Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 4

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Zinchenko_tanya » 30 апр 2009, 10:25

Добрый день, Лемурий!
Кроме Никона летописи писали и Сильвестр, и Нестор и многие другие летописцы, Боян же прославлял Святослава. А у Вас Никон, как Арина Родионовна у Пушкина. Но её в со авторы правда не зачислили.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 30 апр 2009, 15:46

Zinchenko_tanya писал(а):Кроме Никона летописи писали и Сильвестр, и Нестор и многие другие летописцы, Боян же прославлял Святослава. А у Вас Никон, как Арина Родионовна у Пушкина. Но её в со авторы правда не зачислили.
С ЧЕГО ВЫ ВЗЯЛИ, что Боян прославлял, да и просто знал кто родится через 100 лет?

Сильвестр и Нестор разве вносили в летопись сведения о Мстиславе с Редедей и о красном Романе? Разве кто-то из них был летописцем при Ярославе Мудром?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 12 май 2009, 04:15

Евгений писал:
-----------------------
«Отождествление Никона и Иллариона у меня тоже вызывает сомнения (из-за хронологического разброса). Все же люди в Древней Руси жили не так долго, мало кто доживал до 60-70 лет, а тут надо еще посчитать: вряд ли митрополит может быть совсем молодым человеком, вряд ли моложе 45-50 лет - сколько же тогда он прожил?
Если он дожил до 80 года, когда мог бы написать о Романе Красном, то ему (50+29) 79 лет - правильно? И брался за редактирование летописей...
Что-то мне не верится, что это было так...»
Евгений, не надо гадать. По канонам православной церкви, на такую должность не может быть, даже выдвинут, не говоря уж про избрание, человек моложе 40 лет. Имеются и еще много ограничений.
А в остальном, вы правы. Продолжительность жизни в то время была на 10-15 лет меньше нынешней. А редактировать летопись, в келье, при свечке, да без очков, когда тебе за 80…что-то, Евгений, мне тоже не верится.

Что же касается Мстислава, Ярослава и Романа, не забивайте себе пока голову. Вот покончим с ведьмаком Иларионом – Никоном, я вам подкину одно соображение. Только напомните мне об этом.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 май 2009, 14:02

Здравствуйте , Лемурий и Александр!
Наш современный устный язык очень отличается от письменного, мы произносим три разных слова : четыреста сорок четыре , а число записываем одинаковыми знаками 444. В 12в. числа в церковнославянском языке изображались буквами, стоящими под титлом. Для обозначения двузначных чисел второго десятка вначале пишется буква, обозначающая единицу «первых времён усобице», а затем буква, обозначающая число десять « 10 соколов на стадо лебедей». Счёт десятками сохранил следы каких –то более старых нумераций и связан с количеством пальцев на руках. Т.е. счёт не был абстрактным. Его связывали обязательно с какими – то предметами « 10 соколов», или 10 « вещих перстов», которые «Боян на живая струны въскладаше». И как утверждает Лемурий, музыкальный инструмент, на котором играл Боян, содержит 10 струн . В музыке же у нас всего семь нот. Вы все помните необыкновенную распространённость числа семь в наших поговорках , пословицах :
Семеро одного не ждут.
Семь бед - один ответ.
Семи пядей во лбу.
У семи нянек дитя без глазу.
За семь верст киселя хлебать.
Было у тёщи семеро зятьёв…
Семёрка не сходит у нас с языка. Она пестрит во всех толковых словарях, украшает сборники пословиц и сказок. Обратимся к древним цивилизациям. Семь чудес света известны в странах. Когда одно из них превращается в прах, падает Колосс Родосский или рушатся сады Семирамиды – его место занимает другое. Но число чудес остаётся постоянным.
Семёрка встречает нас на первых страницах Библии и сопровождает до последней. Устройство мира совершается за семь дней. Ной на ковчег берёт семь пар чистых животных, через семь дней начинается великий потоп. Семь тучных коров и семь тощих видит во сне фараон и т.д. Семёрка в Библии встречается более 160 раз, в «Апокалипсисе» Иоанна богослова 30 раз. На втором месте в Библии священное число три упоминание более140 раз и на третьем – десятка.
В «Слове…» число семь тоже встречается «На седьмом веце Трояни».
Откуда же выскочила наша магическая семёрка? Из семи нот музыки , семи цветов радуги , а может из семи отверстий на голове: две ноздри , два уха, два глаза и рот. Или она пришла из разделения недели на семь дней, названных по семи планетам. В тексте «Слова…» « Боян бо вещий, аще хотяше песнь творите то растекашется мыслию по древу…». Образ древа определяет собой структуру всех мифологических систем и возник , видимо, очень давно в раннем детстве человечества. Вертикальная структура Мирового древа складывалась из трёх частей - нижнего корни , среднего - ствола и вершины. Так получились известные космические зоны, а с ними и сдвоенные противоположности, или бинарные оппозиции: Земля – Небо «скача славию по мысленну древу … рища в тропу Трояню чресъ поля на горы». Земля – Преисподняя « вступила девою на землю Трояню …въсплескала на синем море у Дона». Пары эти перемежались в структуре Древа с троичными единствами. Пары и тройки обнимали самые разнообразные сферы жизни, в том числе пространство и время.
Пара : «первых времён усобице» (от старого Владимира) и последних (до нынешнего Игоря) «10 соколов на стадо лебедей», а теперь перед последними событиями автор вставляет середину «та преди песнь пояше старому Ярославу храброму Мстиславу иже зарезе Редедю пред пълкыкасожскыми, красному Романови Святъславичу». Сначала идёт взаимосвязь противоположностей первых и последних, с троичным единством в середине.
Вертикальная структура Древа, ось мира, состоящая из трёх частей, связана как каркас для упорядочного мышления, памяти. Вертикально человек может перемещаться в пространстве вверх « рища в тропу Трояню через поля на горы», вниз «с земли Трояна …на море», то горизонтально «на все четыре стороны» вперёд , назад , влево , вправо. У Мирового Древа четыре ветви - это четыре стороны света ориентированные по солнцу :въстокъ, запад , полуденная страна, полунощная страна: «черные тучи идут хотят прикрыти четыре солнца» т.е. половцы обступают русских со всех сторон света. Вертикальная ось Древа организует число три и горизонтальная – четыре в сумме образует число семь. Этот образ «мыслену древу» сводил в единую гармоническую структуру все противоположности Вселенной, времени - пространства и служил автору «Слова…» Бояну для описания всех её главных свойств и особенностей. Тысячелетиями эта константа оказывала своё влияние на культурные традиции, начиная со способов постройки жилищ и кончая эпическими сюжетами и языковыми схемами.
«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творите, то растекашется мыслию по древу Текст “…мыслию по древу серымъ вълком по земли, шизым орлом подъ облакы”. Каждый из этих элементов в структуре имеет собственное место и связан с другими словами. Объединяющий фактор – время. Сам феномен времени проявляется в том, что свойства времени природных объектов разные.
Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которого движется материальное мироздание.
« Помняшеть бо» –помнить сохранять, удерживать в памяти , не забывать.
«рече» - говорить
«первых времён»- относящихся к чему –то по счёту(от старого Владимира)
«Тогда» - выражает противопоставление «первым временам», в то время о котором идёт речь т.е. о последнем времени( нынешнего Игоря»)
«пущащеть 10 соколов на стадо лебедей».
«Которыи» - уже не первый (который раз спрашиваю) по порядку, какой именно из нескольких.
«до» - употребляется для указания на расстояние или времени отделяющие одно время от другого, одно место , события, лицо от другого.
«течаше» растекашется -течет, растекается, о времени - состоянии идти, проходить , протекать. (например: Время течет быстро).
«та преди» вставка событий произошедших где –то в середине временного отрезка «от старого Владимира до нынешнего Игоря».
Подобное : « Святославля(ум1194г) песнотворец» и сдвоенная противоположность «старого времени Ярослава(ум 1054г.),Ольгова коганя(ум 1115г.)середина соединяющая троичным единством время по протяженности рода: Ярослав дед Ольгова коганя,а Олег дед Святослава.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 12 май 2009, 14:48

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий!

« Помняшеть бо» –помнить сохранять, удерживать в памяти , не забывать.
«рече» - говорить
«первых времён»- относящихся к чему –то по счёту(от старого Владимира)
«Тогда» - выражает противопоставление «первым временам», в то время о котором идёт речь т.е. о последнем времени( нынешнего Игоря»)
«пущащеть 10 соколов на стадо лебедей».
«Которыи» - уже не первый (который раз спрашиваю) по порядку, какой именно из нескольких.
«до» - употребляется для указания на расстояние или времени отделяющие одно время от другого, одно место , события, лицо от другого.
«течаше» растекашется -течет, растекается, о времени - состоянии идти, проходить , протекать...
Добрый день, Татьяна!

Особенность игры на гуслях в этом и состоит - звук издает только ТА струна, которую достигает перст.

Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше...Боянъ же, братіе, не 10 соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху...

По летописи тоже вставки несвоевременные есть. Например, о Свароге (1114), о покушении Гориславны на Владимира, о Яне Вышатиче 1071 (на 4 страницы), который ходил с 12 отроками на волхвов и 300 их спутников и победил таки одним топором вооруженный и вставка аккурат перед аналогичным подвигом Глеба...

Так что НЕТ никакого "противоречия": "который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю" - ВСЕ эти рассказы вписаны Никоном.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 май 2009, 16:38

Здравствуйте, Лемурий!
Лемурий, я имею хорошее музыкальное образование и владею игрой на трёх музыкальных инструмента, в том числе и на струнном. И о приёмах звукоизвлечения перстами и одного звука и аккордов знаю из собственного опыта.
Вы когда – нибудь видели, как играют на гуслях? Хотя бы на современных : щипковых или клавишных.

«Особенность игры на гуслях в этом и состоит - звук издает только ТА струна, которую достигает перст» -пишите Вы.
У Вас получается как в анекдоте про Моцарта. Когда его спросили: « Как это Вы умудряетесь виртуозно играть на инструменте?». Моцарт ответил: «Ничего особенного , надо только вовремя нажать пальцем нужную клавишу…».

Согласна, Никон вписал в летопись рассказ про Редедю, а летописец Святослава киевского (ум.1194г) Боян через много лет прочитал древнюю рукопись и упомянул данные события в «Слове…». Соблюдая при этом определённую форму и структуру принятую для устного счисления времени и пространства на основе Мирового Древа и символов чисел от одного до семи .
А также и 10, соотнесенных со счетом на пальцах обеих рук.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 12 май 2009, 16:59

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте, Лемурий!
1. Вы когда – нибудь видели, как играют на гуслях? Хотя бы на современных : щипковых или клавишных.

2. Боян через много лет прочитал древнюю рукопись и упомянул данные события в «Слове…». Соблюдая при этом определённую форму и структуру принятую для устного счисления времени и пространства на основе Мирового Древа и символов чисел от одного до семи .
А также и 10, соотнесенных со счетом на пальцах обеих рук.
Когда был у Евгения, у которого этот инструмент есть, то не только видел, но и пробывал играть. Правда... хорошо, что Моцарт этого не слышал, но представление об игре имею.

Играют не бряцанием (как на гитаре), а "поддевая" струну. Поэтому и ассоциация у АВТОРА "который дотечаше [перст], та [струна] преди пѣсь пояше.." .

Вот и Рыбаков пишет про летописца Святослава, только у него никаких Боянов НЕ было:
- игумен Поликарп
- игумен Моисей
- Кузьмище Киянин
- "галичанин" (книжник Тимофей ?)
- Петр Бориславич...
Вот и весь его обзор летописцев в книге " Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве", М. 1972
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 12 май 2009, 22:45

Лемурий, Вам небольшой "подарочек".
Вот кусочек из "Истории и восхвалении венценосцев":
---------
Собрались представители семи частей этого царства и дерзнули доложить царице Русудане 131: “Сегодня ты заменяешь Тамаре родителей. Она, будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей; она слушается и почитает тебя, принимая за незримых теперь родителей. Предложи [33] ей и посоветуй прекратить безмерную скорбь; пусть воссядет на трон,
---------
Что скажете?
Русудана!
Родная наша!
Рядом с выражением из СДЗ!!!
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 12 май 2009, 22:56

Начал писать очерк - реконструкцию судьбы Климента Смолятича = Даниила.
"Песенный" период жизни Климента начался после того, как его "разжаловали" (подвергли анафеме!) в 1156 г. Теперь он уже не митрополит, не схимник, даже почти что не православный христианин... Однако он имеет все же огромную известность и признание людское.
И вот тогда-то, свободный от всех обетов, он обратился к музыке и стал сочинять исторические баллады.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 12 май 2009, 23:00

Техника игры на гуслях следующая: пальцами левой руки закрываются струны, которые не должны звучать. Пальцами правой проводят вдоль струн. Фактически играют ОДНОЙ РУКОЙ. А на одной руке, как известно, у большинства людей :lol: пять пальцев.
То есть до откровенности непохоже на "пускать десять соколов да на стадо лебедок".
Пять соколов еще было бы похоже. Да и то из 5 пальцев используется один.
Вот зато на колесной лире...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 май 2009, 08:49

Здравствуйте , Евгений! .
Гусли — древнейший струнно-щипковый музыкальный инструмент. При игре гусляр применял два приёма звукоизвлечения: защипывание и бряцание.
Если игралась только мелодия, гусляр поочерёдно защипывал струны пальцами обеих рук.

Если же пение гусляра сопровождалось аккордами, то просто проводил по всем струнам пальцем правой руки, в это же время приглушая пальцами левой руки те струны , которые не должны звучать в данном аккорде, состоящем из 3 -4 звуков.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 13 май 2009, 11:32

Евгений Беляков писал(а):Что скажете?
Русудана!
Родная наша!
Рядом с выражением из СДЗ!!!
А с датой записи попадаем?
Меня заинтересовала фраза "дерзнули доложить царице Русудане: “Сегодня ты заменяешь Тамаре родителей..."
всё таки версия -догадка о "злой жене" Русудане (бывшей супруги Изяслава Мстиславича) - как причины бедствий Даниила имеет место быть.

В очерке оставьте место для доказательной базы: Климент = Даниил - скину текст.

Выражение "юн телом, да стар ум во мне" встречается и в более древних текстах, что лишний раз доказывает, что Даниил вовсе не обязательно "юнец".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 14 май 2009, 05:19

Татьяна писала:
Здравствуйте , Евгений! .
Гусли — древнейший струнно-щипковый музыкальный инструмент. При игре гусляр применял два приёма звукоизвлечения: защипывание и бряцание.
Если игралась только мелодия, гусляр поочерёдно защипывал струны пальцами обеих рук.

Если же пение гусляра сопровождалось аккордами, то просто проводил по всем струнам пальцем правой руки, в это же время приглушая пальцами левой руки те струны , которые не должны звучать в данном аккорде, состоящем из 3 -4 звуков.
_________________
Татьяна

Добрый день Татьяна!
Удивили вы меня. Притом второй раз за какие-то две недели. Первый, это когда вы отошли от традиционного взгляда на Бояна, и мне теперь приходится ломать в себе сложившийся годами стереотип, а это сразу не дается. Так что свое мнение выскажу, когда всё расставлю по полочкам.
Второй раз, когда вы, профессиональный музыкант, не смогли объяснить читателям разницу между игрой на музыкальном инструменте, отдельно пением (вокал), и пением, в сопровождении какого-нибудь музыкального инструмента.
Это же совершенно разные вещи. У каждого из них имеются свои правила и очень много нюансов, да и обучение идет на разных отделениях. (Струнные, клавишные, вокал и так далее).
К примеру, я прекрасно знаю, что в 12 веке было всего лишь три ноты: до, рэ, соль. И пение, в отличие от игры на арфе, где была 100% импровизация, отличалось заунывностью. Это подтверждают Знаменные распевы, да и молитвы старообрядцев большим разнообразием в исполнении друг от друга мало чем отличаются.
Гусли же, как видно из работы В.И. Поветкина «Загадки гуслей-псалтыря» появились на Руси в самом конце 14 века, а это совсем другая эпоха, эпоха, когда после Куликовской битвы началось возрождение Руси.
У многих, среди нынешней молодежи, благодаря идиотскому телевидению, в голове полнейшая каша. Некоторые из них, с непоколебимым упорством, будут вам доказывать, что Моцарт сочинял свои произведения только для лишь того, что бы под его музыку, какая-нибудь выпускница очередной фабрики грез пела и плясала на сцене, а Лучано Паваротти, подобно Буйнову, пел под фонограмму, подыгрывая себе на гитаре.
Так что, Татьяна, не сочтите за труд, а постарайтесь поподробнее, приводя примеры, и доходчивее объяснить разницу между а)пением, б)игрой на музыкальных инструментах, в)в каком сопровождении и как поют, известные всему миру, певцы.
С уважение
Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 май 2009, 10:15

Здравствуйте, Александр Сергеевич!
Очень древние языческие обрядовые песни. дошедшие до нас : колядки, веснянки ,купальские, колыбельные песни, свадебные песни – причитания говорят о том, что народное пение использовало все семь нот . В былинах упоминаются прекрасные гусляры: Садко в Новгороде на берегу Ильменя , Добрыня или Ставр Годинович при княжеском дворе Владимира в Киеве ,т.е. гусли были распространены от Новгорода до Киева. В «Житие преподобного отца нашего… « Нестор пишет: Феодосий придя к князю «виде многыя играющем предъ нимъ:овы гусльные гласы испущающемъ, другыя же оръганьныя гласы поющемъ. А инемъ замарьные пискы гласящем, и тако вьсем играющем…» т.е. во времени жизни Феодосия в 11в. играли уже целые оркестры. Самый совершенный «инструмент» человеческий голос. Боян использовал в «Слове…» свадебный обряд, и мог петь мелодии на темы свадебных песен. Гусли, видимо, вторили подголосками или сопровождали пение аккордами.
Мне нравятся современные песни. Для каждого века что-то своё. Но с детства мы проходим все стадии развития музыки: сначала колыбельные, затем как волхвы призываем дождь «Дождик , дождик пуще дадим тебе гущи», потом «Божия коровка улети на небо…» и маленькими шагами доходим до «Лучано Паваротти, и Александра Буйнова и т.д. Кто-то останавливается в 19 в. и любит слушать городские романсы Варламова, но это дело вкуса и воспитания.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Кравченко Александр » 15 май 2009, 03:36

Добрый день Татьяна.

М,да. Это, называется, поговорили. Я вам про нотную грамоту и профессиональное пение, а вы мне про балалайку.
Гуляния, так называемые «карнавалы», которые устраивались в Византии, собирали и не такие оркестры. К тому же там были еще и ряженые певцы.
Впрочем, это совсем другой разговор. К сожалению, как видно, плодотворного диалога у нас с вами не получится. Что бы понять причину моего огорчения, зайдите на сайт журнала «Наука и жизнь» и в третьем номере за этот, 2009 год, прочитайте статью врача анестезиолога Аркадия Голод.

С уважением
Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 41