Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение thor » 11 ноя 2009, 17:14

Ну так давайте сыщем статью про княжескую лодью...
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Dedal » 11 ноя 2009, 20:59

thor писал(а):Ну так давайте сыщем статью про княжескую лодью...


Эх, увидеть бы "княжеский чёлн" :P

Ну, ладно, сдаюсь :)
Монография называется "История северорусского судостроения":
"1)Чёлн-долблёнка
2)Простая ладья-струг. Наиболее распостранённое средство для речных перевозок. Струг с палубой - учан. Это низший класс речных судов.
3)Набойная ладья имеет большую грузоподъёмность за счёт дополнительной нашивки бортов. Военные варианты набоя (насад) и ушкуя, видимо, обладали изменённой оснасткой.
4)Паузки с подвозками - варианты речных грузовых судов.
(по "Археология"-"Древняя Русь.Быт и культура", 1997год)"

Я вот думаю, зачем князю велосипед? он что машину купить не мог? бедный :)
Ребята, ну вы хоть подумайте, какие в 12 веке княжеские челны. Так и вижу: плывут варяжские гости, а на встречу им князь на челне рассекает :shock:

Не надо ничего искать, всё уже найдено:
Чёлны - для смердов и т.д., по сословиям.
В "Русской правде" даны как раз типовые виды судов по сословному признаку. Поэтому там нет судов известных по летописям: учан, ушкуй, насад, лойва, паузок.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1676
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 ноя 2009, 20:58

Здравствуйте , Лемурий.!
Что значит текст « в Киеве на горах» ?
Матфей 5 : 14 – 16.
14 Вы свет мира. Невозможно, чтобы город, расположенный на горе, был скрыт.
15 И, зажигая светильник, не ставят его под сосуд, а ставят на подставку, и он сияет всем, кто в доме.
16 Пусть так же сияет ваш свет перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли вашего Отца, который на небесах.
В «Слове …» « Святослав мутен сон виде в КИЕВЕ НА ГОРАХ»
Люди живущие на горах ,в царстве небес, являются светом, прогоняющим тьму мира , как светильники. Будучи сияющим светом, люди царства подобны городу расположенному на горе, который не может быть скрыт. Такой город свою окончательную завершённость обретёт в Новом Иерусалиме ( Отк , 21:10 -11)
Свет как город на горе светит посторонним. Добрые дела составляют поведение людей царства. Благодаря таким делам люди могут увидеть Бога и воздают Богу славу. Прославлять Бога Отца – значит воздавать ему славу.
Во сне мы находим Святослава «в КИЕВЕ НА ГОРАХ», (мире небесном),где добрые дела лежат в основе поведения людей.
Затем опускаемся на землю
Дом рушится. Появляются характерные символы страдания : жемчуг – слёзы, черный цвет указывает на засуху (Иер 14 :1-40), обозначает цвет лица у изголодавшихся людей. «синее вино « - пир Валтасара». «И у того кто сидит на коне лук» «Откровение 6 :2) Лук со стрелой нужен чтобы сражаться , здесь мы видим лук без стрелы Отсюда видно что стрела выпущена и уничтожила людей в «Слове…»«сыпахуть ми тъщими тулы…» подстрелены русские . И среди этой горести и печали контраст усиливает и подготавливает дальнейший драматизм сна.
И последующие стихи заключают в себе ступенчато нисходящий ряд « С высоты поднебесной в глуботу окиян – моря». Погодушка всколыхнула океан – море «беша дебрьъ Кияна»., а «бусови врани» поедают трупы. Море здесь из которого выйдет Антихрист В Откровении 9:11, 11: 17 сказано , что Антихрист поднимется из бездны моря.
Вот так в вещем сне будет предсказано как накажут Святослава , за гордыню и его забывчивость прославлять Бога .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Aristoteles » 12 ноя 2009, 22:34

Zinchenko_tanya писал(а): Что значит текст « в Киеве на горах» ?
Матфей 5 : 14 – 16.

Спасибо, за красивую версию расшифровки сна. Учитывая православные традиции писцов(автора) этот вариант наиболее вероятен и понятен.
Библия внесла свой вклад в образование людей, и опора автора на Библию выглядит вполне естественно. Людям знакомым с текстами Матвея понять сон князя не составляло неразрешимой загадки, автор писал так, чтобы его мог понять современник пусть и образованный, из этого и необходимо исходить.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 ноя 2009, 09:15

Здравствуйте Aristoteles!

Автор «Слова…» написал маленький свиток., но маленький по размеру и великий по значению. Автор призывает нас к библейскому взгляду на исторический процесс. Не то чтобы Бог кого – то наказывал , а кого то награждал – это слишком примитивно. Автор утверждает, что в наш мир внесены законы воздаяния, что человек сеет, то и пожинает. У каждого персонажа «Слова…» - угроза возмездия. Автор отмечает, что такие воздаяния были всегда, и во времена: «Ветхого завета», «Нового завета», и в XII. веке во времена нашествия половцев. Завоеватели рано или поздно оказываются бичами Божьими, орудиями воздаяния за грехи. Автор много рассуждает о времени, в котором раскрываются причинно – следственные связи падшего мира. Все можно исправить , только время нельзя обратить вспять «наниче ся годины обратиша», время падшего мира, время наказания за грехи – это «Божественный план спасения людей».Автор охватывает почти 200летнюю историю Руси, рассказывая нам тайну о спасении и тайну о возмездии. И это пророчество будет касаться судеб и последующих поколений « Певшее песнь старым князем, а потом молодым пети». Через «Слово…». на ярких примерах княжеских грехов, человек приобщается к этой тайне спасения и наказания , и она перестаёт быть сокрытой от человека.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 13 ноя 2009, 11:56

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий.!
Что значит текст « в Киеве на горах» ?
Матфей 5 : 14 – 16.
14 Вы свет мира. Невозможно, чтобы город, расположенный на горе, был скрыт.
15 И, зажигая светильник, не ставят его под сосуд, а ставят на подставку, и он сияет всем, кто в доме.
16 Пусть так же сияет ваш свет перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли вашего Отца, который на небесах.
В «Слове …» « Святослав мутен сон виде в КИЕВЕ НА ГОРАХ»

Во сне мы находим Святослава «в КИЕВЕ НА ГОРАХ», (мире небесном),где добрые дела лежат в основе поведения людей.
Затем опускаемся на землю

Дом рушится. Появляются характерные символы страдания : жемчуг – слёзы, черный цвет указывает на засуху (Иер 14 :1-40), обозначает цвет лица у изголодавшихся людей. «синее вино « - пир Валтасара».

Вот так в вещем сне будет предсказано как накажут Святослава , за гордыню и его забывчивость прославлять Бога .
Доброе утро, Татьяна!

В своё время Роберт оценил Вашу находку - сон невесты "на угоре", а теперь Вы от этой замечательной находки отказываетесь.

Как раз "сон невесты", в роли которой выступает сам Святослав, сюда лучше подходит.
Евгений открыл тему "Сон Святослава" разбор по словосочетаниям. Можно и там продолжить. К тому же она с гор и начинается.

Вся "соль" сна в смешанном сюжете (сон "невесты" + библейский сюжет). И там и там Святослав выступает в иронической роли. И не пытайтесь отделить один сюжет от другого, как в своё время мы с Вами и спорили, только с совершенно противоположных позиций.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 ноя 2009, 12:11

Здравствуйте , Лемурий!
Автор гениально соединил метафоры свадебных обрядов и христианские символы. Разбирать их одновременно сложно.Так вот ,больше года на форуме я "сидела" на свадебных обрядах, и только благодаря Роберту , Вы в них поверили. И потихонечку, я говорила и о христианской символике. Теперь , когда мы поняли что свадебные плюс христианские символы основа текста, то можем их совмещать и даже обязаны . Ведь один символ подготавливает другой и раскрывает истинное значение текста. Но не надо забывать и о типических формулах в "Слове..."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 13 ноя 2009, 12:45

Так и не надо забывать о библейских парафразах, но и без вывернутой наизнанку шубе, о разваливающимся по доскам отчем доме тоже забывать не следует. В теме "Сон Святослава и его толкование боярами" уже написал по этому поводу.

Кстати, вот цитаты из работы В.Н. Перетц . «Слово о полку Игореве» и исторические библейские книги // Сб. статей в честь акад. Алексея Ивановича Соболевского: Статьи по слав. филологии и рус. словесности. Л., 1928. С. 10—14. (СОРЯС. Т. 101, вып. 3) по Вашей вышеизложенной теме:

Картина сражения: "орли клектомъ на кости звѣри зовутъ" и "врани граяхуть, трупіа себѣ дѣляче" 6 v. напоминает библейское: "дамь плоть твою птицам небеснымъ и зверемъ земным" кн. Сам., л. 92 об.

В "Слове" - "Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю", 10 v., по случаю победы; в кн. Самуила (XVIII, 6) 93 - "изидоша девы ликоствующе на сретение Давидови от всего града израилева... тумпанехъ с радостию с гусльми", празднуя победу.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 ноя 2009, 11:50

Здравствуйте , Лемурий!
В религиозно-мифологической картине мира самых разных народов .Вселенную образно можно сравнить с многоэтажным зданием, верхние этажи которого соответствуют небесам, населённым богами, средние — земле, обиталищу людей, а нижние отданы всевозможным демонам и злым духам. Такое сравнение, кстати сказать, находит себе подтверждение в многочисленных мифологических текстах, где сотворение вселенной приравнивается я строительству царского дворца или храма, Трёхслойность Вселенной уходит корнями в глубокую древность, в наиболее архаичные пласты религиозно-мифологического сознания. Так, в книге Исход (20:4) говорится о “небе вверху”, “земле внизу” и “воде ниже земли”. Таково же восприятие мира и в «Слове…»:
Мир небесный – «Солнце светит на небеси –
Мир земной - « Игорь князь въ Русской земли»
Подземный мир –«девицы поют на Дунае, вьются голоси чрезъ море» ,
Центр земли – «до Киева».
Каждый уголок пространства имеет разное значение: небесный – положительное , земной – нейтральное , и подземный –отрицательное.
Вот первое перемещение в « Слове…» девы с земли на море:«вступила девою на землю Трояню въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дону». Такие «перелёты» встречаются и в свадебных обрядах, когда невеста переходит со своей стороны, на чужую жениховою. Потом готские красные девы «Се бо готьские красные девы въспеша на брезе синему морю…» облюбовали себе морские берега и ,наконец, –«девицы поют на Дунае, вьются голоси чрезъ море» ,
Кто они – морские девы? Пространство легенд о морских девах - жилицами вод их звали на Руси – было местом жаркой схватки двух пониманий нравственности. Каких именно станет ясно к концу моего рассказа. Морские девы встречаются в мифах едва ли не всех народов. Если сказители жили далеко от моря , то фантазия изобретала дев речных или озёрных.. Нимфы , сирены , наяды. нереиды, русалки , ундины и т. д. - все они языческие богини влаги. Христианство не сочло нужным изгонять второстепенных языческих богинь- оно их узурпировало и изменило в своих интересах.Путь изменения был нащупан случайно: миф мифом вышибать , притом тоже греческим. Взяли эпизод с сиренами из гомеровской «Одиссеи» и перетолковали по – своему. « Сирены водятся в море и поют песни приятным голосом. Моряки слышат мелодию песен, настолько заслушиваются, что теряют сознание, падают в море и погибают. А образ сирен до пупка женский, другая половина птичья». Совсем как в «Слове…» « вступила девою… всплескала лебедиными крылы». Таким же образом всякий двоедушный человек коварен в своих путях. Есть люди , которые идут в церковь, но от грехов не удаляются . Таким представлял автор «Слова…» Игоря « девицы поют на Дунаи. – вьются голоси чрезъ море до Киева. Игорь едетъ по Боричеву к святой богородици Пирогощей». Далее аналогия понятна Одиссей на мачте - кресте уподоблялся Христу, корабль церкви, сирены – плотским желаниям, губящих душу. Аллегория поддавалась развитию: три сирены суть алчность , гордыня и распутство. Вспомним «готьскихъ красных дев»: алчность –"звоня русским златом" , гордыня - «лелеют месть Шароканю». Морские лукавые жилицы вод, полуженщины – полуптицы, превратились в жупел против соблазнов.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 13:37

Добрый день, Татьяна!
Даже как то и не ловко, такую красивую лебединую аллегорию "правдой-маткой" "резать", но... придется.

Девы не простые, а ГОТСКИЕ. Словосочетание мы не имеем право разбивать.
Про них ещё М. А. Салмина писала, что
Изображение
Видимо, "готскiя" в "Слове" - это прилагательное к "готам" во втором значении: в том же самом контексте, где и "готскiя", упоминается и производное от слова "буса" - "(время) бусово" (см. выше); под "бусами" же в древнерусских летописных текстах до XVII в. чаще имеются в виду суда северных морей.
-------
М. А. Салмина (Из комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ, т. 36, Л., 1981, с.228-230
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 ноя 2009, 14:34

Добрый день, Лемурий!
Но подумайте сами , какое отношение к нравственному возрождению русских князей, освобождению их, как бы в чистилище от грехов, имеют антские князья, да ещё суда северных морей. Слово написано символами , метафорами и аллегориями!
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 17:18

Zinchenko_tanya писал(а):Добрый день, Лемурий!
Но подумайте сами , какое отношение к нравственному возрождению русских князей, освобождению их, как бы в чистилище от грехов, имеют антские князья, да ещё суда северных морей. Слово написано символами , метафорами и аллегориями!
Ещё раз добрый день!
А при чём тут АНТСКИЕ. М. А. Салмина пишет о женщинах острова Готланд, где за разрушение шведского города Сигтуна конфисковали "русское злато" новгородских купцов. Девы вполне РЕАЛЬНЫЕ и поют они "время бусово" - время военных морских походов.

Корабль типа "Ormen Lange" (известный с 996 г.), так называемый "busse" - это не обычный корабль, а большое вместительное ( 34-х весельное на 68 гребцов) военное судно. На таких судах воевал и погиб в морской битве близ Свольдера король-христианин Олаф I Трюггвасон.

Интересно, что об этом времени слагались песни, которые потом воспевались. "Скальды еще играли большую роль при войске короля-христианина Олафа Трюггвасона (XI в.)" (Р. М. Самарин ПОЭЗИЯ СКАЛЬДОВ (История всемирной литературы. -Т. 2. - М., 1984. - С. 486-490)

:arrow: Heimskringla/King Olaf Trygvason's Saga
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 17:45

Кстати, Татьяна, пока не забыл. Этой книги и Ленинке не было, а тут нежданно негаданно такой подарок:

:arrow: В. М. Истрин Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. М., 1897
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 ноя 2009, 19:14

Добрый вечер . Лемурий!
В тексте слово «бусово» связано с воронами и временем: «бусови врани» и « время бусово». И мы с Вами говорили «во сне Святослава, что там, где лежали трупы, там всегда собирались «бусови врани». Но трупами земля усеяна не во все времена , а только во время войн. «Бусово время» - время войн, когда« часто врани граяхутъ трупие себе деляче».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 19:57

Добрый вечер, Татьяна!

Врани они "босуви", это уже потом их в "бусови" переделали в качестве непонятного значения слова.

БуСЫЙ ая, ое. 1. Дымчатый.
Валька кошку бусыю завёс...ПОЧ

2. Пьяный (!)
Бусый што ль, на стину кидаисся! ГАГ.
-----
Словарь смоленских говоров / Под ред. А. И. Ивановой. Вып. 1-6. Смоленск, 1974-1993.


Просто Автор СПИ настоящий мастер слова. Смотрите сколько слов омонимов.

"Бусови" - серо-дымчатые; "Босуви" - сильно пьяные с показной перестановкой букв, "бусово время" - время busse


:arrow: Голубинский Е. Е. «Вопросъ о заимствованiи домонгольскими Pусскими отъ Грековъ такъ называемой схедографiи, представлявшей собою у послѣднихъ высшiй курсъ грамотности.» // ИОРЯС, т. IX, Cпб., 1904, кн. 2, с.49-59.


:arrow: Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом» // Труды отдела древнерусской литературы. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1970
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31

cron