Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 4

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Кравченко Александр » 07 июл 2009, 18:14

http://feb-web.ru/feb/slovbul/bul-abc/bul/bul-1134.htm

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — список летописи, принадлежавший костромскому Ипатьевскому монастырю. И. л. писана, как предполагают, в Пскове в начале XV в., открыта Н. М. Карамзиным; в наст. время хранится в Б-ке АН СССР под № 16.4.4. Впервые, неполностью, была издана в 1843 (ПСРЛ, т. 2), затем в 1871 (2-е изд. Полн. собр. рус. лет., т. 2), в 1908 и 1923 (под ред. А. А. Шахматова), новое изд. И. л. относится к 1962 (ПСРЛ. М.: Изд-во АН СССР, 1962, т. 2). Существует два основных списка этой летописи — Ипатьевский и Хлебниковский (по имени коломенского купца П. К. Хлебникова, владельца списка). По составу И. л. является сложной: в ней соединены Повесть временных лет (записи до 1117) Летописный свод 1200, созданный в Выдубицком монастыре (окрестности древнего Киева), Галицко-Волынская летопись и отдельные статьи ростово-суздальской и пинских летописей. Следует также иметь в виду, что в своде 1200 находилась семейная летопись князя Рюрика Ростиславича (ум. в 1215), Черниговская летопись князя Игоря Святославича (ум. в 1202), в которую вошла Переяславская летопись князя Владимира Глебовича (ум. в 1187), летопись Киево-Печерского монастыря, содержащая и Киевскую и княжескую летопись. Указанные и некот. другие ист. документы обусловили то, что в И. л. имеется подробное описание событий вплоть до 1292, в т. ч. описание похода Игоря Святославича в 1185.

Рассказ о походе Игоря Святославича в И. л. начинается так: «Въ то же время Святославичь Игорь, внук Олговъ, поѣха изъ Новагорода, мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимя со собою брата Всеволода изъ Трубецка, и Святослава Олговича сыновця своего изъ Рыльска, и Володимера сына своего изъ Путивля, и у Ярослава испроси помочь Ольстина Олексича, Прохорова внука, съ коуи черниговскими; и тако идяхуть тихо, сбираюче дружину свою: бяхуть бо у нихъ кони тучни велми. Идущимъ же имъ къ Донцю рѣкы, въ годъ вечерній, Игорь же возрѣвъ на небо и видѣ солнце стояще яко мѣсяць, и рече бояромъ своимъ и дружинѣ своей: „Видите ли что есть знамение се?“»

Рассказ И. л. о походе Игоря Святославича сравнительно со «Словом о полку Игореве» более документален, менее эмоционален и, главное, не содержит авторской оценки событий рус. истории в связи с усилением половец. опасности и феодальными раздорами между князьями. Причину всех неудач Игоря Святославича автор И. л. видит лишь в прегрешениях перед богом; то, что половцы вторгаются в Русскую землю, также следствие совершения греховных дел («И се богъ казня ны грѣхъ ради нашихъ наведе на ны поганыя, не аки милуя ихъ, но насъ казня и обращая ны къ покаянью...»). В отличие от этой позиции автора И. л. в «Слове о полку Игореве» звучит пламенный призыв к единству Руси, к борьбе объединенными силами всех княжеств против внешних врагов родины. Как христианин, автор И. л. полностью избежал упоминания тех языч. элементов, которые имеются в «Слове». В И. л. мы не найдем эмоц.-психол. характеристик поведения участников похода и др. лиц, имевших отношение к событиям 1185, правда, некот. черты героев обнаруживаются в диалогической речи рассказа, а также в монологах.


Иллюстрация:

Ипатьевская летописья. 1. В составе летописи имеется пространная повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г.

Лит.: Орлов А. С. К вопросу об Ипатьевской летописи. — ИОРЯС, 1926, т. 31, с. 93—126; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1947, с. 431—433; Кузьмин А. Г. Ипатьевская летопись и «Слово о полку Игореве». — История СССР, 1968, № 6, с. 64—87; Зимин А. А. Ипатьевская летопись и «Слово о полку Игореве». — История СССР, 1968, № 6, с. 43—64; Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М.: Наука, 1972. 520 с.
--------------------------------------------

Может, у нас еще какая-нибудь Переяславская летопись имеется? Подскажите.

Кравченко Александр Сергеевич
Может
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 07 июл 2009, 19:11

Э-э-э...Придётся объяснять Ab ovo.

Если извлечь из великокняжеского свода Рюрика 1200 г. все известия, могущие восходить к хронике Ростиславовичей, черниговскому летописцу Игоря или летописцу Переяславля южного, то в остаткe мы получаем непрерывное киевское летописание от «Повести временных лет» до 1200 г. включительно. Этот любопытнейший материал еще ждет своих исследователей и кроет для них немало трудностей ввиду отсутствия более или менее надежных и достаточных остатков параллельного текста, т. к. изложение киевских событий XI и XII вв. в Лаврентьевской ведет нас не к киевскому, а к переяславскому (южному) летописанию.

:arrow: М.Д. Приселков История русского летописания XI - XV вв.

Переместившись вслед за своим князем Изяславом в Переяславль, Петр Бориславич оказался в крупном культурном центре епископы которого долго именовались митрополитами. Здесь велось свое летописание, по соседству с Переяславлем находился Зарубский монастырь на высоком берегу Днепра, на месте древнего языческого комплекса...
Когда Изяслав княжил в Переяславле, "философ" Климент находился в непосредственном соседстве и был, очевидно, хорошо знаком князю, что и позволило назначить Климента митрополитом в 1147 году. Вся дальнейшая судьба Климента и Петра Бориславича была связана с судьбой князя Изяслава; оба были в Киеве, когда князь княжил там, они уезжали во Владимир-Волынский, когда боярство Киева не хотело видеть Изяслава на "отнем золотом столе". Врагами всех троих - князя, митрополита и летописца - были прежде всего Ольговичи...

(Б.А.Рыбаков Петр Бориславич М., 1991, с.199)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 07 июл 2009, 21:50

http://www.russiancity.ru/books/b54.htm

М.Д. Приселков История Русского летописания х1-хv веков стр. 101

Итак, три названные нами летописных текста - Летописец Переяславля Суздальского и списки Радзивилловский и Московский Академический 48) - дают нам возможность восстановить не сохранившийся вполне ни в одном из них летописный текст, начина­ющийся «Повестью временных лет» и кончающийся изложением событий 1214 г. **
Если мы теперь, положив в основу изучения текст Летописца Пе­реяславля Суздальского и дополняя и сверяя его с Радзивилловскою летописью, начнем анализ этого летописного текста, то непременно придем к выводу, что в этом тексте мы имеем в сущности Владимирский великокняжеский свод 1212 г., кончавшийся описа­нием смерти Всеволода Юрьевича и изложением его завещания сы­новьям. Владимирский и княжеский характер этого свода 1212 г. настолько очевиден, что нам нет надобности приводить тому доказатель­ства. Но этот Владимирский великокняжеский свод 1212 г. подвергнут здесь некоторой переработке, желавшей придать ему переяславский характер. Сверх того, этот опереяславленныи свод продолжен изложением до 1214 г. включительно. Судя по содержанию этого продол­жения за 1213-1214 гг., оно сделано в Переяславле, не выпускавшем в это время из виду событий владимирских и ростовских. Из приемов переработки текста Владимирского свода 1212 г. для его опереяславления, переработки, впрочем, не весьма чувствительной, укажем, вслед за А. А. Шахматовым, прибавку слов «в Переяславли новем» к известию 1157 г. о построении Андреем Боголюбским каменной Церкви Спаса. 49) Известие это, как ясно, писано ростовцем, который говорил о построении церкви этого названия в городе Ростове, прямо этого города не назвав. Может быть, предания начала XIII в. в Переяс­лавле связывали каменную церковь своего города с Андреем Бого­любским, чем и была вызвана прибавка слов «в Переяславли новем», но мы располагаем древней письменной традицией, которая утверждала, что эта церковь Спаса в Переяславле была выстроена еще Юрием Долгоруким. *** 50) Затем, под 1175 г., в молитвенном обращении летописца к памяти убитого Андрея Боголюбского вместо слов
------------------------------------------------------------------------
Вот что бывает, когда веришь археологу.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 07 июл 2009, 22:34

Вот уж не знал, что Шахматов и Присёлков в земле "копались", они всё больше по архивам.

Сравнение текста Ипатьевской с соответствующими статьями Лаврентьевской показывают, что в Ипатьевской летописи отразился Суздальский (Владимирский) свод более поздний, чем тот, который лег в основание Лаврентьевской. Так некоторые чтения этого свода ведут нас к позднейшей переработке Владимирского свода, отразившейся, как мы видели, в Переяславской (а затем и в Радзивиловской) летописи.
А.А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) М.,2001, с.577

Да и Присёлков о том же пишет, вот даже схему приводит,
см. М.Д. Приселков История русского летописания XI - XV вв.

Изображение

Где Переяславская летопись ведется издавна, а Черниговская..., УВЫ, за "бортом Истории" !!!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Колокольные звоны.

Сообщение Zinchenko_tanya » 10 июл 2009, 11:03

Уважаемые участники форума!
Хочу обратить Ваше Внимание на церковные звоны, которые присутствуют в «Слове…»: «Тому в Полоцке заутрнюю рано у святыя Софеи колоколы, а он в Киеве звон слыша», « звенитъ слава в Киеве», «что ми шумить , что ми звенитъ, давеча рано предъ зорями ?», «Той же звон слыша давний великий Ярослав, а сын Всеволож Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове».
Колокола неотъемлемая часть православного храма. Русский народ назвал ударную часть колокола языком и для верующих людей колокола сделались :языком , голосом .
Колокольный звон сопровождал жизнь нашего народа и употреблялся в различных жизненных ситуациях.
Звоном оповещали о нападении врагов и пожаре. Текст «Слова…» « Тъй бо Олег мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше, ступает въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане. Той же звонъ слыша давный великий Ярославь, а сын Всеволожь Владимир по вся утра уши закладаше вЧернигове.» Вся сцена выдержана в строе, который создается повтором ситуаций: « Той же звон..»слышали и «великий Ярослав» и «сын Всеволожь Владимир».Это были удары в колокол или в звонило – железную сторожевую плиту, как сигнал к сбору людей в случае пожара, и тревожный призыв на помощь при внезапном нападении противника. « В год 6602(1094)…пришел Олег с половцами из Тьмуторокани и подошел к Чернигову, Владимир же затворился в городе. Олег же, подступив к городу, пожег вокруг города и монастыри пожег». В монастырях, призывая на помощь, ударили в набат так громко, что у Владимира уши заложило в Чернигове. Рать из из Тьмуторокани на город Чернигов приходила в 1024г.,1078г.,1094г., поэтому автор и объединил эти события в данном тексте. Всполошным или набатным звоном называют непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пришествия врагов , пожара или другого какого - нибудь общественного бедствия.

Звоном приветствовали победное возвращение полков с поля брани.
« Комони ржутъ за Сулою , звенит слава в Киеве…» в летописи весной 1185г в марте месяце Игорь ехал «по степи прямиком по берегу Сулы. Но Была распутица…. Поэтому Игорь не мог выступить со Святославом…Святослав же …одержал победу и пошел восвояси, славя бога в троиц е-отца , сына и святого духа». Святослава – победителя встречали в Киеве торжественным звоном колоколов « звенит слава в Киеве». Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, т.е. звон во все колокола трижды или звон в три приёма. Трезвон выражает христианскую радость , торжество.

Текст в «Слове…»«что ми шумить , что ми звенитъ, давеча рано предъ зорями »автор – Боян связывает с «храбрыми русичами» «полегоша за землю русскую».
Перебор или погребальный звон выражает грусть и скорбь об усопших. В переборе медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого маленького до самого большого, а после этого ударяют одновременно вовсе колокола. Этот скорбный похоронный перебор заканчивается кратким трезвоном, выражая веру в воскресение усопших.

Звоном указывали дорогу, заблудившимся в ненастье путникам. «Всеслав… сам въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Киева» и чтобы найти правильную дорогу в Полоцк из Киева « Тому в Полоцке позвониша заутреннюю рано у святыя Софеи колоколы, а он в Киеве звон слыша».
Колокол даёт нам знать о времени «заутреннюю рано», о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда «времени уже не будет» (Откр. 10, 6). И для возвращающегося ,на Киевский престол Изяслава (ум. 1078г) уже кричит петух, тоже возвещающий наступление рассвета в Тмуторокане « до куръ Тмутороканя» и скорую погибель Изяслава за нарушение клятвы крестоцелования.« Тъй бо Олег мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше, ступает въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане. Той же звонъ…». Автор – Боян напоминает колокольным звоном о вечности, когда : «Ни хытру , ни горазду , ни птицу горазду суда божия не минути».
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства св. Владимиром 988г. Раздаваясь днём и ночью с высоты храмов Божьих, колокола играли большую роль и в жизни героев «Слова…», а Боян знал все употребление звонов и их значения.

Разобраться в звонах помогла мне книга протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий» .Москва, «Эксмо», 2008г.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Колокольные звоны.

Сообщение Лемурий » 10 июл 2009, 16:03

Zinchenko_tanya писал(а): ударили в набат так громко, что у Владимира уши заложило в Чернигове.
Добрый день, Татьяна!

Уже хорошо, что обратили внимание на церковный звон, на упоминание святотатства, когда Всеслав снял колокола со Св. Софии в Новгороде, на икону Богородицы и церковь Пирогощую и на церковное "Аминь" в конце текста.

Только "уши" - это засовы на воротах. А когда их "закладывают", это значит, что закрывают городские ворота на засов, ожидая врага.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 10 июл 2009, 17:02

Здравствуйте , Лемурий!
Слово «Аминь» с церковнославянского языка переводится – истина , правда.

Изяслав , когда в 1067г «отвори врата Новеграду» возможно и снял колокола, но звонили в колокола по тексту «Слова…» всё – таки в Полотске «Тому въ Полоьске позвониша заутреннюю рано у святые Софеи колоколы» и да и путь Всеслава 1068г. обозначен двумя городами «изъ Киева» « въ Полотьск».

Все люди слышат колокола ушами «звон слыша», а у Вас, как всегда «уши на воротах». Всполошный или набатный звон это непрерывные, частые удары в большой колокол, Такой мощный колокольный звон может закладывать уши у людей и вызывать ощущения беспокойства , а также пробуждать от усыпление. В монастырях колокола развешиваются на особой башне именуемой колокольней или звонницей. В летописи «В год 1094 Олег же поступив к городу, пожег вокруг города и монастыри пожёг». И длился пожар долго «по вся утра», столько же звонил и набатный колокол «Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 10 июл 2009, 17:43

Zinchenko_tanya писал(а): Все люди слышат колокола ушами «звон слыша», а у Вас, как всегда «уши на воротах».


Это всё потому, Татьяна, что читаю по СПИ много "как всегда":

Скоба, проушина: [Ступаетъ (Олег) въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ. Тои же звонъ слыша давныи великыи Ярославь, а сынъ Всеволожь Владимиръ по вся утра уши закладаше въ Черниговѣ.]

Удобѣе есть вельбуду сквозѣ иглинѣ уши проити, нежели богату въ царствие небесное вънити. Ж. Феод. (Усп.), 33 в—г (XII—XIII вв. ~ ок. 1088 г.). Аще бо были котлу во ушию златы колца, но дну его не избыти черности и жжения. Посл. Дан. Заточ., 60—61 (XVII в. ~ XIII в.). Легъкоумнии человѣци, яко и тъщии съсуди, несуться суетнымъ словомъ за уши держими. Пчела, 360 (XIV в. ~ XIII в.). 1547: Тоя же весны ...отломишася уши у колокола у Благовѣстника и паде з древяные колоколницы. Ник. лет. XIII, 152 (XVI в.).

Ср. Даль (ТСЖВЯ): Ухо — проем, за который подымают вещь, в который продевают что, проух, проушина.


С-С СПИ "Ухо"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 10 июл 2009, 17:49

Лемурий , всё что Вы перечислили не может«звон слыша», Слышать может только человеческое ухо.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 10 июл 2009, 17:53

"А" в данном случае разделительная частица.

Ступаетъ (Олег) въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ. Тои же звонъ слыша давныи великыи Ярославь, а сынъ Всеволожь Владимиръ по вся утра "уши закладаше" въ Черниговѣ.

Город запирает на засов и не зря. В этот год Олег с половцами напали на Чернигов и не имея денег, чтобы расплатиться с половцами, Олег отдал Чернигов на разграбление.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 10 июл 2009, 21:56

Zinchenko_tanya писал(а): Слово «Аминь» с церковнославянского языка переводится – истина , правда.
Срезневский:
Изображение

..сътвори пред сущими ту послѣднюю молитву, и рѣкъ (Иоанн) обычное слово: „Слава богу о всем“, запечатлѣвъ воистину послѣднее: „аминь“... успе блаженым сном и неизреченным!». ВМЧ, нояб. 17—22, 2974 (XVI в.).

Ср. наречие и существительное.

▲ Аминь письмом не великъ, да дело вершит. Даль (ТСЖВЯ), 1, 15. Сколько ни петь, а аминем вершить. Там же. Та слава іх (казаков) не помре між царями, між панами, / Між православными хрестьянами. / Дай, боже, миру царському, / Міру хрестьянскому / В тім здравіе на многа літа. Аминь. Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., I, 124. Летнему цвету зимой не распускацца, а боли этой на век прекращацца. Аминь. Заговор. Шейн. Белор. сб., II, 539.

Греч.: ’αμην. См.: REW, I, 16. (С-С СПИ "Аминь")


Смысл "Аминь!" именно завершение текта (конец), и получается игра слов:

Князьям - "слава", а дружине - Аминь!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 11 июл 2009, 02:09

Лемурий писал(а):Смысл "Аминь!" именно завершение текта (конец), и получается игра слов:
Князьям - "слава", а дружине - Аминь!

Аминь
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Ами́нь (др.-греч. ἀμήν, от ивр. אמן‎, Аме́н — «воистину»; в западноевропейской традиции лат. amen, А́мен) — обычно, завершающая формула в молитвах и псалмах в иудаизме, христианстве и исламе, призванная подтверждать истинность произнесённых слов.

Рабби Ханина, мудрец эпохи Талмуда, отметил, что слово «амен» является акростихом фразы «Эль мелех нээман», «Бог — верный Царь», а значит, произносящий его удостоится доли в грядущем мире. [1]

В некоторой степени аналогом слова аминь можно также считать еврейское слово «сэ́ла» (ивр. סלה‎ — букв. «навечно»), которое иногда используется в смысле «остановись и внимай» и служит для смысловой эмфазы между псалмами (ср. греч. διάψαλμα).
Также обычно оно ставилось в конце древнерусских литературных произведений в греческом значении слова «да будет так», «истинно».
Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8C»
Категории: Понятия ислама | Еврейская литургия

Прежде, чем заниматься схедографией надо еще доказать, что слово «Аминь» принадлежало перу автора Слова о полку Игореве, а не более позднему переписчику, какому-нибудь монаху, в чем уверены большинство исследователей Слова о полку Игореве.
Если у вас имеются доказательства того, что данное слово написал сам автор, то приведите их.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 11 июл 2009, 12:17

Знаете, мне всегда "казалось", что когда рассматриваешь текст XII века, то и примеры употребления надо искать в соответствующей литературе, а не в "свободной википедии".

Значение слово может меняться, выйти из употребления, например, как "ухо" (проушина) на городских воротах.

А "дописать" могли и всё произведение, только Зализняк в этом СИЛЬНО сомневается.

Князьям - "слава", а дружине - Аминь!"

Можно подставить по смыслу разве только ... конец. Текст предыдущий подводит к этому слову.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Новый » 12 июл 2009, 00:57

Я не вижу оснований предполагать, что концовка "аминь" - дело рук переписчика. К добавлению слова, которое не фигурировало бы в подлиннике, могло побудить только сознание стереотипности этого слова (и на этом самом месте) для текстов подобного рода и его бьющей в глаза "нехватки" в данном случае. А стереотипным для воинских повестей такое окончание не было: факт, что ни "Задонщина", ни "Сказание о Мамаевом побоище" "аминем" не завершаются. И незачем было бы добавлять его, переписывая старинную поэму. С другой стороны, для литературы именно 12-го столетия эта концовка если и не обязательна, то всё же довольно характерна. Она имеется, например, и в "Хождении игумена Даниила", и в "Повести об убиении Андрея Боголюбского". И, если сопоставить "Слово" с произведениями приблизительно той же самой эпохи, этот "аминь" выглядит закономерным и естественным.
Кроме того, средневековые переписчики были, я думаю, настроены очень бережно относиться к материалам, с которыми работали, и крайне редко решались на сознательные правки. Ведь они переписывали в том числе и священные тексты, в которых вообще запрещено было что-либо менять, и в результате этого у любого из них должна была сформироваться устойчивая привычка - избегать отсебятины, - которую они, в силу человеческой склонности к обобщениям, вряд ли могли не переносить в значительной степени и на все иные виды размножаемой ими литературы. Так что, на мой взгляд, прежде чем скидывать что-либо на гипотетическую интеллектуальную активность переписчика, надо с уверенностью исключить все прочие возможности.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 12 июл 2009, 14:03

Более того

:arrow: И. Клейн (Майнц). «Слово о полку Игореве» и апокалиптическая литература. (К постановке вопроса о топике древнерусской литературы)// ТОДРЛ Л.: Наука, 1976. — Т. 31, с. 104-115

Пишет о том, что образ Всеслава - это образ Анихриста и приводит в сравнение цитаты из

:arrow: Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и пришествие антихристово

Просмотрев Cлово Ефрема, обнаружил сходство и по другим отрывкам. Судите сами:

Посему-то сказал нам Господь: бодрствуйте, неотступно молясь о том, чтобы избежать скорби. Зловоние на море, зловоние на суше; страхования на море, страхования на суше. Множество золота и серебра и шелковые одежды не принесут никому пользы во время сей скорби, но все люди будут называть блаженными мертвецов, преданных погребению прежде, нежели пришла на землю эта великая скорбь. И золото и серебро рассыпаны на улицах, и никто до них не касается, потому что все омерзело. Но все поспешают бежать и скрыться, и негде им укрыться от скорби, напротив того, при голоде, скорби и страхе будут угрызать плотоядные звери и пресмыкающиеся.

Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми....

Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена...

А вот и "Свадебный мотив" нарисовался:

Все же, не принявшие печати антихристовой, и все, скрывавшиеся в пещерах, возвеселятся с Женихом, в вечном и небесном чертоге, со всеми святыми в беспредельные веки веков. Аминь.


ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбріи русичи:сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую...

Слава Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владиміру Игоревичу! Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!
Княземъ - "слава", а дружинѣ - Аминь!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24231
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 41