Эта ветка форума имела замечательное начало: каждый пост вносил новое. Хотелось бы "не растекаться", а продолжить исследование.
Аллюзия к СПИ в Псковской летописи оказалась гипер-сложной. Приходится дополнять и уточнять.
Впадение Оршицы (Рши) в Днепр - место, где, по букве летописи, переплыв Днепр, Всеслав был пленен Ярославичами. Помимо параллели с предательством ("див"), здесь возможная параллель с пленением главных воевод. (Нарушение клятвы Ярославичами - параллели не замечаю. Сражение проходило на Друцких полях: в этих местах Ярослав и Игорь в 1180 г. поджидали Святослава - параллели не вижу, просто отмечаю факт.)
Самое интересное, летописная повесть содержит еще одну вероятную аллюзию - к Первой книге Маккавейской (неканоническая часть Священного Писания). Там содержится описание горя проигравших, мотива православного летописца при обращении к "языческому" СПИ и призыв готовиться к предстоящим сражениям.
Пс. л.:
"и возопиша жены Оршанки на трубы Московскія и слышати было стуку и грому великому"
1-я кн. Мак.:
3.47 И постились в этот день, и возложили на себя вретища и пепел на головы свои, и разодрали одежды свои,
3.48 раскрыли книгу закона из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов,
3.49 и принесли священнические облачения и первородных и десятины; и созвали назореев, исполнивших дни свои,
3.50 и громко возопили к небу: что нам делать с ними и куда отвести их?
3.51 Святилище Твое попрано и осквернено, и священники Твои в скорби и уничижении.
3.52 И вот, собрались против нас язычники, чтобы истребить нас. Ты знаешь, что умышляют они против нас.
3.53 Как можем мы устоять пред лицем их, если Ты не поможешь нам?
3.54 И вострубили трубами и воскликнули громким голосом.
3.55 После сего Иуда поставил вождей для народа – тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников.
3.56 И сказали тем, которые строили дома, обручились с женами, насадили виноградники, и людям боязливым, чтобы каждый из них, по закону, возвратился в свой дом. Втор 20, 5.
3.57 Тогда двинулось ополчение и расположилось станом на юге от Еммаума.
3.58 И сказал Иуда: опояшьтесь и будьте мужественны и готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу.
3.59 Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни.
3.60 А какая будет воля на небе, так да сотворит!
Предположительно, в речах Игоря "Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти" (СПИ) и "А намъ что створить Богъ или на добро, или на наше зло, а то же намъ видити" (Ипат. л.) летописец заметил аллюзию на слова "лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни, А какая будет воля на небе, так да сотворит!" и осмыслил Оршанскую битву через отрывок из Первой книги Маккавейской. Если верно, то можно только поражаться, как глубоко псковский летописец знал и понимал "Слово".