, он же Феоста или Сварог) - это не Христос, а отец Солнца (Гелиоса или Дажьбога), это тот, который по ПВЛ закон об единобрачии утвердил, а "куръ Олексий" этот закон в 1095-м "прерыскал".
Не совсем ясно по тексту отрывка.
Если Хорс это одна из ипостасей Солнца, то оборотничество в волка никак не может с ним одни пути торить. Тем более что речь о "ночи", времени когда господствует Луна, а не Солнце. Т.е. как-бы явное противоречие наблюдается.
Может какой другой смысл здесь?
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1482
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 28 сен 2024, 10:15

Lukman писал(а):Если Хорс это одна из ипостасей Солнца, то оборотничество в волка никак не может с ним одни пути торить. Тем более что речь о "ночи", времени когда господствует Луна, а не Солнце. Т.е. как-бы явное противоречие наблюдается. Может какой другой смысл здесь?

Конечно смысл другой, прерыскал путь Хорсу [= отцу Солнца] не Всеслав Полоцкий волком в ночи, а его визави "куръ Олексий" (ПВЛ 1116,1117)- властитель Матархи (Тмуторокани) с 1083. Алексей I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям, запрещающим второй брак. = дорискаше до куръ [=куръ Олексия] Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.

О строгих правилах единобрачия, введенных "отцом Солнца":

См. Истрин В.М. Хронограф Ипатского списка летописи под 1114 годом // Журнал Министерства народного просвещения. 1897. Т. 324. № 11. С. 83-91
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24345
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 30 сен 2024, 10:28

"Въ ночь" - это ведь не обязательно "За ночь". И какие хорсы, свароги, даждьбоги с их внуками? Их всех за 200 лет до "Слова" в Днепр выбросили. (ПВЛ 988)
Не правда ли?
Далее по тексту дается оценка Всеславу. По словам автора "Слова" "душа" у него все же была "вещая", т.е. "мудрая, знающая". Бояна ведь автор "Слова" также называет "вещим". А вот характер у Всеслава был "дръзъ". Согласно Фасмеру, "дрега" - "беспокойный человек". Иначе говоря, душа у Всеслава была христианская, мудрая, вечная. Но сам он по характеру был хитрым, конфликтным, беспокойным человеком. Отчего часто и страдал.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 30 сен 2024, 13:45

Тамара писал(а):"Въ ночь" - это ведь не обязательно "За ночь".

Волкодлак: сербохорв. вуктдлак, влокодлак, словен. volkodlak, болг. вълколак, върколак, старослав. влъкодлакъ, вурколакъ, польск. wilkolek, чеш. vlkodlak в "лютого зверя" превращается только в ночи: лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣла-града, обѣсися [обернувшись] синѣ мьглѣ Раз написано: "а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя", то и следует так понимать, что в течении одной ночи и волком.

Поэтому и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ - вещая душа в другом теле - теле ВОЛКА.
А Вы про "человеческие возможности" пишите, контекст игнорируя.

Тамара писал(а):И какие хорсы, свароги, даждьбоги с их внуками? Их всех за 200 лет до "Слова" в Днепр выбросили. (ПВЛ 988) Не правда ли?

Неправда! Волхвов Глеб Святославич, который в 1068 от Тмуторокани до Корчева расстояние по льду мерил, и в 1071 топором рубил: "Глѣбъ же, выня топоръ, и ростя ̀и, и паде мертвъ, и людие разиидошася. Он же погибе тѣломъ и душею предався дьяволу..." (ПВЛ 1071)
Материал по этой теме настолько объёмный, что придётся открыть целую ветку с названием: "Хорс, Даждьбог, Стрибог, Велес и Див в СПИ". Скажу только предварительно, что переводчики греческих текстов с упоминанием античных богов писали глоссы с именами славянских языческих богов, но в греческой-римской мифологии богов было множество, поскольку отвечали за разное:
бог войны Арес-Марс у славян Перун
бог громовержец Зевс-Юпитер у славян Перун
бог богатства Плутос-Плутон у славян Велес
бог-кузнец Гефест-Вулкан у славян Сварог
Не было аналогов у славян у Немезиды (богини мести), Лиссы (богини безумия), Морфея, Гелоса (бога смеха) и др,
зато бог Солнца Гелиос-Сол у славян сразу несколько Дажьбог, Хорс, Ярило, Переплут, Пинай, Облупа, Кострубонько, Лад, Лель, Купало, Чурила, Журило, Яровица, Кострома, Лада, Ляля, Купала, Чурилья, Дженджуриха.

См. Соколов М.Е. Старорусские солнечные боги и богини, Симбирск, 1887

У каждого из трёх солярных праздников: зарождающееся Солнце 24 декабря Коляда - Коло Лада, праздник начала весны Масленица, 23 июня Ивана Купала - Солнце в силе. Каждой стадии Солнца свой бог: Коляда накануне Рождества - Овсень (начало нового года - мартовский стиль) - Лада, Ляля (праздник весны) - Купала (проводы весны).
Разве мы не отмечает ДО СИХ ПОР 1) Рождество Солнца Праведного (ПКС), 2) Масленицу с колесом, символом Солнца на столбе и сжиганием чучела Зимы, 3) разве не прыгает молодёжь через костер в ночь на Ивану Купалы, разве девушки не пускают венки по воде в поиске суженного? А Вы, говорите, канули в Лету.

Тамара писал(а):Далее по тексту дается оценка Всеславу. По словам автора "Слова" "душа" у него все же была "вещая", т.е. "мудрая, знающая".

Про "вещего" волкодлака см. выше, но у Всеслава был ещё и амулет в виде остатка плаценты, а таких детей на Руси называли "видовито" см. Срезн.I:480 вѣдь (посл. пример):

"Видовито - дитя, родившееся в "сорочке": выросши, оно знается с вилами и знает более, чем другие люди."

По Георгию Амартолу "сирины наричються рекше вилы". Отсюда и «вещая душа», поскольку с нечистой силой знался как видовито.

Тамара писал(а):Бояна ведь автор "Слова" также называет "вещим".

Вѣщий как сокращенное от ве(ду)щий - "знающий то, что другие не знают или не могут знать, знающий будущее". см. Дьяченко 1900:117

По отношению к Бояну недавно обнаружил ещё один нюанс.

Тамара писал(а):А вот характер у Всеслава был "дръзъ". Согласно Фасмеру, "дрега" - "беспокойный человек". Иначе говоря, душа у Всеслава была христианская, мудрая, вечная. Но сам он по характеру был хитрым, конфликтным, беспокойным человеком. Отчего часто и страдал.

Въ друзѣ тѣлѣ = в другом теле - теле волкодлака, как и здесь сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы.

Вот как рисовали Всеслава Полоцкого те кто знал, как Вы пишите, о его "христианской" душе и о том, кто ему советовал и что происходило в Полоцке в годы его правления:

Изображение
Радз.1068 - М. 227: "Ничего бо ся боять беси, токмо креста. Аще бо бывають от бесов мечтания, знаменавше лице крестом, прогоними бывають. Всеслав же седе в Киеве месяць 7".

Изображение
Радз.1092 - М. 228: "В лето 6600. Предивно бысть в Полоцку в мечте: бываше в нощи тутон, станяше по улици, яко человеци, рыщу щи беси. Аще кто вылазяше ис хоромины, хотя видети, абие уязвен будеть невидимо от бесов язвою, и с того умре, и не смеяху исходити ис хором".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24345
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Lukman » 30 сен 2024, 15:33

Лемурий писал(а):Материал по этой теме настолько объёмный, что придётся открыть целую ветку с названием: "Хорс, Даждьбог, Стрибог, Велес и Див в СПИ". ...

А по Всеславу и его путешествиям в ночи имеется отдельная ветка? Там тоже есть что пообсуждать.
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1482
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 01 окт 2024, 11:00

Lukman писал(а):А по Всеславу и его путешествиям в ночи имеется отдельная ветка? Там тоже есть что пообсуждать.

Да, есть такая тема НГ: Великому Хръсови путь прерыскаше, но там обосновывал почему "прерыскаше" относится именно к "куръ Тмутороканя" = "куръ Олексию".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24345
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 01 окт 2024, 11:22

Неувязочка получается. Если "в течении одной ночи", то "до куръ" - это "до петухов". Куда же делся "куръ (= властитель)", о котором Вы упоминали выше?
Относительно мнимого "язычника, двоеверца, волкодлака" Всеслава. В Энц. "Слова" отмечено, что это больше вольная поэтическая интерпретация его образа. Трудно точно определить какие факты лежали в ее основе. Напр., Всеслав родился с неким "язвено" на голове. Что это могло быть? Незаживающая рана, родимое пятно?...Неизвестно.
Далее, Полоцк находился на северо-западе Руси. Рядом проживали многочисленные в те времена финно-угорские племена, которые еще не были христианами. Всеслав во время княжеских междоусобиц, видимо, был вынужден на них опираться, тесно с ними сотрудничать. Так, для штурма Новгорода в 1089г. он набрал "бесчисленное" количество воинов народности водь. (см. Энц."Слова"). Возможно, что такого рода факты и послужили основой для обвинения Всеслава в язычестве, колдовстве и т.п.
Отдельная благодарность за "ликбез" по языческим богам и параллелям с европейскими. И у нас были! И мы не лыком шиты! ))))
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 01 окт 2024, 13:12

Тамара писал(а):Неувязочка получается. Если "в течении одной ночи", то "до куръ" - это "до петухов". Куда же делся "куръ (= властитель)", о котором Вы упоминали выше?

До куръ - это не время как здесь: "В великую ж суботу в 11 час починають вечернюю и до куръ доспѣетъ отпущение..." Уст. Студ. (ГИМ, Синод. собр., № 382), 315 (XV в.).
Поспеть "до куръ" = до петухов, до восхода солнца.

влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя - конечная цель путешествия, куръ = кvръ (властителя) Матархи (Тмуторокани). Рыскал всю ночь и дорыскал (конечный пункт).

Тамара писал(а):Относительно мнимого "язычника, двоеверца, волкодлака" Всеслава. В Энц. "Слова" отмечено, что это больше вольная поэтическая интерпретация его образа. Трудно точно определить какие факты лежали в ее основе. Напр., Всеслав родился с неким "язвено" на голове. Что это могло быть? Незаживающая рана, родимое пятно?...Неизвестно.

Отрывайте (Срезн.III-1645): язвьно = пленка, кожица и пример с Всеславом. Это послед, остаток плаценты, поэтому волхвы, заметьте не клирики, а служители языческого культа, посоветовали носить себе этот послед на себе как науз (амулет), наузоношение - христианский грех, если что.
Да и вообще, родился от волхования, "рать почалъ" на усобицу, неистов был на кровопролитие - не просто же так ему Боян Божьим Судом грозил.

Откуда автор «Слова» черпал сведения о Всеславе, жившем почти за сто лет до него? Легко установить, что «Повесть временных лет» не могла явиться таким источником. В описании Всеслава, сделанном летописцем и автором «Слова», несмотря на некоторые совпадения, имеются большие различия, которые говорят скорее о параллельности этих текстов, чем об их взаимной зависимости.
Для выяснения этого вопроса Р. Якобсон совместно с М. Шефтелем и Р. Ружичичем проделал большую работу, выводы которой оказались- чрезвычайно убедительными и весьма интересными. Помимо «Повести вре­менных лет» и «Слова» для характеристики образа Всеслава авторы ши­роко привлекали былину о Волхве Всеславиче, прототипом героя которой, как они убедительно доказали, явился полоцкий князь Всеслав.

Сравнивая описания Всеслава в «Повести временных лет», в былине и в «Слове», авторы приходят к выводу, что между этими описаниями: имеются многочисленные совпадения. Существуют такие соответствия между былиной и «Словом», которых нет в «Повести временных лет», существуют соответствия между былиной и «Повестью временных лет», ко­торых не удалось обнаружить в «Слове», и, наконец, имеются некоторые мотивы, встречающиеся в «Слове» и «Повести временных лет», но отсут­ствующие в былине. Рассматривая генетические соотношения, которые связывают все эти источники, Р. Якобсон и М. Шефтель пришли к вы­воду, «что все три повествования восходят к общему источнику, очевидно к устному эпосу о Всеславе, который был создан фантазией его современ­ников». Возможно, утверждают далее оба автора, находящиеся в «Слове» фрагменты о Всеславе просто интерполируют отдельные эпические песни о Всеславе, возникшие еще в XI в. Р. Якобсоном и Р. Ружичичем была сделана попытка на обширном материале фольклора ряда югославянских народов выявить истоки эпиче­ских песен о Всеславе. Авторы убедительно доказали существование в глу­бокой древности общеславянского мифа об оборотне. В общих чертах этот миф, как устанавливают Р. Якобсон, Р. Ружичич и М. Шефтель, сводится к следующему.

"У княгини или принцессы от змея-дракона родился необыкновенный сын. Он появился на свет в рубашке (последе), кусочек которой, по настоянию колдунов, всегда носит с собой. Ему предсказана необычайная сила и кровожадность, пугающие даже родную мать и заставляющие дрожать сыру землю. Ребенок быстро растет. Он обладает даром ясновидения, он вездесущ и могуч, по желанию он может превращаться в ясного сокола, в лютого зверя-волка и других животных. Его жертвы не могут ускользнуть от него. Счастье сопровождает героя. Он связан с силами ночи, угрожает самому солнцу, следы его запятнаны кровью, вампиры теснятся у его жилища. Но слава и страдания все время чередуются в его жизни. Из охотника он превращается в животное, из преследователя в жертву, и наоборот..."*
---
* пер. Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos. Russian Epic Studies. Philadelphia, 1949, С.69
------------
Сапунов Б. В. Всеслав Полоцкий в «Слове о полку Игореве» //ТОДРЛ, т. 17, М-Л, 1961, с.78—79
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24345
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Версия о походе в Индийское царство

Сообщение Лемурий » 01 окт 2024, 18:37

В эпосе о Волхе Всеславиче есть интересный вопрос: зачем ему понадобилось Индийское царство, а, главное, про него ли идет речь в былине или оно, как и герои там иносказательны.

Изначальный текст: Сборник Кирши Данилова : Изд. Публ. б-ки по рукописи, пожертв. в Б-ку кн. М.Р. Долгоруковым / Под ред. [и с предисл.] П.Н. Шеффера. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1901, С.18-22

По этому вопросу в ОДРЛ уже было исследование:

Водовозов Н.В. Былина Кирши Данилова о Волхе и древние русско-индийские отношения // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — [Т.] XIV. — С. 212—216.

Его автор справедливо задает вопрос:

    "Прежде всего посмотрим, к какому историческому периоду может быть отнесен образ индийского царя, о котором говорит былина. Этот индийский царь носит отнюдь не индийское имя Салтыка Ставрульевича, о нем сказано, что он «буйной головы Батыевич». Имя царя «Салтык» произведено от татарского слова salt — «нрав», «обычай», отчество «Ставрульевич» — от имени Хоставрула, шурина хана Батыя, известного нам по памятникам русской письменности XIII в. Чтобы сделать аналогию между царем Салтыком и Батыем еще более ясной, былина называет Салтыка Ставрульевича «буйной головой Батыевичем». Итак, былина очень хорошо знает, о каком именно индийском царе она говорит. Это татарский завоеватель, подобный Батыю (очевидно, по жестокости и по размаху завоеваний). Он хорошо памятен русскому народу. Былина знает, что он собирается из Индии «Русь воевать», и былина, исполненная высокого патриотического чувства, сурово предупреждает его, что на Руси «родился могуч богатырь, тебе царю сопротивничек»..."
Ну если всё так, откуда Автор СПИ конца XII века знал эту былину и сравнивает Всеслава Полоцкого с волком, бегающего не в Индийское царство, а к "куръ Олексию", отвоевавшего в 1083 Матарху у Руси. Не Византия ли имелась ввиду в изначальной версии былины?

Изображение
Царь Салтык Ставрульевич и царица Азвяковна//Иллюстрация к былине «Вольга» Билибин И.Я. (1903)

"Индийский" царь назван Салтык Ставрульевич, т.е. его отец СТАВР происходит от греческого слова "σταυρός" (stavros), что означает "крест".
Алексей I Комнин произошел не из императорского рода, а из аристократического. Его отец Иоанн Комнин был из рода крупного военачальника, но воспитывался в Студийском монастыре, там же в 1067 году и умер монахом.

Жена Алексея I Комнина - Ирина Дукиня, её отец Андроник Дука (брат Михаила VII) "прославился" тем, что командуя арьергардом армии во время битвы при Манцикерте, объявил, что император погиб, и дезертировал с поля боя, поэтому его обвинили в поражении византийской армии и последующим пленении Романа IV противником. ЗВЯКнул, так ЗВЯКнул, вполне допустимо, что иносказательно его жену назвали Азвяковна.

От мала до велика велит уничтожить своей дружине в Царьграде Ставрульевича Волх Всеславич. За что "месть" народная в былине? Да за отвоёванную в 1083 году Тмуторокань, куда посажен был "архонтом и дукой" Олег Гориславич. Военной силы на тот момент не хватило - отомстили силой слова!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24345
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Версия о походе в Индийское царство

Сообщение Lukman » 01 окт 2024, 19:58

Лемурий писал(а):В эпосе о Волхе Всеславиче есть интересный вопрос: зачем ему понадобилось Индийское царство, а, главное, про него ли идет речь в былине или оно, как и герои там иносказательны.
В том и дело, что "Индийское царство" в былине, это видимо Синд\Инд(Синдика), т.е. античная Тамань, царство синдов. Это территория и средневековой Тмутаракани.

Былина о Волхве Всеславиче относится к древним былинам.
Можно предположить, что сюжет об Индийском царстве это отражение каких-то событий докиевской Руси, допустим о походе некоего князя русов из Полоцкого региона в сторону Нижнего Подонья и Тамани. Кстати, то были территории СМК(Салтово-Маяцкой культуры), т.е. совсем не факт, что Тамань всегда входила в состав Хазарского каганата, там вполне могли быть и свои местные царьки, пусть даже они и являлись вассалами хазар.
В дальнейшем былинный образ Волхва перешёл на Всеслава Полоцкого, и тому стали приписывать эти "путешествия" на тер.Синдики("Индейского царства"), в Тмутаракань.
Опять же, появление в Тмутаракани русского княжества в конце Х века, тоже видимо как-то связано с владениями докиевских русов на Тамани. Возможно, например, что в IX веке там какое-то время существовал фортпост русов(дорюриковых), и набег на Амастриду, где-то в 830-40е годы, - это именно их рук дело(ну и Бравлина также тут можно вспомнить, хотя он скорее всё-же с Приднестровья выходил). Т.е. русы, ещё и до похода Святослава, имели некое право на владение Тмутараканью.

Подытожим: "Индейское царство" это скорее всего именно Тамань(Синд\Инд). Отсюда и сюжетные корни "волчьих" путешествий Всеслава к Тмутаракани.
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1482
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 02 окт 2024, 10:11

Спасибо, уважаемый Lukman, за подсказку о таманском Синдском царстве. Первую часть поддержу.
А вот со временем создания былины точно не ранее середины XII века, когда создавались и другие былины в частности о Дюке Степановиче = «дука» Стефан IV (1133-1165), одежду которого как подарок принимал Волх Всеславович. Середина 12 века. Даже догадываюсь, что за книжник, знающий политические интриги, эти былины придумал.

    »1. Кто таков сам "Чурило Пленкович" Чурило (иногда Чюрило) - народное произношение имени Кирилл. Из всех русских князей только один Всеволод Ольгович носил крестное имя Кирилл. Его отец назван: Пленко Сурожанин, что вполне соответствует Олегу Тмутараканскому, так как соседний Сурож-Судак вполне мог входить в это причерноморское княжество и, во всяком случае, намекал на Причерноморье.
    <...>
    7. "Дюк Степанович" - тоже вполне реальный персонаж. Это венгерский герцог ("дюк", "dux") Стефан, родной брат короля Венгрии Гейзы II. Гейза был женат на сестре Изяслава Мстиславича и неоднократно посылал свои полки против Всеволода и других (неупомянутых) врагов Изяслава.
    8. В былинах все упрощено и сокращено, но основное осталось: Дюк Степанович, выезжающий из города Волынца (или Галича), - это олицетворение сил, борющихся против Чурилы, а Чурила - местный киевский персонаж, несомненный Ольгович.
    9. Дела Изяслава Мстиславича отразились в том, что у Дюка-венгра вдруг оказываются новгородские стрелы, а в число его владений входит "Корела упрямая". Все объясняется тем, что, обороняясь от Ольговичей, Изяслав привлек в 1148 году на свою сторону Новгород и полуподвластную ему Корелу. Сказители былин упомнили то, что было скрыто в хартиях, покрытых пылью веков...”

    ---
    Рыбаков Б.А. "ПЕТР БОРИСЛАВИЧ. Поиски автора Слова о полку Игореве", М. 1991, C.199, 202-203
Причём не просто в середине 12 века, но и в среде книжников при Изяславе Мстиславиче.

    "Собственно академик Б. Рыбаков соотносит древнерусские былины о Дюке Степановиче и Чуриле с реалиями 1146-1150-х гг. на Руси [Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988. – С.606-609], а именно о соперничестве, с одной стороны — представителя партии «уных» Кирилла (Чурила)-Всеволода Ольговича (1139-1146), «Пленковича», т.е. «сына пленника» (намек на то, что его отец Олег, пребывая в Византии, был пленен и отправлен в ссылку до 1083 г. на остров Родос; князь Олег-Михаил Святославич-«Гориславич», князь Чернигова и Тмутаракани, в 1080-190-х гг. официально имел титул «архонт Матрахии, Зихии и всей Хазарии», а Вятичская и Муромская земля были вотчиной Ольговичей [Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в Х – первой половине ХІІІ в. – М.: Изд-во МГУ, 1977. – С.106]), с другой стороны — с Изяславом-Пантелеймоном Мстиславичем (1146-1154 гг.) и его союзником венгерским королем Гезой ІІ, родным братом которого был дюк (герцог) Стефан. Собственно последний и есть былинный Дюк Степанович, который побеждает Чурилу в разных состязаниях.
    Краткое содержание былины таково: Дюк Степанович приезжает на говорящем, волшебном коне в Киев к князю Владимиру и там на пиру начинает хвастать своим богатством. Его хвастовство приводит к тому, что он «бьётся о велик заклад» с киевским богатырем Чурилой Пленковичем о том, что они три года будут ходить каждый день в новом платье. Спорят, как положено, на свои буйны головы. Дюк Степанович отправляет на родину к матушке своего коня, и тот привозит ему не по одному, а аж по три одежды на каждый день. Дюк пари выигрывает. Тогда Чурила предлагает состязаться, перепрыгивая через реку на коне. Чурила падает в воду, а Дюк его спасает и опять выигрывает спор. Следующим испытанием для Дюка Степановича становится то, что князь Владимир посылает богатырей – Илью Муромца и Добрыню Никитича – на родину Дюка, чтобы описать его имущество, но, делая это три года подряд, они не могут перечесть его богатств. В результате они признают: чтобы это сделать, нужно продать весь Киев град со Черниговом и на эти деньги купить бумаги и чернила для переписи имущества. Так Дюк Степанович выигрывает и третье состязание, доказав, что он и его родина намного богаче, чем князь Владимир и всё Киевское княжество.
    Можно даже считать, что данная былина Дюке Степановиче и Чуриле сложена в среде «западников» – соперников «уных» (жаждущих красот языческого Востока) как своеобразный антитезис героям Владимирового круга: «… наиболее вероятным первоисточником былинного сюжета все-таки признается византийское «Сказание об Индийском царстве» XII века, получившее широкое распространение на Руси и оказавшее влияние на многие средневековые литературные памятники. «В числе других произведений, – отмечает современный исследователь древнерусской литературы Г. М. Прохоров, – испытала влияние «Сказания» и былина о Дюке Степановиче..."

    ---
    Олег Гуцуляк О Дюке Степановиче замолвим слово
А теперь как связаны былины о Чуриле Пленковиче, Дюке Степановиче и Волхе Всеславиче:

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24345
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 03 окт 2024, 09:29

Так все равно два "петуха" требуется: один "петух" - до восхода солнца, другой "куръ" - властитель Тмутороканя. А в тексте - только один. В принципе, по-моему, полезно бы открыть "ветку" по критическому и реалистическому прочтению текста. Хотя бы с опорой на Энц. "Слова".
Можно еще обсудить вопрос о нарушении хронологии в повествовании о Всеславе. Не мог же автор "Слова" не знать, что вокняжение Всеслава в Киеве (1068г ) было позже разграбления им Новгорода и бойни на Немиге (1067г ). Но события автор излагает как бы в обратном порядке. Почему? По-моему, ответ в том, что автор "Слова" ранжирует события по их значимости. Так, вокняжение Всеслава в Киеве в его глазах значительнее занятия Новгорода. В свою очередь, захват Новгорода важнее битвы на Немиге.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 03 окт 2024, 10:00

Тамара писал(а):Так все равно два "петуха" требуется: один "петух" - до восхода солнца, другой "куръ" - властитель Тмутороканя. А в тексте - только один.

Куръ=кvръ несклоняемое заимствованное слово:

    "В се же лѣто иде Леонъ царевичь, зять Володимерь, на куръ на Олексия царя (ПВЛ 1116)

    Того же лѣта умре куръ Олексий [Алексей I Комнин], и взя царство сынъ его Иванъ..."(ПВЛ 1117)
Видите, не на курА Олексия как положено для род. пад., а "на куръ Олексия царя" - несклоняемое от кvръ.

Тамара писал(а):В принципе, по-моему, полезно бы открыть "ветку" по критическому и реалистическому прочтению текста. Хотя бы с опорой на Энц. "Слова".

Это для начинающих, до 5 лет изучения СПИ, потом сами увидите, что исследования по многим «темным местам» дальше 1995 года ушли.

Тамара писал(а):Можно еще обсудить вопрос о нарушении хронологии в повествовании о Всеславе. Не мог же автор "Слова" не знать, что вокняжение Всеслава в Киеве (1068г ) было позже разграбления им Новгорода и бойни на Немиге (1067г ). Но события автор излагает как бы в обратном порядке. Почему? По-моему, ответ в том, что автор "Слова" ранжирует события по их значимости. Так, вокняжение Всеслава в Киеве в его глазах значительнее занятия Новгорода. В свою очередь, захват Новгорода важнее битвы на Немиге.

Писал же выше - игнорируете контекст. Там же написано в полуночи бежал от киевских "клюков" (= пастырей церкви) лютым зверем в обернувшись во мгле (04.1069), утром же везло (события до 1069).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24345
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 03 окт 2024, 19:20

Всеслав как волк "рыскал" по ночам и "дорыскал" даже "до куръ Тмутороканя". Если "куръ" здесь "правитель", то получается, что за свое 8-месячное княжение Всеслав успел вокняжить и в Тмуторокани. Стал ли он при этом ставленником правителя Византии или сохранял некую самостоятельность - это вопрос другой. В принципе с контекстом это согласуется: на правах Великого князя Всеслав "рядил" города князьям Южной Руси, не забыв при этом и себя. Тмуторокань ведь была за Ольговичами. Где находился в это время сам Олег - неизвестно. Именно такими своими действиями Всеслав, видимо, и перешел дорогу великому Христу. Не языческому Хорсу.
Называть же авторов Энц."Слова" "начинающими до 5 лет" - это слишком смело и свежо.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23