Zinchenko_tanya » 02 июл 2009, 11:52
Здравствуйте , Александр Сергеевич!
Конечно, все могут пользоваться той информацией, которую я пишу. Моё полное имя Зинченко Татьяна Николаевна. Правда, в одном постинге многое не скажешь. В сообщении от 1 июля было желание донести мысль, что метафора начинается картинкой природы, а переносно мыслится созвучной человеческой жизни, поясняющей, что в них есть общего. Метафора, вырванная из обряда, и вовсе теряет все свои свойства. Мне это кажется всё легко и понятно. Я услышала Вас, и теперь буду более обстоятельно рассказывать тему. Вы правы, в каждой теме я что-то не договариваю и делаю это сознательно. Мои сообщения не содержать выводов, я надеюсь, что каждый сделает их сам, а также оставляю простор для творчества ,что -то додумать ,дополнить.
Перейду к теме покаяния Игоря. Покаяние – это сверхъестественное и направленное вглубь Божье откровение, дающее мне полное представление о том, кем я являюсь в глазах Бога, и это приводит меня к самоосуждению, Осуждал себя Игорь, не за то, «что как солдат выполнил свой долг и попал в плен», а за прежние грехи. В летописном рассказе они изложены подробно : «…немало убийств совершил на земле христианской: как не пощадил христиан, а предал разграблению город Глебов у Переяславля. Тогда немало бед испытали безвинные христиане разлучаемые были отцы с детьми своими, брат с братом , жёны с мужьями своими….Старцев пинали , юные страдали от жестоких побоев, мужей убивали и рассекали, женщин оскверняли… И вот теперь вижу отмщение от господа бога моего…».Вот такова причина посылаемых Игорю страданий, именно за эти грехи «кают князя Игоря» «немци венедици , греци морава».От Бога посылаемые страдания это восстановление справедливости и устранение греха. Перемена в жизни Игоря , плен, «выседе изъ седла злата, въ седло кощиево» средство, которое помогают ему одуматься, чтобы чистосердечно раскаяться во всех вольных и невольных согрешениях. Покаяние тогда особенно полезно кающемуся, когда оно сопровождается переменой греховной жизни на благочестивую и святую жизнь
Воздаяние за грехи имеет свою внутреннюю художественную логику как в летописном рассказе , так и в «Слове…» основанную на полной симметрии преступления и наказания по принципу par pari.( за равное воздаётся равным, или «мера за меру») В летописи, за разлучения родственников в семье произошло Игорю такое же отмщение от бога « где ныне возлюбленный мой брат?где ныне брата моего сын где чадо мной рождённое?... где строй полков и оружие драгоценное?... И связанного предал меня бог в руки беззаконников. Это всё воздал господь за беззакония мои… и обрушались содеянные мною грехи на мою голову…» и в «Слове…» тоже звучит тема разлучения родственников и смерть полков « Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы» « сами полегоша за землю русскую». Игорь, испытав скорби, смог понять других, и раскаяться в грехах. Подлинное покаяние опирается только на высший религиозный закон и видит свою неправоту в свете этого закона (как его нарушение).
И вот здесь можно согласится с Лемурием, что «не зная каноны гимнографии, понять "странную" временную разбивку СПИ и обращение в каждой из 8-ми первых песен (кр. последней Богородичной) к Ветхозаветным (Языческим для Руси) временам – НЕВОЗМОЖНО».И не только гимнографию, а чтобы понять«Слово…»надо хорошо знать и обрядовую поэзию, и всю религию христиан.
Татьяна