Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение corvin » 24 окт 2018, 16:28

Есть множество вопросов неважных для СПИ. Неважно принимал ли участие Никон в летописании или нет. Не важно был ли Боян язычником. Важно почему Автор так написал, что не понять был Боян язычником или христианином. Важно зафиксировать, что песни Бояна это не летописи, а летописи это не песни Бояна.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 24 окт 2018, 17:42

corvin писал(а):Важно зафиксировать, что песни Бояна это не летописи, а летописи это не песни Бояна.

А исследователи и давно говорят совершенно обратное:

    «Исследователи давно обратили внимание на то, что ряд выражений и мыслей из «Повести временных лет» буквально совпадали с выражениями из другого известного памятника русской культуры - «Слова о полку Игореве». Можно привести применительно к нашей теме пример. Если автор «Слова» рассказывает о «храбром» Мстиславе Владимировиче, «иже зареза Редедю перед полка касожскими», то в приведенном выше летописном сюжете о единоборстве говорится, что Мстислав «вынзе нож, зареза Peдедю» (ПСРЛ, т.1, с 146-147). Такого рода совпадения вызвали у некоторых исследователей предположение о том, что автором летописных сюжетов, повествующих о Тмутаракани и Чернигове, был не кто иной, как «вещий Боян»
    Шляков Н. «Боян» // Известия ОРЯС АН СССР, 1928, т.1, с.483-498;
    Соловьев А.В., «Политический кругозор автора «Слова о полку Игореве»// «Исторические записки», т.25, с.328;
    Буганов В.И., «Отечественная историография русского летописания, Москва, 1975. с.84-85...»

    ---
    Дзамихов К.Ф. "Адыги: вехи истории", Нальчик, "Эльбрус", 1994. с.с.4-12:
Как же "песни Бояна это не летописи", когда с первых же двух строк ясно, что "начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій" - это и есть по замышленію Бояню, ибо стилем героических повестей "не лепо" описывать пораженческий поход.

Боян - "вещий" почему? Потому как "вспоминает" речь первых усобиц, о чём другим неведомо.

Боян - "велесов внуче" = пастырь переходного периода, чей дед жил ещё в языческое время.

Боян, играя на гуслях сразу 10 перстами, каждым струн касается. Почему? Да потому, что гусли особые, 10-струнные гусли-псалтырь, да и струны не простые, а "живые": «Удари, рече, Давыд, в гусли и возложи прьсты своя на живыя струны, и на иныя накладая.." («Слово на Лазареве воскресение» (Краткая ред. по списку нач. XVI в.), которые с Давидом-Псалмотворцем прямую ассоциацию имеют.

Так что Боян и клирик, и летописец, и гимнограф.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение corvin » 24 окт 2018, 20:42

Меня интересует отличаете ли Вы язык песен Бояна, образцы которого даны в примерах "не буря занесла", "трубят трубы" от языка летописей.
"Не лепо ли нам" в начале СПИ означает "не должно ли нам?". Есть примеры в летописи. Они не убеждают?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 24 окт 2018, 21:20

corvin писал(а):Меня интересует отличаете ли Вы язык песен Бояна, образцы которого даны в примерах "не буря занесла", "трубят трубы" от языка летописей.

Это язык иронии. Где он встречается? Да у Никона Великого: помолился Мстислав Богородицы и зарезал Редедю, с которым уговор был бороться БЕЗ оружия.

corvin писал(а):"Не лепо ли нам" в начале СПИ означает "не должно ли нам?". Есть примеры в летописи. Они не убеждают?

Примеры: А лепо ли, братie, было ... поискати (Ипат. 1170) - побудительное предложение, а «Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти...» повествовательное со сложным составным сказуемым, глагол-связка которого в прошедшем длительном времени. Читайте Карпунин 1983:19.
Да и Пушкин Т.6(10) 423-425, он хоть 200-летних исследований не читал логично указал на «Явное противуречие»(424).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 24 окт 2018, 22:06

Mitus писал(а):- Никон скорее всего прагматично упростил витиеватые песни Бояна об этих событиях. Вот же, где она у Никона в ПВЛ песня о Красном Романе Святославиче? Где-то читал что половцы спрашивали у Романа где его дружина и т. п. и начали в него постреливать - может это отголосок песни Бояна, но не вспомнил пока кто это писал.

А сколько лет между современниками битвы Мстислава и Редеди (1022) и Романом Красном (убит 1079)? Разве мог один и тот же современник событий быть у этих героев?
А вот с Никоном Великим всё сходится: и в Тмуторокани долго жил, и о Редеди казус с уговором БЕЗ оружия записал, и речью участников первых усобиц сухие «погодные статьи» разбавил, создав стиль русского летописания.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение corvin » 24 окт 2018, 23:50

Лемурию
Вопрос не об иронии. Вопрос - отличается ли эпический песенный язык Бояна, как его приводит Автор, от языка летописей. По-моему сильно отличается.

Вы кроме Карпунина ничего не читаете? Я приводил на форуме цитату с лепо бяшетъ в значении должно. Забыли?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 25 окт 2018, 08:45

corvin писал(а):Вопрос - отличается ли эпический песенный язык Бояна, как его приводит Автор, от языка летописей. По-моему сильно отличается.

Так по контексту же «замышление Бояна» - это старые словеса трудных повестей:

    ТРУДНЫХЪ. Повести, в которых описывались важные, или героические события, именовались на древней нашей Руси - трудными; позднее их стали называть Умилительными, или Умильными (Г. Максимовичъ) см. II, пр. 236
    (Дубенский Д.Н. "Слово о плъку Игореве...", М., 1844, с.4)
А «героическим» пораженческий поход пустые вежи пограбить, да девок половецких с детьми полонить, назвать НЕ ЛЕПО. Естественно, стиль Бояна эпический, раз повествует о героических битвах прошлого с придуманной Бояном же прямой речью главных героев, но про этот поход Боян бы своим эпическим языком так бы и написал: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому». Не соколы парят, а галки бегут на уедие.

corvin писал(а):Вы кроме Карпунина ничего не читаете? Я приводил на форуме цитату с лепо бяшетъ в значении должно. Забыли?

Я читаю всё, но выбираю только логическое. Если о походе Игоря к 1188 году писать не начинали, то откуда Автор так хорошо знает обе версии похода Ипат. и Лавр.?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение corvin » 25 окт 2018, 17:51

Я предлагаю перевод 1-ой строки: "Не должно ли нам братия начать старинными словами эпических повестей о полку Игоревом?" И дальнейший текст это подтверждает, потому что СПИ написано в форме эпической песни.

Версия Ипатьевской летописи появилась в 1200-ом году. Как утверждают исследователи, она собрана из разных источников. Т.е. до 1200-го ее не было. Если Автор знает эту версию, то СПИ написано после 1200-го.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 25 окт 2018, 18:40

corvin писал(а):Я предлагаю перевод 1-ой строки: "Не должно ли нам братия начать старинными словами эпических повестей о полку Игоревом?" И дальнейший текст это подтверждает, потому что СПИ написано в форме эпической песни.

Вот в таком-то переводе и состоит, "Явное противуречие", указанное А.С.Пушкиным:


corvin писал(а):Версия Ипатьевской летописи появилась в 1200-ом году. Как утверждают исследователи, она собрана из разных источников. Т.е. до 1200-го ее не было. Если Автор знает эту версию, то СПИ написано после 1200-го.

Именно об этом спорили с Александром Николаевичем - автором РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ И СТРАШНЫЙ СУД ("CОВЕСТНЫЕ КНИГИ" ДРЕВНЕЙ РУСИ), как можно поручить писать панегирик Ярослава Галицкого архимандриту Выдубского монастыря, ведь Осмомысл и Моисей это разные политические партии. О том же походе Игоря Лавр. версия отозвалась критически, Ипат. оправдательно, причём последовательно и по пунктам обвинений из Лавр. см. здесь. Да и как Вы себе представляете, проходит год, другой, третий ... пятнадцатый никто не записывает кто, что сказал, кто умер, кто родился, а родился Моисей и сразу так за всех вспомнил. ПЕРЕПИСЧИКОМ был Моисей - составитель Киевского свода 1200 года, компилятором, но не автором летописных статей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 25 окт 2018, 20:49

Лемурий писал(а):А сколько лет между современниками битвы Мстислава и Редеди (1022) и Романом Красном (убит 1079)? Разве мог один и тот же современник событий быть у этих героев?
- и в чём же я неправ? Где я писал, что Боян современник битвы Мстислава с Редедей. Я всего-то указал, что Никон переделал песнь Бояна в летописное сообщение. Или Вы считаете что Никон жил при Редеде? Понятно что не считаете и я вот тоже не считаю, НО ИМЕННО НИКОН ЖИЛ ПРИ РОМАНЕ КРАСНОМ! И где она эта его песня о Романе в ПВЛ ? Где она? Я вот именно об этом. А Боян пусть не жил при Редеде но написал он об этом витиеватую песнь. Написал он и песнь о Романе Красном. А Никон не написал.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 25 окт 2018, 23:52

Никон «вспоминал» речь первых усобиц не только Редеди, но и Святослава Игоревича перед битвой с византийцами, и про варягов и северян хитрого Мстислава, и про топорик как точка разрешения спора с волхвами всё это им придуманный стиль «старых словес» которые никто никогда не слышал, а он «знает», потому и «вещий».
О Романе Красном Никон писал: «И суть кости его и до сего лѣта тамо лежаче...», подчёркивая личное знакомство с окрестностью Тмуторокани.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 26 окт 2018, 09:01

Лемурий писал(а):и про топорик как точка разрешения спора с волхвами всё это им придуманный стиль «старых словес» которые никто никогда не слышал
- а про то как Ян Вышатич с волхвами на Белоозере разбирался тоже Никон всё придумал или таки Ян сам ему о себе рассказал то чего Никон НИКОГДА ещё не слышал. А когда Никон ездил к Ростиславу Владимировичу в Тьмуторокань и встечался там с Вышатой Остромировым сам же Вышата и рассказал про поход 1041-го года на Царьград. А может быть Ян даже про это и спел :D
Последний раз редактировалось Mitus 27 окт 2018, 07:37, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 26 окт 2018, 11:01

Про присказки Яна специально вставил, внимание проверить, как видите, некоторые истории содержат «источник баек», Никон слышал их от Яна, когда тот останавливался в Киево-Печерском монастыре (см. КПП). Но про то что Ольга древлянам говорила, про мечи, что поляне хазарам «ковали», хотя тем саблями пользовались, это всё додумки «вещего» редактора ДКС. Откройте начальный свод в исследовании Шахматова, каждый год в несколько строк: умер, родился, итог битвы, и только после редакции Никона герои ДКС «заговорили» и «погодные статьи» стали поучительными рассказами.

О Никоне и его вставках в ДКС:

:arrow: Истрин В. М. Замечания о начале русского летописания: По поводу исследования А. А. Шахматова в области древне-русской летописи: (Окончание) // Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии Наук. 1922 г. — Л., 1924. — Т. XXVII. — С. 207—251.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 26 окт 2018, 15:44

Лемурий писал(а):Никон слышал их от Яна, когда тот останавливался в Киево-Печерском монастыре (см. КПП).
- Никон встречался с Яном в Тьмуторокане при дворе князя Ростислава Владимировича. В Печерский мон. Ян Вышатич с женой Марией только к преподобному Феодосию в гости ездил, то есть до смерти Феодосия который умер в 1074 году, когда Никон был во 2-й поездке в Тьмуторокань. Там расклад такой, что после убийства Ростислава Ян Вышатич оставил отца и опять вернулся на службу к Святославу Ярославичу. Никон же уехал в 1073-м, как раз во время прихода Святослава к власти. Короче, поясните что такое КПП.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение corvin » 26 окт 2018, 16:11

Лемурию
Причем здесь Пушкин? Он что обладает в этом вопросе каким-то авторитетом? Автор отказывается писать по замышлению Бояна, потому что Боян "растекался мыслью по древу (и т.д.)", т.е. предавался полету фантазии в нужном ему направлении, отрываясь от реальности. Старые словеса это не замышление Бояна.

Вы отрицаете, что СПИ написано в форме старинных эпических песен?
Да и как Вы себе представляете, проходит год, другой, третий ... пятнадцатый никто не записывает кто, что сказал, кто умер, кто родился, а родился Моисей и сразу так за всех вспомнил.

Вы вообще читаете, что я пишу. Например это:
Версия Ипатьевской летописи появилась в 1200-ом году. Как утверждают исследователи, она собрана из разных источников.

До 1200-го были погодные записи, своды других княжеств, может быть записки частных лиц. Но вместе никакой единой версии они не образовывали. Их компиляцию и общую редакцию выполнил Моисей. Так понятно?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 50

cron