Zinchenko_tanya » 12 май 2009, 14:02
Здравствуйте , Лемурий и Александр!
Наш современный устный язык очень отличается от письменного, мы произносим три разных слова : четыреста сорок четыре , а число записываем одинаковыми знаками 444. В 12в. числа в церковнославянском языке изображались буквами, стоящими под титлом. Для обозначения двузначных чисел второго десятка вначале пишется буква, обозначающая единицу «первых времён усобице», а затем буква, обозначающая число десять « 10 соколов на стадо лебедей». Счёт десятками сохранил следы каких –то более старых нумераций и связан с количеством пальцев на руках. Т.е. счёт не был абстрактным. Его связывали обязательно с какими – то предметами « 10 соколов», или 10 « вещих перстов», которые «Боян на живая струны въскладаше». И как утверждает Лемурий, музыкальный инструмент, на котором играл Боян, содержит 10 струн . В музыке же у нас всего семь нот. Вы все помните необыкновенную распространённость числа семь в наших поговорках , пословицах :
Семеро одного не ждут.
Семь бед - один ответ.
Семи пядей во лбу.
У семи нянек дитя без глазу.
За семь верст киселя хлебать.
Было у тёщи семеро зятьёв…
Семёрка не сходит у нас с языка. Она пестрит во всех толковых словарях, украшает сборники пословиц и сказок. Обратимся к древним цивилизациям. Семь чудес света известны в странах. Когда одно из них превращается в прах, падает Колосс Родосский или рушатся сады Семирамиды – его место занимает другое. Но число чудес остаётся постоянным.
Семёрка встречает нас на первых страницах Библии и сопровождает до последней. Устройство мира совершается за семь дней. Ной на ковчег берёт семь пар чистых животных, через семь дней начинается великий потоп. Семь тучных коров и семь тощих видит во сне фараон и т.д. Семёрка в Библии встречается более 160 раз, в «Апокалипсисе» Иоанна богослова 30 раз. На втором месте в Библии священное число три упоминание более140 раз и на третьем – десятка.
В «Слове…» число семь тоже встречается «На седьмом веце Трояни».
Откуда же выскочила наша магическая семёрка? Из семи нот музыки , семи цветов радуги , а может из семи отверстий на голове: две ноздри , два уха, два глаза и рот. Или она пришла из разделения недели на семь дней, названных по семи планетам. В тексте «Слова…» « Боян бо вещий, аще хотяше песнь творите то растекашется мыслию по древу…». Образ древа определяет собой структуру всех мифологических систем и возник , видимо, очень давно в раннем детстве человечества. Вертикальная структура Мирового древа складывалась из трёх частей - нижнего корни , среднего - ствола и вершины. Так получились известные космические зоны, а с ними и сдвоенные противоположности, или бинарные оппозиции: Земля – Небо «скача славию по мысленну древу … рища в тропу Трояню чресъ поля на горы». Земля – Преисподняя « вступила девою на землю Трояню …въсплескала на синем море у Дона». Пары эти перемежались в структуре Древа с троичными единствами. Пары и тройки обнимали самые разнообразные сферы жизни, в том числе пространство и время.
Пара : «первых времён усобице» (от старого Владимира) и последних (до нынешнего Игоря) «10 соколов на стадо лебедей», а теперь перед последними событиями автор вставляет середину «та преди песнь пояше старому Ярославу храброму Мстиславу иже зарезе Редедю пред пълкыкасожскыми, красному Романови Святъславичу». Сначала идёт взаимосвязь противоположностей первых и последних, с троичным единством в середине.
Вертикальная структура Древа, ось мира, состоящая из трёх частей, связана как каркас для упорядочного мышления, памяти. Вертикально человек может перемещаться в пространстве вверх « рища в тропу Трояню через поля на горы», вниз «с земли Трояна …на море», то горизонтально «на все четыре стороны» вперёд , назад , влево , вправо. У Мирового Древа четыре ветви - это четыре стороны света ориентированные по солнцу :въстокъ, запад , полуденная страна, полунощная страна: «черные тучи идут хотят прикрыти четыре солнца» т.е. половцы обступают русских со всех сторон света. Вертикальная ось Древа организует число три и горизонтальная – четыре в сумме образует число семь. Этот образ «мыслену древу» сводил в единую гармоническую структуру все противоположности Вселенной, времени - пространства и служил автору «Слова…» Бояну для описания всех её главных свойств и особенностей. Тысячелетиями эта константа оказывала своё влияние на культурные традиции, начиная со способов постройки жилищ и кончая эпическими сюжетами и языковыми схемами.
«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творите, то растекашется мыслию по древу Текст “…мыслию по древу серымъ вълком по земли, шизым орлом подъ облакы”. Каждый из этих элементов в структуре имеет собственное место и связан с другими словами. Объединяющий фактор – время. Сам феномен времени проявляется в том, что свойства времени природных объектов разные.
Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которого движется материальное мироздание.
« Помняшеть бо» –помнить сохранять, удерживать в памяти , не забывать.
«рече» - говорить
«первых времён»- относящихся к чему –то по счёту(от старого Владимира)
«Тогда» - выражает противопоставление «первым временам», в то время о котором идёт речь т.е. о последнем времени( нынешнего Игоря»)
«пущащеть 10 соколов на стадо лебедей».
«Которыи» - уже не первый (который раз спрашиваю) по порядку, какой именно из нескольких.
«до» - употребляется для указания на расстояние или времени отделяющие одно время от другого, одно место , события, лицо от другого.
«течаше» растекашется -течет, растекается, о времени - состоянии идти, проходить , протекать. (например: Время течет быстро).
«та преди» вставка событий произошедших где –то в середине временного отрезка «от старого Владимира до нынешнего Игоря».
Подобное : « Святославля(ум1194г) песнотворец» и сдвоенная противоположность «старого времени Ярослава(ум 1054г.),Ольгова коганя(ум 1115г.)середина соединяющая троичным единством время по протяженности рода: Ярослав дед Ольгова коганя,а Олег дед Святослава.
Татьяна