userdez писал(а):А как иначе, если церковное политбюро выпустило циркуляр о том, что "ложных и неисправленных книг не чести"!
Уважаемый Усердец, гениально!
"Списки отреченных книг — заимствованные из Византии перечни (=библиографии) тех сочинений, читать которые по разным причинам запрещалось ортодоксальной церковью... из 29 названий апокрифических сочинений, перечисленных в Изборнике 1073 г. и его списках, реально в старославянской и древнерусской литературе (XI — сер. XVII в.) в переводах и переделках было известно не более 9: Адам (или Адам завет — это переименованный Апокалипсис Моисея), Заветы 12 патриархов, Исаино видение, Иаковля повесть (очевидно, Первоевангелие Иакова), Петрово обавление, Обхождения апостольские, Павлово откровение, Учение Климентово, Асенефь..."
---
Списки отреченных книг
А где мы с этим сталкивались?
"Аще ли же вся законнаа потязати хощем, то убо от обоюнадесяте патреарху нѣкыа осудити хощем, яко и тѣхь матери не вся законным браком съ Иаковом съмѣсишася, точию Лия и Рахаль по преданию отчю. То аще та вся потязаем и судим, то и сами прочие бози хощем быти. Аще бо «Господь оправдая, то кто осуждаа»" (ПКС)
---
Если же мы собираемся осудить все подзаконное, тогда и некоторых из двенадцати патриархов осудить собираемся, ибо не все из их матерей сочетались с Иаковом законным браком, только Лия и Рахиль, по отеческому преданию. И если всех тех укорим и осудим, то значит, мы сами хотим быть другими богами. Ибо если «Господь оправдывает, то кто осуждает». (пер.Н.В.Понырко)
О заимствовании Климентом Смолятичем сюжетов из апокрифа "Заветы патриарха Иуды" пишет
Никольский 1892:51.
В этом же исследовании сам текст апокрифа из отреченной литературы:
"Заветы патриарха Иуды сыновьям своим"// Никольский Н.К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века, СПб, 1892, С.200-2004В этом апокрифе
С.201 находим "
И потемнѣ ми сердце похотïю и прѣступивъ заповѣдь Господню сравните
Спала князю умь похоти, и жалость ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго - Игорь также преступает знамение Божие, но у Игоря ум похоть запалила, а в "Заветах патриарха Иуды" сердце похоть затмила, но тут надо понимать, где по представлению жителей ДР находился умъ:
"Ум, это совершенно очевидно, воспринимается на Руси как высшая духовная сущность, стоящая гораздо выше разума. «Умъ нашь есть на небесех, не печемся ни о чем земных спроста, а житие наше бестрашно есть, а на много лета продлеемся. Егда же от жития сего тленнаго отходим, в другое нетленное приходим, иде же умъ нашь всегда» [Александрия. «Литературные памятники». М.; Л., 1969. С. 155].
Человек умный — значило духовный. Ум — очи духовные, часть души, находится в сердце. Разумный — значит интеллектуал. Разум — очи телесные, деятельность мозга, находится в голове. А умный да разумный — мудрый есть. Такой и предстает муромская Феврония в творении Ермолая-Еразма, приводящая своей мудростью будущего своего супруга князя Петра в истинный разум."
---
Ужанков А.Н. «Категории "ума" и "разума" в русском средневековом сознании» // Древняя Русь: Пространство книжного слова. Историко-филологические исследования / Отв. ред. В.М.Кириллин. М., Языки славянской культуры, 2015. с. 105
В этом же апокрифе
С.203 о красной нитке "
червленаа вервь", повязанной на руку Заре, как прообразу языческого народа, тут же о "ветхих" и "новых людях" (=христианах) и про то что "ветхие люди" благочестие показывали. Иными словами это источник, откуда переписывал Климент Смолятич:
"Провозвѣщениа бо яже о Зарѣ и Фаресѣ, двоих людии: Форесъ убо — израильскых, Зара же — тѣх, ижо от языкъ. Того ради убо Зара прежде выложи руку, иже преже Закона житие показа. Преже бо Закона бѣаху нѣции богочестиемъ облежаще, не по Закону, но по вѣрѣ живуще. Червленаа же вервь — възвѣщение то бѣаше преже Закона бывших жертвъ, яже сотвори Авель, Енох, Ной, Аврам. Тако оному руку въвлекшю, се же есть — оному отшедшу благочестиа, изыде Фаресъ..."(ПКС)
На
С.204 сравнение Иисуса Христа с солнцем праведным 1:1 как в ПКС.