Paulius писал(а):Звучит же - "из крепкого золингена кован", "в прочный золинген закован", где "золинген"- легендарная сталь из той местности.
Очень хороший пример. Давайте попробуем:
Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ ЗОЛИНГЕ
скована, а въ буести закалена. Ваши (обоих) храбрые сердца в жестком золинге скованы, в буйстве закалены.Вся суть, что не в золинг скованы, а "внутри чего-либо", т.е. внутри жесткого золинга скованы. Как видите полная ерунда получается.
Другое дело каролингский МЕТОД ковки, который описывал
Scaevola в теме
Харалугъ и паворзи :
Scaevola писал(а):Каролингский способ ковки мечей (продолжающий римскую традицию) известен сравнительно хорошо. Он состоит в том (если совсем кратко), что к широкой срединной полосе, вязкой и довольно мягкой, приваривают по краям узкие твёрдые полоски, из которых формируются лезвия и острие. Ценральная полоса всегда, а крайние полоски довольно часто, изготовлялись способом, который мы сейчас называем дамасским - пластины мягкой и твёрдой стали (вместо мягкой стали в то время часто брали простое железо) сваривались между собой кузнечной сваркой, складывались или скручивались (а часто и то, и другое одновременно), снова проковывались, и так неоднократно до получения своеобразного стального композита. Таким образом центральная полоса меча приобретала достаточную вязкость и упругость, что не ломаться и не гнуться при ударах, и нести на себе твёрдые и острые лезвия. После шлифовки и протравки в слабокислых растворах на таком клинке проявлялся характерный узор из тёмных и светлых линий, что являлось одним из признаков качества меча.
Каролингский способ достиг своего совершенства примерно в VII веке. Дальше пошёл медленный процесс упрощения технологии - в частности, центральную полосу уже частенько делали не из композита, а просто из железа. Такой меч можно было погнуть ударом по плоской его стороне. И ещё важная деталь - при протравливании в кислоте на таком клинке не проявится узор.
В IX веке на смену старому каролингскому способу в Западной Европе пришёл новый способ - более простой, но не уступающий в качестве. Суть его в технологии "сэндвич" - тонкую широкую полосу твёрдой высокоуглеродистой стали помещали между двумя толстыми полосами мягкой вязкой стали или железа. После механической обработки такого "бутерброда" твёрдая сталь выходила на лезвия и остриё. Проявляющийся узор был очень отличен от старого каролингского. На Руси этот способ появился на 100 лет позже, в Х веке. Ко времени написания СПИ он уже почти вытеснил старый каролингский. Но, видимо, старые харалужные мечи и копья по-прежнему высоко ценились знатоками и/или их замечательные свойства вошли в пословицы/фольклорные эпитеты. Во всяком случае, когда в XIV веке русичи познакомились с высококачественными восточными клинками из булата, то новое слово булат в фольклоре заменило собой старое харалуг. По моему мнению, это произошло в том числе и по причине внешнего сходства узора харалужной стали и булата. Сходство это, в частности, отмечает Л. Б. Архангельский - выдающийся современный знаток "узорчатых" сталей и технологий их изготовления.