Лемурий писал(а):Новый писал(а): Суть в том, что Адам, Сиф, Ной - предки ВСЕХ людей, , Авель не является НИЧЬИМ предком, а Авраам - именно ПРЕДОК ЕВРЕЕВ (хотя и не только). Так что перечень этих имён абсолютно не годился бы для того, чтобы проиллюстрировать благочестие "иного народа" В ОТЛИЧИЕ от евреев.
Мы говорим о Клименте. А он проводит два размеживания между израильским народом и язычниками:
1. Лия и Рахиль. Иуда, от которого пошли иудеи - четвертый сын Иакова и Лии. Рахиль по своим детям плачет, но пророчество о возвращении её детей сбывается с приходом в Иерусалим Богоматери с Младенцем.
Уважаемый Лемурий, посмотрите, пожалуйста, ещё раз последний пункт моего позавчерашнего поста, первого на стр. 11 нашей темы. Там я пишу вот что.В связи с уходом Иосифа с Марией и Иисусом в Египет пишется "...да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: "из Египта воззвал Я сына Моего". А пророк в данном случае - это Осия (Ос. 11, 1). Когда же (Мф, 2, 18) говорится о метафорическом плаче Рахили, то цитируется ТОЛЬКО Иер. 31, 15, А НЕ следующие два стиха (Иер. 16-17), в которых предвозвещается возвращение (кстати - "из земли НЕПРИЯТЕЛЬСКОЙ", а Египет во времена Иисуса ничем не провинился; но это - второстепенное соображение). В Евангелии, после слов "да сбудется реченное..." ВСЕГДА цитируется, ЧТО ИМЕННО речется. То, что НЕ процитировано, отношения к делу не имеет. Это дополнительное соображение в пользу того. что "плач Рахили" даётся здесь ТОЛЬКО в знак скорби по убиенным младенцам; насчет же возвращения евангелист ссылается на Осию.
Рахиль у Златоуста и Климента - метафора принципиально иного плана, из иной оперы, нежели в Евангелии. Нельзя соединять в один "смысловой пучок" то и другое, основываясь только на тождестве имени.
Лемурий писал(а):Фарес и Зара - дети вышеупомянутого Иуды и Фамары
"...Почему же Зара высунул руку раньше, чем появился на свет Фарес? Не было ли здесь прообраза благочестия и Благодати?... И так показавши рукою, предоставляет он первым появиться Закону, то есть Фаресу; потом появился Зара. Этими двумя был дан прообраз, они провозвестили о двух народах: Фарес — об израильском, Зара же — о тех, кто из язычников..." (ПКС)
Здесь Климент отделяет язычников от израильского народа и дает им право первородства и наследия Царствия Божьего.
Вы пишете в предыдущем пункте, что мы говорим о Клименте. Правильно, и вот цитата ИЗ НЕГО:
(начало цитаты)"... Иоаким же взял в жены чистую и хвалы достойную Анну, от которой и родилась пречистая девица, владычица наша Богородица и приснодева Мария, происходящая из рода Давыдова, от которой родился истинный Христос Бог наш. Если же Мария от Давыда, то ясно, что и Христос от Давыдова племени, если же от Давыдова племени, то и от Фареса, если же от Фареса, то воистину от Иудина колена воссиял Господь наш, как и глаголет святое Евангелие..."
Здесь остановимся. Смотрите, ЧТО подчеркивает ДАЖЕ христианский клирик, Климент! Происхождение Иисуса ОТ ИУДИНА КОЛЕНА. Если уж совсем точно (согласно апокрифическому, но догматизированному сказанию), то, поскольку Иоаким - полностью (по мужской, "зарегистрированной", линии) от Иуды, а Анна - наполовину от Иуды, наполовину от Левия, - то по православной версии (в отличие от католической, культивирующей догмат о непорочном зачатии девы Марии) Иисус на три четверти иудей. Эта мысль как бы "ОТСТАИВАЕТСЯ". А зачем? Чтобы утвердить положение о том, что он происходит от эксклюзивно избранного (ДО ТЕХ ПОР, согласно христианской доктрине) народа. Иначе было бы незачем. Иначе Клименту это, наоборот, претило бы.
(продолжение цитаты)"...Если же мы собираемся осудить все подзаконное, тогда и некоторых из двенадцати патриархов осудить собираемся, ибо не все из их матерей сочетались с Иаковом законным браком, только Лия и Рахиль, по отеческому преданию. И если всех тех укорим и осудим, то значит, мы сами хотим быть другими богами. Ибо если «Господь оправдывает, то кто осуждает». Затем, спустя многие годы и многие поколения пришел Моисей и сподобился видеть Бога на Синайской горе, и дал ему Бог Закон, написанный на скрижалях каменных, повелевая людям израильским быть под властью Закона. С наступлением же Закона прекратилось бывшее в Завете многоженство и возвелось в закон сочетаться с одной женой. Ибо Законом был упразднен Завет, а Благодать упразднила и то, и другое, заветное и законное, когда воссияло солнце. Нужда есть всему миру пребывать под мраком, но подобает ему осветиться пресветлыми лучами."(конец цитаты)
Вот именно. Я, объективности ради, цитирую и концовку абзаца, но почему бы нет? я отлично знаю христианскую доктрину и знаю в том числе, что СОГЛАСНО ЭТОЙ ДОКТРИНЕ благодать выше закона, а уверовавшие в Христа унаследовали первородство и избранничество ПОСЛЕ иудеев. Вот и все Зара и Фарес! Закон - СНАЧАЛА, и он благ (ДАЖЕ согласно клирикам), хотя,С ХРИСТИАНСКИХ ПОЗИЦИЙ, и менее, чем благодать... И "язычники" (т. е. НЕ язычники в современном смысле, а "отъ языкъ людие") обретают право первородства и наследия ТОЛЬКО после Иисуса (опять же, согласно христианской точке зрения), откуда и термин "новый Израиль" в христианской лексике. Если не так, приведите мне пример "благочестивого ЯЗЫЧНИКА" - НЕ единоверца евреев, как, допустим, Иов. Что же касается Завета и первоправедников, т. е. мысли, что И ДО Закона можно было быть благочестивыми, то это само собой разумеется. Не только Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, но и Енох, и Ной, "ходившие перед Богом". Они и в иудаистической традиции чтятся.
Лемурий писал(а):Новый писал(а):Рахиль символизирут "уверовавших в Христа". а не "благочестивых язычников", которые жили "параллельно" с еврейским народом
Мило! А когда позвольте спросить Христос появился по этой версии во времена Рахиль или всё таки ПОЗЖЕ. А раз так, каким образом христиане могли жить ДО Христа?
Не понимаю, к чему это. Лия и Рахиль у Климента - это древнебиблейские метафоры (вынесем за скобки вопрос о том, насколько логичные) иудеев и "языцей" времен Христа. Только тогда некоторые из последних "исторгли" "идольскую лесть". И вообще, о каком "параллельном избрании" может идти речь, если НЕ "иудеи" (которым, наверное, сильно чихалось и икалось ещё и в те времена: много их поминали, ничего не скажешь...), а САМИ русские клирики (к числу коих относились И летописцы) характеризуют дохристианское состояние своих предков таким образом, что более точно, нежели вбиванием осинового кола, это не назовешь. К СОЖАЛЕНИЮ. Но ни один церковный человек, да и вообще христианин, не называл "избранным" и "благочестивым" ни один ЯЗЫЧЕСКИЙ (И не бывший под Законом, И ещё не уверовавший в Иисуса) народ.