краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, я не могу согласиться с тем, что "Слово" писалось как "подорожное" произведение. Намного ближе к пониманию "Слова" подходят зарубежные исследователи, в частности Д.Ворт, который писал: "Автора "Слова" интересует преимущественно не военный поход удельного князя Игоря, а всясложная политическая, экономическая социальная, даже моральная картина Киевской Руси. Д.Ворт США. Лирический элемент в "Слове..."//"Слово..." Комплексные исследования// М., Наука, 1988, С.44
Уважаемый краевед, разве я вёл речь об "узкой" как Вы пишите "подорожной" цели СПИ? Автор обеспокоен за:
- Торговые пути Руси;
- Автокефалию Русской Церкви;
- Примирение Ольговичей с Мстиславичами.
краевед писал(а): Относительно двух князей, по моему мнению, наиболее близок к разгадке, кого имел ввиду Автор "Слова" под именем Мстислава, ближе всех подошел Н.Ф.Котляр, заметивший, что рядом с именем Романа должен был быть не менее значительный князь, которым мог быть Мстислав Мстиславович Удатный...
Не годится, ибо он назван позже "и вси три Мстиславичи, не худа гнѣзда шестокрилци!" - 5-е колено от Владимира Мономаха.
Были у Мстислава два сына Изяслав Мстиславич и Ростислав Мстиславич. Оба самое прямое отношение имеют к Клименту Смолятичу, первый его в митрополиты выдвинул, второго он называл "присным господином" ("моему же напрѣсну господину" - ПКС), т.е. на веки вечные, ибо сам смолятич был, а Ростислав - Смоленский князь.
Сперва Автор обращается к сыновьям Ростислава: Рюрику и Давыду, старший сын Ростислава Роман (ум. 1180) к этому времени почил в Бозе.
Затем к старшим сыновьям старших сыновей Мстислава и Ростислава: Роману Мстиславичу и Мстиславу Романовичу. И только потом к остальным правнукам Мстислава Великого, причём по линии Изяслава Мстиславича:
Ингвар и Всеволод - дети Ярослава Изяславича, а "все три Мстиславича" - дети Мстислава Изяславича, при котором духовником был Климент Смолятич и который как раз эти два среброносных ручья Переяславля (Солоный и Залозный пути) от половцев и расчищал. Напомню, что начало СПИ - калька с его речи в 1170-м:
- "Вложи Бог в сердце Мьстиславу Изяславичю мысль благу о Рускои земли. И съзва братию свою и нача думати с ними. Река им:
- А уже у нас и Гречьский путь изъотимають и Солоный и Залозный. А лѣпо ны было братье възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести ..." (Ипат. 1170)