Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 06 дек 2024, 06:58

Современники "видети дива полно": до обеда белец и мирянин, а после обеда чернецам начальник.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2107
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 07 дек 2024, 19:51

userdez писал(а):Д. С. Лихачев, словарь книжников.
https://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slov ... j-rusi/448

...великий князь Дмитрий, не желая принимать митрополита «литвина» (как он назвал Киприана), начал продвигать к митрополичьему престолу М.: М. как бы насильно был пострижен в монахи (без этого он не мог стать митрополитом).

Вероятно, именно Митяй и отправлял "нашего попа" в санаторий на Лаче озеро, после того как его немного "поистязаша".

Отличный факт, уважаемый Усердец, епископы и митрополиты могли быть выбраны только из черного духовенства, а в чернецы он постригся 1376 по пожеланию Дмитрия Донского, чтобы впоследствии претендовать на митрополитство. Насильного пострига, конечно, не было, ведь его не заточили же в церковный дом, а поставили сразу архимандритом московского Спасского монастыря. После смерти митрополита Алексия 12.02.1378 по воле великого князя его бывшего духовника Митяя выдвинули новым митрополитом и даже грамоту от патриарха о согласии получили, но авторитетные клирики настояли на очном патриаршем благословении. В Никон. летописи сказано, что по дороге в Константинополь за благословением патриарха в 1379 Митяй внезапно разболелся и преставился. Ходили слухи то ли задушили, то ли уморили морской водой, поскольку никто кроме князя не хотел видеть вчерашнего бельца в начальниках чернецам.

    «По преставлении Алексиа митрополита остави архимандритню по совєту великаго князя и бояр єго, и на митрополичь двор взыде, и седяшє на великом и превысоком том столе со всякою областию и нєобиновениєм ко всем, єлико подобаєт митрополиту владети…»(Лицевой свод 1378)
Пишут, что на митрополичьем столе стал править властно и смело, как и подобает править митрополиту. Так что Вы правы, получается что именно он сослал попа Вельяминовых от Орды на место заточения Даниила Заточника. Из всех церковных домов выбрал именно тот, удаленный, куда сослали некогда такого же митрополита, выбранного советом епископов без одобрения патриарха Климента Смолятича. Очевидно, что поднимал по Климу записи, ибо шел по его стопам.

Митрополит Алексий умер 12.02.1378, а битва на Воже была 28.07.1378.

    «егда бысть побоище на Воже с Бегичемъ, изнимаша на той войне некоего Попа, отъ Орды пришедша и обретоша у него злыхъ зелiй лютыхъ мешекъ, и много истязаша, послаша его на заточенiе на Лаче озеро, идеже бе Данило Заточеникъ...»(Троицк. 1378)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24500
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 07 дек 2024, 20:48

userdez писал(а):Современники "видети дива полно": до обеда белец и мирянин, а после обеда чернецам начальник.

    «Великий князь Димитрий Иоаннович подготовлял другого преемника святому Алексию, любимца своего Митяя, или Михаила. Этот Митяй был прежде священником в селе Коломенском и отличался высоким ростом, осанкою и благообразием, имел голос сильный и приятный, читал и пел весьма искусно, владел острою памятию и редким даром слова, знал и исполнял все свои священнические дела превосходно, в судах и рассуждениях был мудр, умел говорить от книг как никто, толкуя книжную силу усладительно, и вообще слыл за человека весьма начитанного и красноречивого. Князь избрал его за такие достоинства в духовника себе и печатника, потом уговорил его постричься в иноки и в самый день пострижения сделал его архимандритом своего Спасского монастыря в Москве (1376). Когда святой Алексий стал видимо приближаться к могиле, Димитрий Иоаннович и сам, и чрез бояр своих не раз упрашивал его благословить на митрополию Митяя. Но первосвятитель, указывая на то, что Митяй еще молод в иночестве, не изъявлял своего согласия. Наконец, вынужденный уступить неотступным просьбам, сказал только: “Я не имею права благословить его, но да будет он митрополитом, если изволит на то Бог, и Пресвятая Богородица, и патриарх с своим Собором”. 12 февраля 1378 г., после двадцати четырех лет святительства, великий угодник Божий скончался…
    Многие снова убеждали преподобного Сергия Радонежского принять архипастырский сан, но напрасно. Митяй сильно враждовал на старца, предполагая в нем своего совместника и думая, что он-то внушил святителю Алексию не благословлять его, Митяя, на митрополию. Самого Митяя никто в России не желал видеть первосвятителем, ни епископы, ни прочее духовенство, а иноки даже молили Бога спасти Церковь от такого митрополита. Но избранник великого князя нимало не смущался. Совершенно неожиданно он нашел себе твердую опору в тогдашнем Цареградском патриархе Макарии. Этот патриарх, как только узнал о смерти святого Алексия, немедленно написал в Москву, чтобы отнюдь не принимали митрополита Киприана, и прислал грамоты свои на имя архимандрита Михаила (Митяя), о котором слышал, что он в чести у великого князя. Грамотами патриарх передавал Русскую Церковь Михаилу и предоставлял ему полную власть над нею еще до рукоположения его в сан архипастыря, а вместе приглашал его для рукоположения в Константинополь. Этим-то обстоятельством, которое не записано в наших летописях, объясняется, как Митяй, будучи только архимандритом, осмелился переселиться в митрополичий дом, надеть на себя белый клобук митрополичий, носить митрополичью мантию и жезл, садиться в алтаре на митрополичьем месте, распоряжаться всею прислугою, казною и ризницею митрополита, править делами Церкви, собирать дани с духовенства. Любимец великого князя действовал смело и грозно: он начал вооружаться не только на священников и иноков, но и против игуменов, архимандритов, самих епископов и осуждал их своею властию, многих даже сажал в железные оковы и строго наказывал. Скоро во всем духовенстве открылся ропот, все ненавидели Митяя и горько сетовали…»

    ——
    История Русской церкви / Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. - Москва : Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1994, Ч.3, Отд1, Гл. 1
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24500
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2024, 09:17

Попу еще повезло, если самого митрополита Киприана чуть не убили.
Послание Киприана 23 июня 1378 г.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4990
Интересно, что это было в одно время: Киприан шел на Русь с запада, а поп с востока. Хотя может и простое совпадение, но что-то мне подсказывает " покапать" в этом направлении.
Да и сам Мамай мог поставить на Киприана в борьбе с Русью и Дмитрием.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2107
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2024, 10:17

userdez писал(а):Попу еще повезло, если самого митрополита Киприана чуть не убили.
Послание Киприана 23 июня 1378 г.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4990
Интересно, что это было в одно время: Киприан шел на Русь с запада, а поп с востока. Хотя может и простое совпадение, но что-то мне подсказывает " покапать" в этом направлении.
Да и сам Мамай мог поставить на Киприана в борьбе с Русью и Дмитрием.

    «Таким настроением московского и всего русского духовенства, может быть, надеялся воспользоваться Киприан и счел благовременным отправиться в Москву. Не доезжая до этой столицы, он 3 июня 1378 г. послал из городка Любутска (ныне село Лубудское в Калужском уезде) письмо игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому, извещая их о своем путешествии в стольный город и желании видеться с ними. Они отправили своих послов навстречу митрополиту, но великий князь Димитрий велел послов воротить, а сам расставил по дороге заставы с толпами солдат под начальством воевод, чтобы они не пропускали в Москву Киприана, ехавшего с большою свитою на 46 конях. Киприана кто-то предупредил, и он проехал в столицу окольными путями. Но едва только явился здесь, вечером в половине июня, как по приказанию великого князя был схвачен каким-то боярином Никифором, который ограбил митрополита, осыпал его неслыханными ругательствами и насмешками и совершенно нагого и голодного запер под стражею в сырую клеть. Иноков, сопровождавших его, заключили в другой тюрьме. Патриаршим послам, находившимся в его свите, также нанесли оскорбления, называя “литвинами” и патриарха, и Собор его, и императора. Слуг митрополита, обобрав с ног до головы, посадили на избитых кляч без седел и с крайними поруганиями выгнали из города и преследовали. Наконец на другой день, в вечерние сумерки, когда митрополит целые уже сутки просидел в своей сырой тюрьме, томимый голодом, к нему приехали на конях и седлах Никифор и воины, все переодетые в одежды его изгнанных слуг, и в таком виде с бесчестием выпроводили его из столицы. Остановившись неподалеку от Москвы, святитель, оскорбленный до глубины души, написал от 23 июня послание к тем же игуменам Сергию и Феодору, в котором излил всю скорбь свою на несправедливости, каким подвергся от великого князя, сильно восставал против незаконных притязаний Митяя и предал проклятию всех, кто был участником в задержании его, законного митрополита, и в нанесении ему такого неслыханного бесчестия и поругания. Чтобы понять сколько-нибудь этот поступок великого князя Димитрия Иоанновича, надобно взять во внимание, что он видел в Киприане избранника давнего врага своего Ольгерда, что сам Ольгерд когда-то поступил точно таким же образом с святителем московским Алексием, а Киприан поступил с ним едва ли даже не хуже, когда так недостойно оклеветал святого старца и покушался его низвергнуть, и что теперь Киприан насильно, наперекор желанию великого князя намеревался поселиться в Москве и управлять Русскою Церковию.
    Чрез несколько месяцев (от 18 октября) Киприан извещал преподобных Сергия и Феодора, которые были преданы ему и находились с ним в переписке, что он непременно поедет в Константинополь, и с наступлением весны (1379) действительно туда отправился. Здесь прежде всего пришлось ему присутствовать на Соборе, который судил и свергнул с престола патриарха Макария, столько благоволившего к нашему Митяю и приглашавшего его к себе для рукоположения в митрополита. Весть об этом, вероятно, скоро достигла до Митяя: по крайней мере он, прежде все собиравшийся в Царьград, вдруг передумал и начал убеждать князя, чтобы сами русские архипастыри посвятили его во епископа и в первосвятителя. Князь и бояре согласились. Епископы были созваны в Москву, и все представлялись к Митяю с поклоном и за благословением. Один епископ Суздальский Дионисий, уважаемый по своему уму и благочестию, друг преподобного Сергия Радонежского, явился прямо к великому князю и настоятельно доказывал, что предполагаемое поставление митрополита в России было бы противно церковным правилам, так что князь счел нужным уступить, к крайнему огорчению своего любимца. Митяй увидел в Дионисии нового своего врага, и взаимная неприязнь между ними не замедлила обнаружиться…»

    —-
    Митрополит Макарий. Истрия Русской церкви
В июне 1378 Киприана выпроводили из столицы и до свержения константинопольского патриарха Макария, от которого у Митяя была грамота на митрополитство, а в решении нового патриарха Нила он был не уверен. Надо ещё уточнить год в БРЭ Нил Керамевс стал патриархом весной 1380, а у Макария Митяй поехал за благословением нового патриарха весной 1379, очевидно разница летоисчислений. Интересно другое, Митяй таки обращался к опыту Климента Смолятича, поставленного в митрополиты без согласия константинопольского патриарха.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24500
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2024, 12:08

Да уж! В 1379 все претенденты на стул митрополита (Киприан, Митяй- Пимен, Дионисий) устремились в Царьград. Их возможная встреча могла выглядеть, как встреча отца Федора и Кисы, где каждый считал стул своим.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2107
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2024, 12:48

Интересно, в какой первоначально летописи появилась запись про попа из Орды и затем расползлась по другим спискам?
Пушкинский Дом привлек Симеоновскую летопись при изложении событий на Воже. В этой летописи нет сюжета о попе, хотя составители пишут о привлечении Рогожского списка, где есть сюжет о попе с мешком.

Битва на Воже.

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4979
Текст «Повести...» публикуется по списку Симеоновской летописи первой половины XVI в. — БАН, 16.8.25. Отдельные исправления ошибочных написаний сделаны по Рогожскому летописцу.


С одной стороны, запись о попе как бы и осуждающая его, но и одновременно кто-то хотел невзначай и напомнить о нем.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2107
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2024, 13:25

userdez писал(а):Да уж! В 1379 все претенденты на стул митрополита (Киприан, Митяй- Пимен, Дионисий) устремились в Царьград. Их возможная встреча могла выглядеть, как встреча отца Федора и Кисы, где каждый считал стул своим.

Ну так Митяй и Пимен на одном корабле плыли, том самом на котором Митяй внезапно умер (?) Никон. 1379 посмотрите: «разболелся Митяй на корабле и преставился». А грамоты от князя Дмитрия Ивановича были незаполненные, поэтому, чтобы казенные деньги не зря тратить, решили вписать туда одного из трёх представителей чёрного духовенства:

    «Пред отъездом Митяй выпросил у великого князя несколько неписаных грамот, скрепленных княжескою печатью, чтобы воспользоваться ими в Константинополе, судя по нужде. Сам великий князь с своими детьми и боярами и все русские епископы провожали Митяя до Оки. За рязанскими пределами он был остановлен татарами, но скоро отпущен с честию, получив новый ярлык от хана Тюлюбека, подтвердивший прежние льготы Русской Церкви. В Кафе сел на корабль и уже приближался к Константинополю, как внезапная смерть положила предел честолюбивым замыслам; тело Митяя похоронили в Галате.
    Спутники Митяевы позволили себе самовольный поступок: они сами вздумали избрать для России митрополита из числа трех находившихся в свите архимандритов. Мнения оказались несогласными: одни желали Иоанна, настоятеля Петровского монастыря в Москве, другие – Пимена Переяславского. Бояре приняли сторону последнего и немедленно написали о поставлении его послание к греческому императору и патриарху на одной из неписаных грамот, скрепленных княжескою печатью, а Иоанна, грозившего открыть их обман, заключили в оковы. Быть не может, чтобы в Константинополе не знали истины: там находились уже и Дионисий, епископ Суздальский, враг Митяев, и Киприан, митрополит Киевский, незадолго прибывший…»
    (там же)
Так что они никак не пересекались в Константинополе все вместе, только трое без Митяя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24500
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2024, 14:38

Лемурий, нет ли у Вас информации о серьезных исследованиях по взаимовлиянию русских летописей, сводов за конец 14 - начало 16 вв.?

Даже в том же Рогожском летописце, запись о попе появляется уже после описываемых событий и отделена другим рассказом. Летописцу пришлось вернуться и оговориться: "егда была битва на Воже".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2107
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2024, 15:55

userdez писал(а):Лемурий, нет ли у Вас информации о серьезных исследованиях по взаимовлиянию русских летописей, сводов за конец 14 - начало 16 вв.? Даже в том же Рогожском летописце, запись о попе появляется уже после описываемых событий и отделена другим рассказом. Летописцу пришлось вернуться и оговориться: "егда была битва на Воже".

Смотрите работы текстологов А.А. Шахматова и М.Д. Приселкова прежде всего.
Если интересует хронология, когда в каком году произошло в летописях мартовского, ультрамартовского и сентябрьского стилей, то основы в работе И.А. Климишина, а по годам разбито у Н.Г. Бережкова.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24500
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2024, 19:58

М. Д. Приселков, глава 5.

Таким первым общерусским митрополичьим сводом, составленным в 1408 г., была летопись, названная Н. Карамзиным «Троицкою» и сохранившаяся для нас, как мы уже знаем, теперь в составе Симеоновской летописи от 1177 до 1389 г. в достаточно полном виде, а с 1390 по 1408 г. перебитая тверскою переработкою и несколько сокращенная.


Таким образом, если в Симеоновской летописи нет упоминания о попе из Орды, то эта запись появилась в мтрополичих летописях не ранее 1408 года. Вполне возможно, что она перешла из Тверского летописания. Тем более мы помним, что именно Иван Васильевич(что летописно достоверно, а уж его поп вряд ли перечил кормильцу) лоббировал интересы этого княжества в Орде.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2107
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2024, 21:33

Не все так просто: в Тверской летописи нет сюжета о попе из Орды.

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Tv ... etext1.htm

В тот же год бился князь великий с татарами на реке Воже 262. Послал на него Мамай Бегича 263; а с великим князем были Андрей Полоцкий и князь Данило Пронский 264. И ударили с одной стороны Полоцкий, а с другой Данило, а князь великий в лоб; и наступил вечер, когда побежали татары, нельзя было гнаться за ними, а наутро была мгла. Князь великий перед обедом пошел за ними, и нашел вежи и дворы их брошенными, а в них товара без числа. Успели только взять жен и детей своих и побежали к Орде. Было это побоище августа в одиннадцатый день; убиты были тогда Дмитрий Монастырев да Назар Курсаков 265.

В год 6887 (1379). Митяй пошел в Царьград
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2107
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2024, 21:48

Летопись Симеоновская — летопись кон. XV в., сохранившаяся в единственном полном списке XVI в. (БАН, 16.8.25; фрагмент той же летописи дошел также в сборнике ЦГАДА, собр. Мазурина, № 289). Открыта А. А. Шахматовым, назвавшим летопись по имени одного из владельцев ее рукописи — книжного справщика XVII в. Никифора Симеонова. В единственном списке Л. С. нет начальной части и текст начинается с 6685 (1177) г. Первая часть Л. С. до 1391 г. близка к Летописи Троицкой и вместе с Летописцем Рогожским содержит Тверскую редакцию 1412 г. общерусского свода кон. XIV или нач. XV в. — протографа летописи Троицкой


http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4294
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2107
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2024, 22:55

userdez писал(а):Таким образом, если в Симеоновской летописи нет упоминания о попе из Орды, то эта запись появилась в мтрополичих летописях не ранее 1408 года. Вполне возможно, что она перешла из Тверского летописания. Тем более мы помним, что именно Иван Васильевич(что летописно достоверно, а уж его поп вряд ли перечил кормильцу) лоббировал интересы этого княжества в Орде.

Так это сообщение и в Троицкой летописи есть, внизу в примечании на той же стр. Симеоновской смотрите. Если нет под рукой в ВК скинул: ПСРЛ Т.18, С.128, там тоже с битвой на Воже поимка попа с мешком лютых зелий связана.

И как нет упоминания о попе в Симеон. 1378, если оно там максимально дополнено.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24500
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 09 дек 2024, 06:21

Вот так, одна моя ошибка и я уже всю историю летописания переписал)) Спасибо, что поправили.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2107
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8