"Мысленный волк" и другие метафоры

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 19 авг 2021, 16:05

corvin писал(а):Вряд ли Автор считает себя наследником Бояна, раз он собирается писать не по его замышлению. Того внуку = внуку Олега.

С учетом средневекового отношения к "славе дедов" такой вариант даже лучше и по падежам согласован:

Пѣти было пѣсь Игореви (дат. пад. ед. ч.), того внуку (дат. пад. ед. ч.)

Только это недвусмысленный намёк о какой "славе" деда речь идёт: Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24222
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 20 авг 2021, 14:32

Важным для СПИ является вопрос о форме – в какой форме Автор рассказывает о походе Игоря. Предположения что СПИ это религиозно-дидактическое сочинение, или что СПИ это памфлет против Ольговичей встречают существенные возражения. По-моему СПИ имеет форму критической рефлексии над рассказом о походе в форме старинной эпической песни. Это предположение многое объясняет.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 20 авг 2021, 23:59

Не согласен ни с Вами, уважаемый Лемурий, ни с А.С.Орловым. Как-то уж пренебрежительно автор "Слова" высказывается про Бояна своего деда, без всякого уважения, если признать, что речь идет о его предшественнике на поэтическом поприще.Поэтому поддерживаю мнение А.И.Мусина - Пушкина, считавшего. что речь идет о деде Игоря Олеге Гориславиче. плохая слава о котором как одного из зачищиков усобиц дошла и до автора "Слова" через древнерусские письменные источники. Для автора "Слова"" противника решения княжеских споров посредством военных столкновений между собой, который писал об этом с явным осуждением усобиц: "рекоста бо братъ брату се мое а то мое же..." с таким же осуждением и принебрежением мог относитьс и к деду Игоря Олегу: "той бо Олегъ мечемъ крамолу ковавше". "ТОЙ бо Олег"; " "Игореви ТОГО внуку". Заметна явная связь между двумя фразами - ТОГО - ТОЙ, написанные с явным пренебрежением к деятельности Олега Святославича, как зачинщика усобиц.
И какие запятые могут быть при чтении древнерусского текста, когда хорошо звестно. что в древнерусских памятниках письма не существовало знаков препинания и текст писался в сплошную строку. без разделения на слова.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Памфлет против Ольговичей - 1

Сообщение Лемурий » 21 авг 2021, 11:43

corvin писал(а):Предположения что СПИ это религиозно-дидактическое сочинение, или что СПИ это памфлет против Ольговичей встречают существенные возражения. По-моему СПИ имеет форму критической рефлексии над рассказом о походе в форме старинной эпической песни. Это предположение многое объясняет.

Давайте аргументируем, со своей стороны берусь тезисно доказать в 4-х сообщениях, что «Слово» именно памфлет против Ольговичей:

И рече Игорь къ дружинѣ своей: «Братіе и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти»
Ретроспективная ирония о неудачном походе, в котором все Ольговичи попали в плен живыми и ни один не был посеченным. Позор внукам.

Спала князю умь похоти, и жалость ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго.
=
"И потемнѣ ми сердце похотïю и прѣступивъ заповѣдь Господню" ("Заветы патриарха Иуды сыновьям своим")

«Хощу бо, – рече, – копіе приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
= бахвальство, хочу пройти Половецкое поле до конца и преломить копьё за ненадобностью оружия (см. Добродомов 2014:7)

«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому»
= не боевые соколы летят, а жадные до лёгкой добычи галки бегут на уедие.

«Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ»
= ретроспективная ирония о намерении Игоря помочь 6 тыс. всадникам Кундугдыя, переправившегося и не вышедшего за пределы своего княжества (Путивль пограничный город).

Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря, иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую за землю Руськую.
= ирония с применением атрибутики кузнечного дела - притупившееся мечи накаливают, вытягивают и поостряют (Тиунов 1950:196

А мои ти куряни свѣдоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелѣяны, конець копія въскръмлени; пути имь вѣдоми, яругы имъ знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени. Сами скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю – славѣ»
= опытные воины, аки волки крадутся оврагами знакомыми, ищущи князю "славу". Слава достойная внуков в бою добывается, а не как «тать в нощи».

Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьмутораканьскый блъванъ.
= черниговских князей, Ольговичей, прежде называли тмутороканскими.

Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а князю – славы.
Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты.

= ищучи князьям "славы" погнали девок половецких по полю, щитами пути отхода перегородив. Их цель не защита родной земли, а узорочье и тряпки половецкие.

Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше.
= честь внуков на "славе" дедов строилась. Обвиняя деда в крамолах Автор всех его внуков бесчестными делает.

Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась.
= при Олеге Гориславиче (отчество по прабабке Рогнеде, несчастной судьбой славной). В христианское время дети Солнца-Христа становились внуками языческого солярного бога.

Ту ся брата разлучиста на брезѣ быстрой Каялы; ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбріи русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую.
= гибель дружины на совести сватов, намёк на свадьбу Владимира Игоревича и Кончаковны.

А Игорева храбраго плъку не крѣсити! За нимъ кликну Карна и Жля, поскочи по Руской земли, смагу мычючи въ пламянѣ ро<в>ѣ.
= смага (пары смолы) в пламенном рве: "Грѣшники въ аду въ смагѣ висятъ да въ смолѣ кипятъ"

Жены рускія въсплакашась, аркучи: «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!».
= жены Ольговичей переживают за узорочье половецкое больше чем за жизнь мужей.

А въстона бо, братіе, Кіевъ тугою, а Черниговъ напастьми. Тоска разліяся по Руской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи.
= от черниговских князей Киев стонет от горя, а Чернигов от напастей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24222
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 21 авг 2021, 11:59

краевед писал(а):Для автора "Слова"" противника решения княжеских споров посредством военных столкновений между собой, который писал об этом с явным осуждением усобиц: "рекоста бо братъ брату се мое а то мое же..." с таким же осуждением и принебрежением мог относитьс и к деду Игоря Олегу: "той бо Олегъ мечемъ крамолу ковавше". "ТОЙ бо Олег"; " "Игореви ТОГО внуку". Заметна явная связь между двумя фразами - ТОГО - ТОЙ, написанные с явным пренебрежением к деятельности Олега Святославича, как зачинщика усобиц...

Уже разобрали, уважаемый краевед, выше это намёк на крамольного деда. Ольговичи - внуки без славы дедов получаются.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24222
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 21 авг 2021, 22:08

Если в конце СПИ действительно показано раскаяние Игоря, то теряется смысл в его обличении.

Всякий обличитель, даже анонимный, должен подавать себя с лучшей стороны. Иначе пропадает сила обличения. Типа: сам такой. Но Автор своими религиозными высказываниями дает повод в собственном обвинении в ереси и язычестве, ничего при этом не выигрывая.

Если тема проста – обвинить Ольговичей, то зачем нужна такая сложная диалектическая форма СПИ. И письменный язык к концу 12-го века упрощается, становится более разговорным (например в КЛ). Автор возвращается к сложному языку. Зачем? Изругать ведь можно просто.

И рече Игорь къ дружинѣ своей: «Братіе и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти»
Ретроспективная ирония о неудачном походе, в котором все Ольговичи попали в плен живыми и ни один не был посеченным. Позор внукам.

У Вас прошлое и будущее меняется местами. Отказ от похода не означает для Игоря потери независимости. Для Седекии означает. Игорь почему-то начинает рассуждать как Седекия, находясь совершенно в другом положении.

Жены рускія въсплакашась, аркучи: «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!».
= жены Ольговичей переживают за узорочье половецкое больше чем за жизнь мужей.

Не жены Ольговичей, а жены воинов. Для современников эта фраза была бы оскорбительной.

«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому»
= не боевые соколы летят, а жадные до лёгкой добычи галки бегут на уедие.

Ошибка. Сказанное как-бы Бояном, развивается далее в: «О, далече заиде соколъ, птиць бья, — къ морю» - из чего видно, что соколы конечно русские князья и от них бегут испуганные галки-половцы.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 22 авг 2021, 00:24

corvin писал(а): Всякий обличитель, даже анонимный, должен подавать себя с лучшей стороны.

Не худа гнезда шестокрыльцы и другие панегирики Мстиславичей. Автор именно из этого политического лагеря и ключом к СПИ является усобица 1180 года

corvin писал(а): У Вас прошлое и будущее меняется местами. Отказ от похода не означает для Игоря потери независимости. Для Седекии означает. Игорь почему-то начинает рассуждать как Седекия, находясь совершенно в другом положении.

Отнюдь. Автор пишет в 1188 о событии 1185 и знает, что все Ольговичи попали в плен живыми, если бы это была цитата из летописи, то она была бы известна, а так ирония.
Что же касается Книги пророка Иеремии, то в этом отрывке если библеизм и есть, то отдалённый:

    «Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах; потому что стадо Господне отведено будет в плен...»(Иер.13:17)

corvin писал(а): Не жены Ольговичей, а жены воинов. Для современников эта фраза была бы оскорбительной.

Жены дружинников Ольговичей разве о неполученных трофеях не переживают? Уместно, неуместно, но это текст СПИ.

corvin писал(а): Ошибка. Сказанное как-бы Бояном, развивается далее в: «О, далече заиде соколъ, птиць бья, — къ морю» - из чего видно, что соколы конечно русские князья и от них бегут испуганные галки-половцы.

Ошибки нет. Кто про то, что не соколы летят, а галки бегут гипотетически начинает? Боян.
А про далече сокол залетел? Автор.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24222
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Памфлет против Ольговичей - 2

Сообщение Лемурий » 22 авг 2021, 14:45

Святъславь грозный великый кіевскый грозою. Бяшеть притрепеталъ своими сильными плъкы и харалужными мечи; наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яругы, взмути рѣки и озеры, иссуши потоки и болота.
= ирония Автора в том, что поход на Кобяка организовал Рюрик, а на призыв "грозного" князя никто из Ольговичей не отреагировал, кроме сына Святослава Глеба никто из Ольговичей в походе на Кобяка никто не участвовал.

Отсюда и «Нъ се зло – княже ми непособіе наниче ся годины обратиша + Олговичи, храбрыи князи, доспѣли на брань.

А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ … и нѣгуютъ мя. Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ.
= на киевских горах, где нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи – Давыдовы, собирают старшего Ольговича в "последний путь", вот и кнес терема разобрали, чтобы грршная душа не задерживалась: «Когда, перед смертью колдуна никто не соглашается принять от него колдовство, то он сильно тоскует, велит поднять на избе жолоб…» (Алексеев 1950:242)

А чи диво ся, братіе, стару помолодити? Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнезда своего въ обиду. + Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти?
= реплика Автора СПИ в «злато слове» + приглашение на «злат стол» политического соперника Святослава Всеволода Большое Гнездо. Соколы первой линьки (молодые, самые сильные) + прилететь аки сокол издалека в Киев.

А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ черниговьскими былями, съ могуты, и съ татраны, и съ шельбиры, и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы. Тіи бо бес щитовь, съ засапожникы, кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу.
= съ черниговьскими былями (вельможами, убившими Цезаря),
съ могуты (разбойниками),
и съ татраны (перебежчиками),
и съ шельбиры,
и съ топчакы,
и съ ревугы,
и съ ольберы (вероломными убийцами).

Но наиболее ярко памфлет против Ольговичей проявляется в отсылках к усобице 1180 года (см. ниже).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24222
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 22 авг 2021, 22:25

Если "Слово" и памфлет, то через посредство осуждения Ольговичей автор осуждает всю княжескую верхушку без предпочтений к какому либо княжескому дому. Одним из ключевых событий. возможно и является 1180 г., но ирония автором "Слова" направляется как раз против Рюрика и Давыда, которые почему-то выиграв сражение за Киев, отдают его Святославу, причем здесь же автор "Слова" напоминает Рюрику и Давыду о оставленных ними раненых своих воинов на поле боя. Плавающие шлемы по крови этих князей, скорее несут осуждающий оттенок, нежели имеют хвалебную направленность. То, что в "Слове" Святослав показан как грозный Великий Киевский князь скорее ирония направленная в сторону Мстиславичей, которые уступили ему киевское княжение. явная ирония: вы уступили великое княжение Святославу, оставшись в позолоченных шлемах соправителей. Потому и поется слава Святославу как победителю половцев в походе 1184 г., хотя основные военные силы были собраны Рюриком, хотя "Слово" об этом умалчивает. Основные лавры победителя половцев по "Слову" достаются Святославу, как к Великому русскому князю, что соответствует традиционной иерархии княжества в Руси - сначала глава Киева, как цетра Руси, затем идут другие князья. В этом и ирония - сами ведь, Рюрик и Давыд поставили во главе Руси Святослава, а посему лавры победителя ему.
Снова возвращюсь к вопросу относительно того, о каком внуке идет речь - авторе "Слова" как к продолжателю творчества Бояна или же речь идет об Игоре, внуке Олега Святославича. Считаю. что более верен второй вариант: "было песне Игореви того внуку" с указанием на деда Игоря Олега Святославича. Как уже писал ранее упоминание о князе как внуке в книжной и летописной традициях происходило в том случае, если речь шла о смерти князя: "преставися князь Романъ сынъ Ростиславль вноукъ великого князя Мстислава" Ипат.л. (1180).
Тем более, что форма написания текста: "БЫЛО песне Игореви того ВНУКУ" может говорить о том, что эта фраза может быть вставкой в более ранний текст - песня Игорю, а точнее повесть посвященная ему написана была ранее и эта вставка дает понять, что она написана уже после смерти Игоря.
"Слово" действительно может быть памфлетом, но написанным в связи с жестоким захватом Киева в 1203 г., когда уже Рюрик привел в Русь в качестве союзного войска половцев, заручившись поддержкой Ольговичей.
Интересный получается вариант 1180 г. - половцы союзники Ольговичей; 1203 г. - половцы союзники Рюрика.
Через идею автора повествующую о примерении двух враждующих княжеских лагерей. Ольговичей и Мстиславичей. просматривается мысль автора "Слова" - получила ли Русь долгожданный мир после примерения?
Ответом на него красноречиво говорит взятие Киева 1203 г. и раненные воины Рюрика саблями половецкими в усобице 1180 г.,по крови которых плавали шлемы Рюрика и Давыда. Может даже это намек на то. что шлемы этих князей по крови воинов с 1180 г. приплыли в 1203 г., являясь намеком на временной диапазон кровавого княжения Рюрика в Руси.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 22 авг 2021, 23:11

Лемурию
Не худа гнезда шестокрыльцы - звучит рискованно, и может восприниматься как насмешка.
Жены дружинников Ольговичей разве о неполученных трофеях не переживают? Уместно, неуместно, но это текст СПИ.

По-вашему осуждение Ольговичей распространяется Автором и на дружинников, их жен, а возможно слуг и домашних животных.
Автор пишет в 1188 о событии 1185 и знает, что все Ольговичи попали в плен живыми, если бы это была цитата из летописи, то она была бы известна, а так ирония.

Непонятно что является предметом иронии. Фраза которую настоящий Игорь не мог сказать?
Кто про то, что не соколы летят, а галки бегут гипотетически начинает? Боян.

Боян говорит высоким стилем. Сравнения у него устойчивы. Это свойство стиля (всем известное). Если князья у него соколы, то они не превратятся в галок ни при каких обстоятельствах.

Святослав сидит на великом княжении не своевольно и не по недоразумению, а в силу соглашения. Нарушение этого соглашения неминуемо повлечет за собой войну. Автор хочет войны? Я думаю что нет.
Соколы первой линьки (молодые, самые сильные) + прилететь аки сокол издалека в Киев.

Считается, что сокол достигает максимальной силы и уверенности в себе после 3-ей линьки. Т.е. становится взрослым. Оперение его начинает отливать серебром. Именно с таким соколом сравнивает себя седой Святослав. Я это уже кажется 100 раз писал. Вы ждете 101-го?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Памфлет против Ольговичей (честь и слава)

Сообщение Лемурий » 23 авг 2021, 09:37

СПИ повествует о двух крамольных «дедах» Олеге Гориславиче и Всеславе Полоцком. По средневековым представлениям слава внуков строится на чести отцов и дедов. Обвиняя предков в разжигании усобиц, по сути в бесчестит, Автор лишает и их потомков славы.

    «Иже хочеть славьнъ быти вь семь мирѣ, ть бештьстья не тьрпить…
    <…>
    Не слави ся въ бештьстьи отьця своего, нѣсть бо ти слава къ бештьстьи, нъ слава чловѣку отъ чьсти отьця своего, и поношение чадомъ мати въ беславьи…
    »(Изб.1076)
Что же в СПИ с честью дедов и славой внуков?

Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше
= дед Ольговичей обвинён в крамолах

Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо. Далече залетѣло! Не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръный воронъ, поганый половчине!
- "обида" = позор, бесчестие. Не было для обиды порождено, ан случилось!

Въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена.
= в данном контексте "обида" (позор, бесчестие, бесславие) постигло именно Ольговичей. Внуки разжигателя усобиц названы «Даждьбожими внуками», а ведь это христианский период.

    «Наводить Богъ по гнѣву своему иноплеменьники на землю, и тако скрушенымъ имъ вьспомянуться к Богу; усобная же рать бываеть от сважения дьяволя. Богъ бо не хощеть зла вь человѣцѣхъ, но блага, а дьяволъ радуеться злому убийству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти, братоненавидѣния, клеветы…» (ПВЛ 1068)
Христиане = "сыны Света"(Ин.12:36), не соблюдающие Божьи заповеди, становятся «внуками Света» Даждьбожими внуками. Когда это случилось?

Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась.
- бесчестие деда лишает славы его внуков

«О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена.

Если кто-то спросит: «А как же «слава» Олеговичам в конце СПИ?», тем рекомендую смотреть контекст.

Слава Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владиміру Игоревичу!
Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!
Княземъ - Слава, а дружинѣ - Аминь!

= здесь явная ирония, "слава" князьям, погубившим дружину, ведь ранее по тексту ни раз было сожаление о погибшей дружине:

ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбріи русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую… А Игорева храбраго плъку не крѣсити!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24222
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 23 авг 2021, 10:52

corvin писал(а):Не худа гнезда шестокрыльцы - звучит рискованно, и может восприниматься как насмешка.

Не может. Все князья, к которым обращается Автор с призывом "загородите полю ворота", были участниками усобицы 1180 года на стороне Мстиславичей. Ко всем к ним Автор обращается в панегирической форме. Князь - наместник Бога.
    "Господарю великому князю Василью Ивановичю всея Руси грешный чернец Иосиф, нищей твой, со священники и з братиею вси соборне со слезами челом бием...
    Сего ради слышите, царие и князи, и разумейте, яко от бога дана бысть держава вам. Вас бо бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес, посади, милость и живот положи у вас..."

    ---
    Второе послание «на еретики»// Послания Иосифа Волоцкого Василию III
Вас же не смущает панегирик Василию III, где говорится, что ему Господь Престол свой уступил, а в СПИ Мстиславичи лишь названы шестокрылыми серафимами = охранителями Престола Господня.

corvin писал(а):По-вашему осуждение Ольговичей распространяется Автором и на дружинников, их жен, а возможно слуг и домашних животных.

Лишь читаю контекст, где сказано о сожалении неполученных трофеев.

corvin писал(а):Непонятно что является предметом иронии. Фраза которую настоящий Игорь не мог сказать?

В устах летописца это звучало бы как ирония. Аналог, если бы летописец Франциска I перед его пленением при Павии в 1525 году, описывая начало битвы: "Уж лучше смерть, чем бесчестие плена". В устах Автора, излагающего события по былинам сего времени, это так же звучит как ирония, ведь неизвестно говорил так Игорь или нет, если и говорил, то это только усиливает его "обиду" (=позор) плена.

corvin писал(а):Боян говорит высоким стилем. Сравнения у него устойчивы. Это свойство стиля (всем известное). Если князья у него соколы, то они не превратятся в галок ни при каких обстоятельствах.

У Бояна полки Игоря не соколы, а стадо галок. Автор же берётся излагать события не по замышлению Бояна, поэтому у него по-другому.

corvin писал(а):Святослав сидит на великом княжении не своевольно и не по недоразумению, а в силу соглашения. Нарушение этого соглашения неминуемо повлечет за собой войну. Автор хочет войны? Я думаю что нет.

Условие ряда 1180 года - помощь Ольговичей в общерусских походах взамен на "злат стол" Киева, а Святослав этого главного условия не выполняет: «Нъ се зло – княже ми непособіе наниче ся годины обратиша + Олговичи, храбрыи князи, доспѣли на брань., т.е. ранее не доспевали, игнорировали зов "грозного" князя.

corvin писал(а):Считается, что сокол достигает максимальной силы и уверенности в себе после 3-ей линьки. Т.е. становится взрослым. Оперение его начинает отливать серебром. Именно с таким соколом сравнивает себя седой Святослав. Я это уже кажется 100 раз писал. Вы ждете 101-го?

Если Вы про "сокола о трёх мытях" из "Повести о Акире Премудром", то как приводил ранее Якобсон 1973:125-134, 1 линька означает год, 3 линьки = 3 года. А соколы живут 15-17 лет. Натуралист же Шарлемань 1948:112 о силе именно молодых соколов в линьке подробно писал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24222
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Памфлет против Ольговичей (усобица 1180)

Сообщение Лемурий » 23 авг 2021, 12:13

Наиболее ярко памфлет против Ольговичей выразился в упоминании эпизодов усобицы 1180 года, развязанной Святославом Всеволодовичем и его полоцкой женой Марией Васильковной с привлечением языческих иноплеменников.

Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти?... Ты бо можеши посуху живыми шереширы стрѣляти – удалыми сыны Глѣбовы.
= этот эпизод отсылает читателя к эпизоду усобицы 1180 года.

    "Всеволожа дружина хотяхуть ехати крѣпько на Святослава. Всеволодъ же благосердъ сыи не хотя кровопролитья, и не ѣха на нь. И посла Всеволодъ Рязяньскии князи, и вогнаша в товары Святославлѣ и потопташа ѣ, а инѣхъ изоимаша, а другия исѣкоша, и тако въ борзѣ доспѣша в полку Святославлѣ..." (Ипат 1180)

    "Всеволод... послал резанских князей тайно на ту сторону. Они же перешедши ночью, зашли сзади и, нападши незапно на обозы Святославли, много людей покололи и пленили..." (Татищев С.124)
----
* Цитаты по изданию Татищев В.Н. История Российская собр. соч. тт II и III, Ч.2, НИЦ "Ладомир", М.1995

Ты, буй Рюриче, и Давыде! Не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкаютъ акы тури, ранены саблями калеными, на полѣ незнаемѣ?
= злаченные шеломы соправителей в дуумвирате со Святославом Киевским смоленские князья получили по ряду 1180 года после битвы с половцами, приведённых на Русь Ольговичами. "Рыкаютъ аки туры" также отсылка к событиям 1180 года:

    "Половцы немногие, собрався, устроились; другие, большая часть, уничтожили первое нападение, почитая за малой подъезд. И тако воеводы, напав на них, яко львы рыкая, по жестоком сражении вскоре всех смяли, ибо половцы, будучи не все в собрании, большая часть, слыша токмо нападение, побежали, и многие из них в реке Черторые потонули, многих воеводы побили и пленили..." (Татищев С.126)

Ярославна рано плачеть Путивлю городу на заборолѣ, аркучи: «О, Днепре Словутицю! ..Ты лелѣялъ еси на себѣ Святославли носады до плъку Кобякова."
= поход 1183 года, когда был пленен и убит в гриднице Святослава Кобяк, был пешим, т.е. события описываемые происходят ранее этого похода. Бережно качать на волнах Днепр мог только неуправляемые суда - картина полного разгрома. В этом случае речь идёт тоже об усобице 1180, когда Игорь с Кончаком убегали после поражения в святославовом насаде:

    Игорь же с Кончаком, князем половецким, бросясь в лодию, ушли к Городцу и в Чернигову..."(Татищев С.126)

Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ, вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которою бо бѣше насиліе отъ земли Половецкыи!
= эпизод с нападением на полоцкий Друцк - достояние (="жизнь") Всеслава Полоцкого, город впервые упомянут в 1092 (Лавр. 208, Ипат. 150, см.Тихомиров 1956:33).

    "Сдумав же Ярославъ [Черниговский] съ Игоремь [Святославичем] поидоста къ Дрьютьску, поемше с собою Половцѣ, а Всеволода [Святославича], Игорева брата, оставиша в Черниговѣ, и Олга Святославича. И придоша Полотьскии князи въ стретение, помагающе Святославу [Всеволодовичу]: Василковича(2) Брячьславъ изъ Витебьска [и] братъ его Всеславъ с Полочаны, с ними же бяхуть и Либь, и Литва, Всеславъ Микуличь [внук Володаря Васильковича] из Логажеска, Андрѣи Володьшичь [внук Василько Рогволодовича] и сыновець его Изяславъ [Мукулич, внук Володаря Васильковича], и Василко Бряцьславичь [внук Василька Рогволодовича]; снемшеся вси, поидоша мимо Дрьютьскъ противу Святославу [Всеволодовичу]..." (Ипат. 1180)

Изображение
Алексеев Л.В. Полоцкая земля (очерки истории Северной Белоруссии в IX–XIII вв.). М.: Наука, 1966, С.280-282

Ярослав Всеволодович Черниговский вместе с Игорем Святославичем привели Друцку половцев, а языческую литву навели на достояние Всеславово "все его внуки", кроме Глеба Рогволодича Друцкого, кому город и принадлежал и кто поддерживал Ростиславичей, отсюда и вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую.

А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ... сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великий женчюгь на лоно
= эгзегеза на "мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам " (Лк.6:38.) - бумеранг усобицы 1180 года возвратился Святославу расстрелянной дружиной ("великий жемчуг" = бесценный бисер из "Притчи о купце" = чистые христианские души), отсыпанной на лоно киевскому князю из опорожнённых колчанов его поганых союзников по 1180 году:

    «Иже девку кто умолвит к себе [соблазнит замужеством] и даст в толоку [пустит по рукам пособников похищения – пережиток, может быть, группового брака]...»(Романов 2003:167)

Р.S. В заключении хотелось бы напомнить слова Н.М.Карамзина об усобице 1180 года:

    «Сие-то гибельное обыкновение, в войнах междоусобных дружиться с иноплеменными хищниками и призывать их для ужасных злодейств в недра государства, всего более обесславило Князей Черниговских в нашей древней истории и было одною из причин народной любви к Мономаховым потомкам..." (Карамзин об усобице 1180 г.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24222
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 23 авг 2021, 15:22

Гнездо ангелов это смешно. Ангелы не образуют семьи. Качество серафимов (бездеятельность) прямо противоположно тому, что нужно князьям. Хотя среди ангельских чинов есть способные держать оружие, Автор выбрал именно серафимов. Сравнение усугубляется тем, что князья получили власть также бездеятельно. Вся эта семья отличалась показной религиозностью. Можно сказать, что это простое совпадение. Однако в СПИ слишком много таких совпадений, чтобы это было случайностью.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 23 авг 2021, 16:06

corvin писал(а):Автор выбрал именно серафимов. Сравнение усугубляется тем, что князья получили власть также бездеятельно. Вся эта семья отличалась показной религиозностью. Можно сказать, что это простое совпадение. Однако в СПИ слишком много таких совпадений, чтобы это было случайностью.

Другие значения этого слова надуманные:

Срезн.
Изображение

Панегирик на то и возвышенная похвала, чтобы бы не дословно воспринимать, а образами.

Не худа гнезда = из хорошей семьи.

    Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл...

    "Кого он называет серафимами? Бесплотные силы горных существ, которых добродетель и блаженство можно видеть из самого их названия; в еврейском языке «серафим» значит: «огненные уста».

    О чем же мы узнаем из этого? О чистоте существа их, неусыпности, бдительности, стремительности, деятельности, беспорочности. Так и пророк Давид, желая показать нам беспрепятственное служение, скорость исполнения и великую деятельность горных сил, сказал: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс. 103:4), выражая названием этих стихий скорость, легкость, деятельность. Таковы эти силы, воспевающие Господа чистыми устами, имеющие это постоянным занятием своим, – возносящие славословия, как непрестанное служение. На их достоинство указывает их близость к престол Божьему. Как у земных царей отличающиеся бóльшими достоинствами стоят перед самым царским престолом, так точно и эти силы, по своей превосходной добродетели, окружают горный престол, постоянно наслаждаясь неизреченным блаженством и восхищаясь блаженным жребием этого служения.."

    ---
    Свт. Иоанн Златоуст Толкования на Ис. 6:2
Отсюда и Не побѣдными жребіи собѣ власти расхытисте!
= в жребии власти вам участвовать не надо, божественное предназначение вам дано с рождения.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24222
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28