Mitus писал(а): -Срезневский и вся братия поясняют что этот др-рус. словесный штамп означает "в песне воспевать". Соответственно Мстислав Владимирович был воспет Бояном в эпической песне а не в ПВЛ. Боян-то вещий растекался мыслями по дереву памятных событий, бегал белкой от волка к орлу разнося удивительные сплетни. Это явно не о летописи...
И много вы с corvin песен таких эпических знаете? Автор указал подробно лишь на одну "песнь" Бояна князю и та является
отрывком из ПВЛ:
§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный; тогда как Феодосий поучал братию "духовными словесы", великий Никон говорил поучения братии из книг ("ис кънигъ почитающе"); он занимался переплетным делом, что также требовало известной книжности и грамотности. Трудно сомневаться в том, чтобы летописный труд, предпринятый святой обителью, не стал под непосредственное заведование Никона. Никон мог сделаться главным редактором летописи; ему же мы вправе приписать некоторые вставки, сделанные в переписанный им, или под его наблюдением, Древн. летописный свод, который лег в основание дальнейшего летописания Печерского монастыря. Перечислим эти вставки.
§232 Под 6530 (1022) мы читаем в Повести вр.л. (Нач. своде) рассказ об единоборстве Мстислава Тмутороканского с Касожским князем Редедей; рассказ основан на местном тмутороканском предании, связавшем это событие - победу Мстислава над Касогами - с построением Мстиславом по обету в Тмуторокане храма св. Богородицы. "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" - так заканчивается рассказ, обличая своим окончанием знакомство автора с этим отдаленным городом....
-------
Шахматов А.А. "Разыскания о русских летописях" (1908) М., 2001, с.304
А про русских сочинителей XI в. "эпических песен" - сейчас только пиво под начосы открою - начинайте рассказывать...
Для того чтобы сочинять "эпические песни" должна быть "школа"- система стихосложения. Следы такой "школы" мы можем видеть в творчестве скандинавских скальдов. Поэтому когда девы на острове Готланд поют песни о "бусовом времени" мне понятно откуда они их взяли, а вот "песни" крымских готов, русских "сочинителей эпических песен" только гипотетические предположения. От скальдов хоть
висы, саги и имена их авторов остались, а висы — древнейшие из сохранившихся скальдических стихов, это хвалебные песни в честь норвежских конунгов.