Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 3

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

...из дедней славы...

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 мар 2009, 10:02

«И только ПОСЛЕ этого идет вставка ПОЧЕМУ "изъ дѣдней славѣ" надо "выскочить"»

Здравствуйте , Лемурий!
Род «старого Владимира» (ум.1015г.) после его смерти разделился на две ветви: Ярослава Мудрого(ум 1054г) и Изяслава Полоцкого(ум1001г). Автор, рассказывая о событиях, отсчитывает время от деда до внука тем самым указывая на родословную ветвь :дед - «минула лета Ярослава(ум 1054г) внук-«были плъци Олговы(ум.1115г), Ольга Святславича».

«Внуце Всеслав (ум 1101г)» принадлежит к другой родословной ветви к деду Изяславу Полоцкому «сыну Василькову (ум 1001г)». Происходит соперничество двух родов , доходящее до войн. Автор «Слова…»предлагает « выскочите из дедней славы»,значит прекратить разделение, «крамолы» и вспомнить, что о ни потомки основоположника рода «старого Владимира». «Ярославе вси (сыновья Ярослава Мудрого) и внуце Всеслав (внук Изяслава Полоцкого). «Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую , на жизнь Всеславлю...».


« Рек Боян годына ( годына – время, летописец)
и песнотворец «Святославля». Святослав принадлежит к роду Ярослава « старого времени Ярослава (ум»1054г), затем откладываются отрезки времени от деда до внука « старого времени Ярославля( 1054г.) , Ольгова коганя» (ум 1115г) и от него до «Святъславля» Святослава Киевского (ум 1194г). Ярослав дед Олега , а Олег дед Святослава.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: ...из дедней славы...

Сообщение Лемурий » 24 мар 2009, 13:54

Zinchenko_tanya писал(а): « Рек Боян годына ( годына – время, летописец)
и песнотворец «Святославля». Святослав принадлежит к роду Ярослава « старого времени Ярослава (ум»1054г), затем откладываются отрезки времени от деда до внука « старого времени Ярославля( 1054г.) , Ольгова коганя» (ум 1115г) и от него до «Святъславля» Святослава Киевского (ум 1194г). Ярослав дед Олега , а Олег дед Святослава.
Добрый день, Татьяна!

Про "годына" = "летописец", интересно, но как и в случае с "задница" = "наследство", проверки требует.

Давайте разбирать с конца отрывка:

"Рек Боян... коганя хоти". Это УЖЕ говорит, что жена кагана и Боян - современники. Причём указывается и время "песнетворец старого времени Ярославля (ум. 1054 г.), которого (как нельзя КСТАТИ) Иларион Киевский вместе с его отцом Владимиром Святославичем называет КАГАНАМИ. По контексту "Слова о Законе и Благодати": "Благодать" НАД "Законом", "вино" христианства, влитое в "мехи" новых народов НАД Законами Моисея, обветшалых в "ветхих мехах иудейства". "Каган" НАД иудейской Хазарей.

Причём, как бы там не говорили, но в древнерусской литературе Вы больше ни у кого НЕ найдете употребления слова "каган" по отношению к русским князьям.

Напомню, что тот же Иларион упоминал и жену кагана Ярослава (Ингигерду) = "сноху Ирину"...

Теперь по поводу разбивки на Автор-Адресат:

Сон Святослава (111- с признанием своего "непособия":

111 Тогда великій Святславъ изрони злато слово, слезами смѣшено, и рече:
119 Нъ се зло – княже ми непособіе,
120 наниче ся годины обратиша.

Далее --------
Обращение АВТОРА к "Племени Мстиславову":

123 Великий княже Всеволоде!

127 Ты, буй Рюриче, и Давыде! 129 Вступита, господина, въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславлича! - "двойственное число" слова "вступить"
АВТОР называет буй Рюрика и Давыда "господинами", как понимаете такое обращение НЕ может быть от великого князя и его жены.

130 Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! 132 Стрѣляй, господине, Кончака
....
и т.д. к 11 князям "Мстиславова племени" см. Б.А. Рыбаков ПЕТР БОРИСЛАВИЧ М., 1991 с. 125-131:

" Рассмотрим порядок упоминания "Ярославлих внуков" в поэме:

"Колено" от Ярослава Мудрого

Пятое
1. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (внук Владимира Мономаха)

Шестое
2. Рюрик Ростиславич (правнук Мономаха)
3. Давыд Ростиславич (младший брат)
4. Ярослав Владимирович "Осмомысл" (помещен в конце перечня шестого колена потому, что его предок Владимир Ярославич Новгородский не княжил в Киеве в отличии от всех других Ярославичей; он умер ещё при жизни своего отца)

Седьмое
5. Роман Мстиславич Волынский (старший сын Мстислава Изяславича, праправнук Мономаха)
6-8. Мстислав Ярославич Немой, Ингвар Ярославич, Всеволод Ярославич (братья, сыновья младшего брата Мстислава Изяславича)
9-11. "Все три Мстиславича" Давыд, Владимир, Мстислав Удалой (племянники Рюрика Ростиславича, дети Мстислава Храброго, юные княжичи)

Как видим, порядок обращения к отобранным для этой цели князьям строжайшим образом подчинен точному генеалогическому принципу старшинства в роду и в каждой семье в отдельности....

Автор не назвал в своих призывах ни одного "Ольговича" из родичей Святослава, и перечислил девять родичей Рюрика, которых он призывал "загородить Полю ворота"."


Далее упоминание отваги Изяслава Мстиславича и только ПОСЛЕ этого обращение

149 Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени,
150 уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ.
151 Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Хоти - Ярославна.

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 мар 2009, 16:56

Здравствуйте, Лемурий!
Я так понимаю данный текст : «Рек Боян, годына Свтъславля песнотворца – эпический певец Боян является не только создателем «Слова…», индивидуальным автором произведения, но он ещё» «годына и песнотворец» т.е.в своём творчестве опирается на летописи и длительную, многовековую устную традицию. Параллелизм , особенности древнейшего поэтического стиля (использование свадебных метафор), традиционные формулы и формулы к новым христианским темам и т. д. Вслед за своим именем Боян называет князя Святослава, у которого он служит летописцем и песнотворцем, и род к которому принадлежит киевский князь Святослав, начиная родословную от «старого времени Ярослава, Ольгова коганя… до Святослава (ум 1194г)охватывает шесть поколений князей. Но не перечисляет их всех ,а отмечает временные отрезки от деда Ярослава(ум1054г) до внука Олега(ум.1115г) , а от деда Олега до внука Святослава(ум1194г). « Рек Боян … хоти» – жене Игоря Ярославне , «Тяжко ти головы кроме плечо, зло ти телу кроме головы. Русской земле без Игоря». Тело (плечо) и голову соединяет шея. Есть похожая пословица « Муж – голова , а жена – шея, а куда шея туда и голова».Жена(хоти) Игоря Ярославна и Боян – современники и разговаривают в Киеве об Игоре, туда же приезжает по тексту «Слова…» и Игорь « до Киева Игорь едет по Боричеву…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Хоти - Ярославна.

Сообщение Лемурий » 24 мар 2009, 17:42

Zinchenko_tanya писал(а): Я так понимаю данный текст : «Рек Боян, годына Свтъславля песнотворца – эпический певец Боян является не только создателем «Слова…», индивидуальным автором произведения, но он ещё» «годына и песнотворец» ...
Татьяна, такая версия не связывается с РЯДОМ отрывков:

5. Боянъ же, братіе, не 10 соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху. (пущаше - аорист, ств прошедшее время, и 10 струнные гусли, это только шлемовидные гусли-псалтирь для пения псалмов, а Иларион был как раз ПСАЛМОТВОРЦЕМ)

14 О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ...

162 Тому [Всеславу] вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече...

По времени НЕ согласуется. Боян - "старый певец", идейный предшественник АВТОРА, например, как первый и второй митрополиты-русичи.

"эпический певец Боян является не только создателем «Слова…»" - совершенно правильно, если дописать: "Слова...о Законе и Благодати".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 24 мар 2009, 21:23

Извитине, все сообщение ошибочно, забрал назад... :(
Буду учить древнерусский язык!!!
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 25 мар 2009, 17:01, всего редактировалось 2 раз(а).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 00:21

Не помню, приводил ли я эту ссылку:
http://litopys.narod.ru/slovoyan/yatzenko1.htm
Здесь - реконструкция Яценко.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 09:22

Возможно, я не прав; все-таки знание древнерусского языка очень хромает... Нам, имхо, нужно: 1) продолжить изучение древнерусского языка, чтобы к концу лета уже иметь возможность судить более или менее верно, 2) чтобы был кто-то, кто знал бы язык профессионально.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Княже ми непособие...

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 мар 2009, 09:26

Сон Святослава (111- с признанием своего "непособия":

111 Тогда великій Святславъ изрони злато слово, слезами смѣшено, и рече:
119 Нъ се зло – княже ми непособіе,
120 наниче ся годины обратиша.

Здравствуйте , Лемурий!
Вопросов Вы задали много , отвечаю в порядке поступления. Сон Святослава заканчивается словами «и несошася к синему морю». Далее происходит толкование сна «бояре князю».Окончанием «златое слово» Святослава следует считать предложение « Се ли створите моей сребреней седине?». В летописи «Святослав узнав о случившимся в половецкой земле, вздохнул и сказал утирая слёзы : «О дорогая моя братия … оплакиваю его брата своего». После этого послал Святослав сына своего Олега и Владимира в Посемье. Узнав о случившемся, пришли в смятение города посемские…». В «Слове…» это же событие автор передаёт текстом
« А уже не вижу власти… брата моего Ярослава». В летописи « А Гза говорил: : «Пойдём на Сейм, где остались(их) жёны и дети». В «Слове…» автор подчеркивает , что остались в городах старые да малые. « А чи диво , братие , стару помолодите? Коли сокол в мытех бывает( «Термин «в мытех» означает период линьки, когда у молодого сокола только появляется оперение взрослой птицы»). Таким юношей был Владимир Глебович , который храбро защищал Переяславль « высоко птиц възбивает, не дастъ гнезда своего в обиду».
«Не сё зло – княже ми непособие, наниче ся година обратиша» В летописи: « Но Святослав задержался, ожидая Давыды со смоленцами. И так опоздали («наниче ся година обратиша») князья русские и не догнали половцев»…« Когда же Святослав с Рюриком и другими, пришедшими на помощь шли по Днепру. Половцы услыша об этом , отступили от Переяславля… Князь Владимир был ранен тремя копьями в «Слове …» « а Володимиръ подъ ранами, туга и тоска сыну Глебову». В летописи « Половцы проходя мимо Римова осадили его» В «Слове …» « Се у Рим кричатъ под саблямит половецкыми» . Русские князья долго собирались. Ждали Давыда со смоленцами, опоздали и в результате ничем не помогли ни Глебу, ни князю города Римова « не сё зло – княже ми непособие…».
Лемурий , Вы пишите: « Автор не назвал в своих призывах ни одного "Ольговича" из родичей Святослава, и перечислил девять родичей Рюрика, которых он призывал "загородить Полю ворота". А не кого было призывать. Сам Святослав уже шёл на помощь, его брату Ярославу самому нужна была помошь и « послал Святослав сына своего Олега и Владимира в Посемье».А остальные Ольговичи уже были в плену у половцев.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 25 мар 2009, 15:37

Евгений Беляков писал(а):Еще раз к месту "исхотиюнакров[ати]атьирек".
Если "исхоти юна кровь", то это не соответствует правилам. Тут могло стоять, имхо, только исхотиша (аорист) или, уж если не совсем точно, то имперфект: исхотяша. (Первое: изошла юна кровь, второе: исходила юна кровь).
Поэтому же не проходит "исходил ю на кровь", надо "исходиша"...
Не всё в схедографических шарадах, Евгений, по правилам происходит.

Считаю правильнее так (В Вашем исходном слове [ати] лишние):

Исхоти ю на кров ать и рекъ:

Кстати, в Екатерининском экземпляре (копию которого Вы мне любезно подарили) разбивка такая:

"И схоти ю на кровать, и рекъ:" - как видите, не такая уж большая "коррекция".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 17:03

Лемурий, я ошибся. Это просто ошибка. Кровь в единственном числе. Там все правильно... Увы.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. :(
Итак, окончательно:
Вышел (или "и захотел") он тогда (или "еще") на кровь, рек (некто), ать! - дружину твою, княже, птицы крылами приодели.
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 25 мар 2009, 17:12, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Княже ми непособие...

Сообщение Лемурий » 25 мар 2009, 17:05

Zinchenko_tanya писал(а): Лемурий , Вы пишите: « Автор не назвал в своих призывах ни одного "Ольговича" из родичей Святослава, и перечислил девять родичей Рюрика, которых он призывал "загородить Полю ворота". А не кого было призывать...
Добрый день, Татьяна!

Во-первых, это пишет Б.А. Рыбаков в своей книге ПЕТР БОРИСЛАВИЧ (М., 1991)
Во-вторых, из "Гориславичей" действительно никого не осталось: Олег Рыльский ум. в 1180 г., его сын Святослав в плену вместе со своими стрыями (братьями отца) Игорем и Всеволодом, ТОЛЬКО Вы забываете о туровских князьях и "мачешичах" - к ним АВТОР тоже НЕ обращается, по причине их враждебного отношения к "Мстиславову племени".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 17:32

А вот в последних реконструкциях Зализняка и Мещерского, например, Игорю - это звательный падеж от Игоря. То еть, как ни странно, Автор тут обращается непосредственно к Игорю Святославичу!!!
И констатирует: храбрые ольговичи ДОСПЕЛИ на брань (опять же, судя по всему, характерная усмешечка - в прошлый-то раз "не доспели"! :) ).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Княже ми непособие...

Сообщение Лемурий » 25 мар 2009, 17:58

Zinchenko_tanya писал(а): В летописи «Святослав узнав о случившимся в половецкой земле, вздохнул и сказал утирая слёзы : «О дорогая моя братия … оплакиваю его брата своего». После этого послал Святослав сына своего Олега и Владимира в Посемье. Узнав о случившемся, пришли в смятение города посемские…». В «Слове…» это же событие автор передаёт текстом
« А уже не вижу власти… брата моего Ярослава»...

Обратите внимание, "братьство" по Срезневскому есть НЕ только родственное, но и крестное, монашеское и КНЯЖЕСКОЕ. Князь к князю так и обращался "БРАТ", но никак не "ГОСПОДИН", как АВТОР обращается к Рюрику, Давыду и Ярославу Галицкому... Совершенно очевидно, что автором СПИ не может быть великий князь или его жена...
Zinchenko_tanya писал(а): «Не сё зло – княже ми непособие, наниче ся година обратиша» В летописи: « Но Святослав задержался, ожидая Давыды со смоленцами. И так опоздали («наниче ся година обратиша») князья русские и не догнали половцев»….
В Вашем варианте АВТОР должен был "винить" Давыда, однако говорит о "непособии" великого князя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 25 мар 2009, 18:01

Евгений Беляков писал(а):А вот в последних реконструкциях Зализняка и Мещерского, например, Игорю - это звательный падеж от Игоря. То еть, как ни странно, Автор тут обращается непосредственно к Игорю Святославичу!!!.
Евгений, продемонстрируйте, если не сложно, такой перевод на этом отрывке.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 26 мар 2009, 14:00

Зализняк А.А. "СПИ: взгляд лингвиста", с. 345
Нъ уже, княже Игорю, утръпЪ солнцю свЪт,
-------
Обратите внимание, где стоят запятые.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 84

cron