Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 янв 2016, 00:46

краевед писал(а):...я считаю, что эта фраза: "Но уже княже Игорю утръпе Солнцю светъ а дерево не бологомъ листвие срони...", что в переводе значит: "Но уже князю Игорю померкло Солнца свет, а древо не благом листвие срони..." могла быть написана не ранее 1208 г. Действительно, к тому времени уже умер Игрь, для него померк Солнца свет.

Уважаемый краевед!
В данном контексте Игорь, попав в плен, перестал выполнять функции князя - его "солнце" зашло.

◊ Утръпѣ — 3-е л. ед. ч. аориста - это "терять силу какого-л. действия, качества" по СССПИ "Утьрпнути".

Сравните:
    Темно бо бѣ въ [3-й] день: два солнца помѣркоста, оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая мѣсяца, Олегъ и Святъславъ, тъмою ся поволокоста.
2 Солнца - это Игорь и Всеволод, 2 багряных столпа - Владимир Игоревич и Святослав Рыльский, 2 молодых месяца - младшие дети Игоря: Олег и Святослав:

    "У Игоря были другие сыновья, кроме Владимира, оставшиеся при Ярославне дома. В порядке убывающего старшинства это Олег-Павел и Святослав-Андриан. (Олег родился в 1174-м, Святослав в 1176 году). Ко времени похода Игоря Олегу было 11 лет, а Святославу - 9 лет. В Древней Руси в походы брали княжечей-отроков не ранее чем с 12 лет. В связи с тем что "померкоста" два солнца (Игорь и Всеволод), "погасоста" два закатных столпа (Святослав Ольгович и Владимир), юные княжичи в Северской земле - Олег и Святослав - становились полусиротами, их судьба действительно заволоклась тьмою..."
    -----------
    Б.А.Рыбаков ПЕТР БОРИСЛАВИЧ М., 1991 с. 95-96

краевед писал(а):Особо стоит обратить внимание на месяц гибели Ольговичей - сентябрь. Это была осень, а именно в сентябре деревья начинают сбрасывать листья. Как видим, временной диапазон "Слова" намного шире и разнообразней, чем принято считать. Древо Ольговичей, сбросило с себя "листья", но не князей оказавшихся в плену, а погибших Ольговичей в 1208г. Сброшенные листья на "дерево" вновь не возращаются, а Ольговичи вернулись из плена, видимо, кроме сыновца Игоря Святослава, погибшего в плену.

Вот тут надо мыслить как слушатели Автора - его летописная (монашеская) братия, которой СПИ и адресовал.
Это же евангельский перифраз:

    (Мф. 21:19) "и узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница."
А тут ещё от бесплодного (в смысле участия в общерусских походах) древа ещё и листья облетели (князья попали в плен).
Совсем бесполезное древо:

    ( Мф. 3:10) "уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо."
Не любит Автор Ольговичей. Ох, не любит...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 янв 2016, 12:31

Здравствуйте , Лемурий !
Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень
и поеха по чистому полю.
Солнце ему тъмою путь заступаше;
нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди;
свистъ зверинъ въста,
збися див,
кличетъ връху древа,
велитъ послушати - земли незнаеме,
Волзе,
и Поморию,
и Посулию,
и Сурожу,
и Корсуню,
и тебе, Тьмутораканьскый блъванъ!
А половци неготовами дорогами
побегоша къ Дону великому:
Куда поехал Игорь ? Его путь пролегает там где «Солнце ему тъмою путь заступаше». Вы можете представить солнце и тьму вместе ? В сознании современного человека одно исключает другое . А у древних было «ночное солнце « Солнце ему тъмою путь заступаше нощь…» В древних религиях , например у Египтян, солнце в конце дня переходит со своей дневной ладьи в ночную и она опускается за горизонт в мир усопших. За эту роковую черту бессильны заглянуть смертные люди. Египетские жрецы утверждали, что знают ответ на этот вопрос. И свои знания запечатлели в текстах, начертанных на стенах гробниц и в свитках папируса. Эти источники называют «Книгами загробного мира». В них подробно описывают этот таинственный мир – жуткий и опасный, полный чудовищ. Автор «Слова…» тоже даёт представление Владимиру Игоревичу о загробном мире, повествуя о этапах пути ночного солнца и Игорь вместе с ним проходит все стадии странствий в подземном мире, который ассоциируется с «чужой» половецкой землей Загробный мир мифологической «земли незнаеме» имеет вполне реальные границы половецкой земли. Они проходят по :
« Волзе,
и Поморию,
и Посулию,
и Сурожу,
и Корсуню,
и тебе, Тьмутораканьскый блъванъ», а река Дон определяет её центр.
На границе Игоря встречает Див . Он владыка подземного загробного мира « збися див,
кличетъ връху древа», он и предупреждает половцев о переходе границы Игоря с войском .Возвращение Игорь из плена, «подземного мира», тоже происходит вместе с солнцем:
«Солнце светится на небесе, -
Игорь князь въ Руской земли».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 янв 2016, 14:07

Вообще-то, Татьяна, даже близко такой последовательности нет.

Волга - Поморье (если речь об Азовском море, а не о Чёрном) - Посулье - Тмуторокань - Корсунь - Сурож если брать по пути прохождения солнца.

Интересен вопрос: "Чьи телеги?". Сегодня с Mitus обсуждали этот момент, он вполне логично написал, что здесь речь о последнем ночном переезде Игоря от Изюма в сторону Торца. Скрипят телеги в полуночи - Игорь свое войско ведёт.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 13 янв 2016, 00:14

Уважаемый Лемурий, я согласен с Вами, что автор не любит Ольговичей, но эта нелюбовь по моему мнению Автора к Ольговичам произошла после захвата ими с Рюриковичами и всей половецкой землею в 1203 г. Киева. Я считаю, что из обычной свадебной песни со временем "Слово" стало необычайно обличительным произведением. Сатирическим памфлетом, направленным на поругание князей, виновных в княжеских преступлениях против Руси. Я не считаю, что "Слово" было написано сразу целиком, оно дописывалось по мере возникновения каких-либо событий на Руси, играющих значительную роль в жизни русского человека.
Относительно "древа Ольговичей". Мы все же имеем дело не с каким либо реальным деревом, а генеологическим. Это же дерево упоминается во фразе: "ничить трава жалощами, а древо съ тугою къ земли преклонилось", но в данном случае речь как раз и идетъ о пленении Ольговичей. При прочтении "Слова" у меня сложилось впечатление. что буйство хинови связано с нашествием монголов: "по Руской земли прострошася половци акы пардуже гнездо и въ море погрузится и великое буйство подасть хинови. Создается впечатление, что Автор описывает какой-то достаточно продолжительный отрезок времени - пронеслись половцы по Русской земле и погибли, растворившись в прошлом, на их смену пришли монголы (хинови). Эта фраза относится к толкованию сна Святослава боярами, который имеет пророческую силу. Автор как бы заглядывает в будущее.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 янв 2016, 01:05

краевед писал(а):Я не считаю, что "Слово" было написано сразу целиком, оно дописывалось по мере возникновения каких-либо событий на Руси, играющих значительную роль в жизни русского человека.

Уважаемый краевед, позже сентября 1187 года СПИ перестаёт быть актуальным: Осмомысл умер 01.10.1187, Ольговичи и Мстиславичи породнились путём династических браков (лето 1187), в зиму с 1187 на 1188 предприняли совместный, наконец-то, поход на половцев. "Кланы" перестали быть разрозненными, их 40-летняя усобица, начатая с убийства киевлянами Игоря Ольговича в 1147-м, закончилась. В 13-м веке уже никто бы и не вспомнил про эти межклановые распри.

краевед писал(а):Относительно "древа Ольговичей". Мы все же имеем дело не с каким либо реальным деревом, а генеологическим. Это же дерево упоминается во фразе: "ничить трава жалощами, а древо съ тугою къ земли преклонилось", но в данном случае речь как раз и идетъ о пленении Ольговичей.

В данном случае это "древо жизни" Руси. С тугой преклонилось = с грустью, с печалью. Как преклонилось, так и распрямится.

краевед писал(а):При прочтении "Слова" у меня сложилось впечатление. что буйство хинови связано с нашествием монголов: "по Руской земли прострошася половци акы пардуже гнездо и въ море погрузится и великое буйство подасть хинови. Создается впечатление, что Автор описывает какой-то достаточно продолжительный отрезок времени - пронеслись половцы по Русской земле и погибли, растворившись в прошлом, на их смену пришли монголы (хинови). Эта фраза относится к толкованию сна Святослава боярами, который имеет пророческую силу. Автор как бы заглядывает в будущее.

Вы повторяете расшифровку автора "Задонщины", который, переписывая СПИ, уже не понимал, что такое "хинова", что такое "харалуг".
Каким образом "буйство хиновы", по-Вашему, связано с овладением девами "русского злата" на о.Готланд?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 янв 2016, 11:01

Здравствуйте , Лемурий!
Половцы, предупреждённые Дивом о переходе Игорем с войском половецкой границы ,
«збися див,
кличетъ връху древа,
велитъ послушати - земли незнаеме», бегут от окраин половецкой земли
« Волзе,
и Поморию,
и Посулию,
и Сурожу,
и Корсуню,
и тебе, Тьмутораканьскый блъванъ»
к центру
«А половци неготовами дорогами
побегоша къ Дону великому».
Их цель: найти войско Игоря и окружить его. Время подходит к полуночи, везде темнота и увидеть где идёт войско Игоря невозможно . При значительном сближении противоборствующих сторон половцы услышали и выследили Игоря по скрипу телег «крычатъ телегы полунощы». Эти резкие звуки пугали птиц, лебеди шумно взлетали и тем самым выдавали присутствие людей ( воинов Игоря) в местах своих гнездовий.
Лемурий , телеги принадлежали Игорю. Мораль : едишь на телегах в стан врага, смажь дегтем колеса , чтобы не скрипели .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 янв 2016, 11:13

Добрый день, Татьяна!
А как Вы видите передвижение телег в полуночи? Фонарей не было, тьма кромешная. По летописи токмо последний переход после Сальницы был ночной. Но там они борзо поехали, видимо, опережая обоз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 янв 2016, 15:06

Лемурий , дорогу по земле половецкой хорошо знали воины Всеволода куряне « пути имь ведоми, яругы имь знаеми» т.е. в кромешной тьме ориентирами служили неровности почвы «яруги» овраги ,спуски , подъёмы. А там где было ровное поле, передвижение войска Игоря было быстрым «скачють, акы серыи влъци въ поле». Вы правы, по летописи переход после Сальницы был ночным «И тако угадавше и ехали черезъ ночь». А подробности ночного перехода войска Игоря сообщил автор «Слова…» , о том как половцы обнаружили отряды Игоря по скрипу телег. Этих сведений нет в летописном рассказе .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 янв 2016, 17:50

Zinchenko_tanya писал(а):А подробности ночного перехода войска Игоря сообщил автор «Слова…» , о том как половцы обнаружили отряды Игоря по скрипу телег. Этих сведений нет в летописном рассказе .

Прям таки все половцы услышали скрип телег и прибежали из Лукаморья... Ну да, ну да. Они с обороны от Романа Нездиловича возвращались.
Поехать "борзо" - значит быстро, без телег естественно. Про другой ночной переезд не сказано.

    «Видихомся с ратными, ратници ваши со... доспѣхомъ ѣздять, да или поѣдете борзо, или возворотимся домовь, яко не наше есть веремя». Игорь же рече с братьею своею: «Оже ны будеть не бившися возворотитися, то соромъ ны будеть пуще и смерти; но како ны Богъ дасть». И тако угадавше, и ѣхаша чересъ ночь...(Ипат.1185)

А телеги могут быть и половецкие. Они точно так же броню не на себе а в повозках везли и одевали непосредственно перед боем.

А половци неготовами дорогами побѣгоша къ Дону Великому: крычатъ тѣлѣгы полунощы, рци, лебеди роспущени.

    А. А. Потебня („Сл. о п. Иг.“. Текст и прим. Изд. 2-е. Харьков, 1914, стр. 143) предложил читать эту фразу так: „Прыснуло море (о всплесках волны; стало быть, на море — буря), к северу (дат. полунощи) идут тучи (смърчи); мглами (т. е. этими тучами) князю Игорю бог указывает путь (на север же)“. К нему присоединяется Н. В. Шарлемань (Заметки натуралиста к „Сл. о п. Иг.“. — ТОДРЛ, т. VIII, М. — Л., 1951, стр. 55): „Ночью смерчи не возникают. Поэтому слово «полунощи» указывает не время, а направление прохождения смерчей (к) «полунощи», т. е. к северу“.

Про телеги двигающиеся на север также можно сказать.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 14 янв 2016, 00:03

Лемурий писал(а):Вы повторяете расшифровку автора "Задонщины", который, переписывая СПИ, уже не понимал, что такое "хинова", что такое "харалуг".
Каким образом "буйство хиновы", по-Вашему, связано с овладением девами "русского злата" на о.Готланд?

Уважаемый Лемурий, относительно готских дев существует еще одна, не менее логичная версия толкования этой фразы: "Темно бо бе въ Гдень два солнца померкоста, оба багряная стълпа погасоста и съ нимъ молодая месяца Олегъ и Святославъ тмою ся поволокоста. На реце на Каяле тьма светъ покрыла по Руской земли прострошася Половци, акы пардуже гнездо и въ море погрузиста и великое буйство подасть Хинови. Уже снесеся хула на хвалу уже тресну нужда на волю уже връжеся Дивъ на землю. Се бо готьскыя красныя девы въспеша на брезе синему морю звоня Рускымъ златом поютъ время Бусово лелеютъ месть Шароканю". У меня опять же создается впечатление, что это, возможно, более поздняя вставка, которая охватывает продолжительный временной отрезок, до слов: " и великое буйство подасть Хинови". Мне это чем-то напоминает своеобразную поэтическую летопись гнезда Ольговичей. После поражения на Каяле они так и не смогли занять главенствующее положение в Руси. Кроме поэтической стороны, где поражение князей описывается как закат двух солнц и с ними двух месяцев, закатилась и слава Ольговичей, вплоть до прихода монголов. Если же смотреть на историческую сторону дела, то это т фрагмент можно рассматривать, как реальное отображение гибели Игорева рода. Умерли Игорь и Всеволод, умер Олег, Святослав повешен в Галиче. Совершенно очевидно, что здесь речь идет именно о сыне Игоря Святославе, а не о его сыновце, имеющего собственный удел в Рыльске. Два солнца погасли (умерли), за ними умерли Олег и Святослав (тмою ся поволокоста). Разгромлены половцы Хиновью, как народ переставшие существовать в Степи. Плано Карпини сообщал, что во время путешествия по Степи он видел огромное количество голов и костей половцев. Исходя из записей Гильома де Рубрука можно прийти к выводу, что к 1253г. от половцев в Степи остались одни лишь воспоминания. Часть половцев ушла в Венгрию. Так , что подобная трактовка выглядит вполне логично.
Теперь о готских девах. Судя по тексту "Слова" о диве: "дивъ кличетъ вверху древа" и "уже връжеся дивъ на землю", речь идет об одном и том же. У меня довольно логичный вопрос, как див кличащий с дерева где-то у Дона спустился на землю на Готланде? Относительно готских дев довольно интересное предположение высказал Олжас Сулейменов, считающий, что это пояснение более позднего переписчика, который в тексте сделал пояснение "се бог отьский" (т.е. "это божество предков"). Переписчик Мусина-Пушкина не поняв, что это более поздняя вставка, сделал разбивку текста по-другому, превратив половецкого бога в народ готов. В отличие от О.Сулейменова, я считаю, что это пояснение самого Автора, т.к.: "В армянских источниках сообщается, о народе "отц" (в переводе с древнеармянского - народ "змей"). С.М.Ахинжанов. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана// Алма-Ата, 1989, С 115
Так, что здесь мы можем видеть пояснение самого Автора "Слова": "уже вържеся Дивъ на землю. Се БОГ ОТЬЦКИЙ (рода половцев-змеев). Тогда фраза будет читаться осмысленно: "Уже вържеся Дивъ на землю. Се бог отьцкий (отьский). Красныя девы вспеша на брезе на брезе синему морю звоня рускымъ златом поютъ время бусово. Лелеютъ месть Шаруканю". Время бусово - горестное для Руси время поражения. Девы половецкие радуются, звеня русским златом, которое Игорь "насыпаша" у берегов Каялы, что наконец-то отомщен Шарукан и за поражение 1067 г. и за поражение его сыновей Атрака и Сырчана, за которых отмстил Кончак. Такое пояснение, на мой взгляд выглядит вполне логично.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 14 янв 2016, 00:55

краевед писал(а):У меня опять же создается впечатление, что это, возможно, более поздняя вставка, которая охватывает продолжительный временной отрезок, до слов: " и великое буйство подасть Хинови". Мне это чем-то напоминает своеобразную поэтическую летопись гнезда Ольговичей. После поражения на Каяле они так и не смогли занять главенствующее положение в Руси. Кроме поэтической стороны, где поражение князей описывается как закат двух солнц и с ними двух месяцев, закатилась и слава Ольговичей, вплоть до прихода монголов. Если же смотреть на историческую сторону дела, то это т фрагмент можно рассматривать, как реальное отображение гибели Игорева рода. Умерли Игорь и Всеволод, умер Олег, Святослав повешен в Галиче. Совершенно очевидно, что здесь речь идет именно о сыне Игоря Святославе, а не о его сыновце, имеющего собственный удел в Рыльске. Два солнца погасли (умерли), за ними умерли Олег и Святослав (тмою ся поволокоста). Разгромлены половцы Хиновью, как народ переставшие существовать в Степи. Плано Карпини сообщал, что во время путешествия по Степи он видел огромное количество голов и костей половцев. Исходя из записей Гильома де Рубрука можно прийти к выводу, что к 1253г. от половцев в Степи остались одни лишь воспоминания. Часть половцев ушла в Венгрию. Так , что подобная трактовка выглядит вполне логично.

Уважаемый краевед, простите за последующее сравнение, но слезливое отношение к Ольговичам, подобно юродивым, жалостливо просящим подаяние.
НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ они того. В течении 5 лет после усобицы 1180 года, которую сами же развязали, они отлынивали от общерусских походов, нападали на христиан Руси в Переяславском княжестве (по р. Сула и р. Русь свой "победный жребий деля") за что потом имели длинную покаянную речь устами Игоря в плену. НЕ любит Ольговичей Автор и я его мнение разделяю.

краевед писал(а):Теперь о готских девах. Судя по тексту "Слова" о диве: "дивъ кличетъ вверху древа" и "уже връжеся дивъ на землю", речь идет об одном и том же. У меня довольно логичный вопрос, как див кличащий с дерева где-то у Дона спустился на землю на Готланде?

Логичный вопрос требует логичного ответа. Извольте: СЕ БО указывает на причину падения Дива с древа. После чего он "упал"? После "буйства хиновы" и изъятия на о.Готланд "русского злата" у новгородских купцов летом 1187 в связи с захватом подвластными Новгороду карелами Сигтуны (1187).

краевед писал(а):Относительно готских дев довольно интересное предположение высказал Олжас Сулейменов, считающий, что это пояснение более позднего переписчика, который в тексте сделал пояснение "се бог отьский" (т.е. "это божество предков")... Девы половецкие радуются, звеня русским златом, которое Игорь "насыпаша" у берегов Каялы, что наконец-то отомщен Шарукан и за поражение 1067 г. и за поражение его сыновей Атрака и Сырчана, за которых отмстил Кончак. Такое пояснение, на мой взгляд выглядит вполне логично.

Факт в том, что "готские девы" не на стороне Руси в данный отрезок времени.
Пройдёт два года и после заключения Договора Новгорода (1189) с Готским берегом всё изменится, а пока они радуются поражению Руси:

    "А. Н. Робинсон* предполагал, что речь может идти о мести за пленение Шарукана в 1068: если прадед Игоря, Святослав Ярославич, взял в плен Шарукана, деда Кончака, то плен Игоря был как бы местью за бесчестье деда. Сыновья и внуки продолжали политику отцов и дедов; внуки, согласно феод. воззрениям Киевской Руси, характеризовались по дедам; существовало представление о родовой чести и славе и о родовой мести. Ш. — родоначальник половецких эпич. героев фигурирует в С. наряду с Олегом Святославичем."
    ---
    * Робинсон А. Н. 1) О закономерностях развития восточнославянского и европейского эпоса в раннефеодальный период // Слав. лит-ры. VII Междунар. съезд славистов. Варшава, август 1973 г. М., 1973. С. 195—196, 199—202, 204—205, 221, 223;
    2) Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI—XIII вв. Очерки литературно-исторической типологии. М., 1980. С. 257, 264—266, 270—271;
    ---
    ЭСПИ "Шарукан"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 янв 2016, 17:42

Здравствуйте , Лемурий !
В древности человек определял южное направление ( полудень) по полуденному солнцу, западное - по закату , восточное - по восходу солнца, северное направление по «ночному солнцу» - полунощь.
Определим направление движения Игоря с войском по солнцу:
« Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень
и поеха по чистому полю...»
Солнце, заходящее на западе ,
« ему тъмою путь заступаше». Значит, путь Игоря был на запад ?
И половцы и Игорь идут к одному ориентиру, к Дону .
«А половци неготовами дорогами
побегоша къ Дону великому»
« Игорь къ Дону вои ведетъ»
, который находится по Вашему определению на севере
«крычатъ телегы полунощы»
.
Лемурий писал : « Поэтому слово «полунощи» указывает не время, а направление прохождения смерчей (к) «полунощи», т. е. к северу“.

Про телеги двигающиеся на север также можно сказать».
С западного направления Игорь движется к реке Дон, на север ?
А появляются войска Игоря на востоке, на восходе солнца
« Заря свет запала … Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша».
Так куда держит путь Игорь на запад, север или восток?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 14 янв 2016, 22:03

Добрый вечер, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а): « ему тъмою путь заступаше». Значит, путь Игоря был на запад ?

С чего бы, если это про затмение солнца.

Zinchenko_tanya писал(а):И половцы и Игорь идут к одному ориентиру, к Дону .
«А половци неготовами дорогами побегоша къ Дону великому»
« Игорь къ Дону вои ведетъ» , который находится по Вашему определению на севере «крычатъ телегы полунощы»

Внимательней читайте. Я писал про половецкие телеги. От луки моря (где были вежи Кобяка) к месту битвы у р.Торец приток Донца (летописного Дона) как раз на север.
.
Zinchenko_tanya писал(а): С западного направления Игорь движется к реке Дон, на север ?
А появляются войска Игоря на востоке, на восходе солнца
« Заря свет запала … Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша».
Так куда держит путь Игорь на запад, север или восток?

Давайте прочитаем строку,которую выделил ранее, вместе:

    А половци неготовами дорогами побѣгоша къ Дону Великому: крычатъ тѣлѣгы полунощы[=к северу], рци, лебеди роспущени.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 15 янв 2016, 00:06

краевед писал(а):Относительно готских дев довольно интересное предположение высказал Олжас Сулейменов, считающий, что это пояснение более позднего переписчика, который в тексте сделал пояснение "се бог отьский" (т.е. "это божество предков")... Девы половецкие радуются, звеня русским златом, которое Игорь "насыпаша" у берегов Каялы, что наконец-то отомщен Шарукан и за поражение 1067 г. и за поражение его сыновей Атрака и Сырчана, за которых отмстил Кончак. Такое пояснение, на мой взгляд выглядит вполне логично.


Лемурий писал: Факт в том, что "готские девы" не на стороне Руси в данный отрезок времени.
Пройдёт два года и после заключения Договора Новгорода (1189) с Готским берегом всё изменится, а пока они радуются поражению Руси.

Уважаемый Лемурий, вопрос в том, что в "Слове" судя по предположению О.Сулейменова готские девы не упоминаются вовсе, а он характеризуют Дива, как половецкое языческое божество, не: "Уже връжеся дивъ на землю. Се бо готьскыя красныя девы въспеша...", а: "уже връжеся Дивъ на землю, се бог отьскый. Красныя девы въспеша...". Это подтверждается и тем, что в армянских источниках половцы - Шаруканиды выступают под именем народа Отц, что в переводе обозначало "змеиные". Перевод может выглядеть следующим образом: "Уже спустился Див на землю бог их отцов змеиный. Пригожие девы воспеша...".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 15 янв 2016, 10:03

Уважаемый краевед, при всём уважении к Сулейменову он здесь напрочь игнорирует связку СЕ БО, а она означает, что причину падения Дива с древа надо искать в изъятии "русского злата" на о.Готланд.
Не новоря уже про то, что змеи ну никак врезаться в землю после падения с древа не могут.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 89

cron