Тамара писал(а):"Въ ночь" - это ведь не обязательно "За ночь".
Волкодлак: сербохорв. вуктдлак, влокодлак, словен. volkodlak, болг. вълколак, върколак, старослав. влъкодлакъ, вурколакъ, польск. wilkolek, чеш. vlkodlak в "лютого зверя" превращается только в ночи:
лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣла-града, обѣсися [обернувшись] синѣ мьглѣ Раз написано: "
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя", то и следует так понимать, что
в течении одной ночи и волком.
"Другим древним названием Волкодлака в славянском языке было слово, образованное от глагола vedati, «знать»: укр. вiщун (вовкун), «волк-оборотень», др.-чеш. vedi, «волчицы-оборотни», словен. vedоmci, vedunci, vedarci, «волки-оборотни»; о древности слова свидетельствует наличие родственных названий волка: др.-исл. vitnir, хетт. uetna. Общеславянским является представление о том, что Волкодлак съедают луну или солнце при затмении («влькадлаци луну изЮдоше или слнце» в серб. рукописи 13 в., словен. solnce jedeno — о затмении, чему есть соответствия в рус. «Начальной летописи» и в др.-чеш. источниках)..."
---
Волкодлак // Иванов В. В., Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка, «Известия АН СССР. Серия литературы и языка», 1975, т. 34, No 5.
Поэтому и
вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ - вещая душа в другом теле - теле ВОЛКА.
А Вы про "человеческие возможности" пишите, контекст игнорируя.
Тамара писал(а):И какие хорсы, свароги, даждьбоги с их внуками? Их всех за 200 лет до "Слова" в Днепр выбросили. (ПВЛ 988) Не правда ли?
Неправда! Волхвов Глеб Святославич, который в 1068 от Тмуторокани до Корчева расстояние по льду мерил, и в 1071 топором рубил:
"Глѣбъ же, выня топоръ, и ростя ̀и, и паде мертвъ, и людие разиидошася. Он же погибе тѣломъ и душею предався дьяволу..." (ПВЛ 1071)
Материал по этой теме настолько объёмный, что придётся открыть целую ветку с названием: "Хорс, Даждьбог, Стрибог, Велес и Див в СПИ". Скажу только предварительно, что переводчики греческих текстов с упоминанием античных богов писали глоссы с именами славянских языческих богов, но в греческой-римской мифологии богов было множество, поскольку отвечали за разное:
бог войны Арес-Марс у славян Перун
бог громовержец Зевс-Юпитер у славян Перун
бог богатства Плутос-Плутон у славян Велес
бог-кузнец Гефест-Вулкан у славян Сварог
Не было аналогов у славян у Немезиды (богини мести), Лиссы (богини безумия), Морфея, Гелоса (бога смеха) и др,
зато бог Солнца Гелиос-Сол у славян сразу
несколько Дажьбог, Хорс, Ярило, Переплут, Пинай, Облупа, Кострубонько, Лад, Лель, Купало, Чурила, Журило, Яровица, Кострома, Лада, Ляля, Купала, Чурилья, Дженджуриха.
См.
Соколов М.Е. Старорусские солнечные боги и богини, Симбирск, 1887 У каждого из трёх солярных праздников: зарождающееся Солнце 24 декабря Коляда -
Коло Лада, праздник начала весны
Масленица, 23 июня
Ивана Купала - Солнце в силе. Каждой стадии Солнца свой бог:
Коляда накануне Рождества -
Овсень (начало нового года - мартовский стиль) -
Лада, Ляля (праздник весны) -
Купала (проводы весны).
Разве мы не отмечает ДО СИХ ПОР 1) Рождество Солнца Праведного (ПКС), 2) Масленицу с колесом, символом Солнца на столбе и сжиганием чучела Зимы, 3) разве не прыгает молодёжь через костер в ночь на Ивану Купалы, разве девушки не пускают венки по воде в поиске суженного? А Вы, говорите, канули в Лету.
Тамара писал(а):Далее по тексту дается оценка Всеславу. По словам автора "Слова" "душа" у него все же была "вещая", т.е. "мудрая, знающая".
Про "вещего" волкодлака см. выше, но у Всеслава был ещё и амулет в виде остатка плаценты, а таких детей на Руси называли "видовито" см. Срезн.I:480
вѣдь (посл. пример):
"Видовито - дитя, родившееся в "сорочке": выросши, оно знается с вилами и знает более, чем другие люди."По Георгию Амартолу "
сирины наричються рекше вилы". Отсюда и «вещая душа», поскольку с нечистой силой знался как видовито.
Тамара писал(а):Бояна ведь автор "Слова" также называет "вещим".
Вѣщий как сокращенное от ве(ду)щий - "
знающий то, что другие не знают или не могут знать, знающий будущее". см.
Дьяченко 1900:117По отношению к Бояну недавно обнаружил ещё
один нюанс.
Тамара писал(а):А вот характер у Всеслава был "дръзъ". Согласно Фасмеру, "дрега" - "беспокойный человек". Иначе говоря, душа у Всеслава была христианская, мудрая, вечная. Но сам он по характеру был хитрым, конфликтным, беспокойным человеком. Отчего часто и страдал.
Въ
друзѣ тѣлѣ = в другом теле - теле волкодлака, как и здесь
сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы.
Вот как рисовали Всеслава Полоцкого те кто знал, как Вы пишите, о его "христианской" душе и о том, кто ему советовал и что происходило в Полоцке в годы его правления:
Радз.1068 - М. 227: "Ничего бо ся боять беси, токмо креста. Аще бо бывають от бесов мечтания, знаменавше лице крестом, прогоними бывають. Всеслав же седе в Киеве месяць 7".Радз.1092 - М. 228: "В лето 6600. Предивно бысть в Полоцку в мечте: бываше в нощи тутон, станяше по улици, яко человеци, рыщу щи беси. Аще кто вылазяше ис хоромины, хотя видети, абие уязвен будеть невидимо от бесов язвою, и с того умре, и не смеяху исходити ис хором".