Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Владимир Медведев » 05 ноя 2009, 10:38

Дорогие мои, вот что сказано о половецких солтанах в Энциклопедии "Слова":
"С. А. Плетнева допускала, что салтанами назывались главы отд. орд у половцев («лепшие князья», по терминологии рус. летописей). Подтверждение этому она находит в упоминании титула солтан в Половецком словаре (Codex Cumanicus) с лат. соответствием rex. В доп. к аргументам Плетневой можно указать на данные топонимики (городище Салтановское на берегу Северского Донца, см.: Филарет. Ист.-статистическое описание Харьковской епархии. Харьков, 1857. Отд. 4. С. 277, 280) и на то, что ее интерпретация объясняет употребление формы мн. ч. слова в тексте С. Как установили востоковеды, слово «салтан» восходит к араб. титулу sultān (Мелиоранский. Турецкие элементы) через промежуточную форму *soltanъ (Менгес. Восточные элементы), которая и зафиксирована в Codex Cumanicus (Баскаков. Тюркская лексика). "
Следует помнить и о том, что фразу о салтанах неправомерно рассматривать в отрыве от контекста, т. к. тут всё взаимосвязано (см. моё примечание, хотя Лемурий его и грубейше исказил при вашем попустительстве).
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2009, 11:29

Дайчин-баатар писал(а):
Лемурий писал(а): Вот эти "Угорские ворота" (Санок) и подпёр своими железными войсками Ярослав, перебрасывая "грузы" (товары) через облака" (Карпаты).

Ну не могу же я так открыто говорить в поддержку :D А то ведь, не дай Бог, обвинят в сговоре или льстивом угодничаньи :D

Наконец-то на работе "под прикрытием" "тяжелой артиллерии" Большой библиотеки по СПИ.

Льстить - это говорить заведомую ложь себе в угоду, преклоняясь перед титулами, званиями и т. д.
А здесь, как Вы, Уважаемый Дайчин-баатар, правильно заметили, "борьба" по гамбургскому счёту.

Правда - она ОДНА, версий много. Так зачем кривить душой? :D
Дайчин-баатар писал(а):Только султан - это титул правителя мусульманского вероисповедания :D У христиан и буддистов (и те, и другие есть в Азии) титул султан не встречается.

Совершенно с Вами согласен. Только... мы рассматриваем литературный памятник.
Вспомните "Слово о Законе и Благодати" Илариона, который называет Владимира Святого и его сына Ярослава хазарским титулом "каган" в угоду содержания СЗБ "повествование наше — о законе, данном Моисеем, и о благодати и истине, явленной Христом, и о том, чего достиг закон, и чего — благодать."
Христианские властители ставятся Автором СЗБ ВЫШЕ иудеев, поэтому он и применяет к этим двум князьям титул "каган", который Вы, как бы другие не фантазировали по "Русский каганат", нигде кроме СЗБ НЕ найдете.

Теперь почему мы с большой вероятность говорим, что титул "Султан" был применён именно к половецким "кошевым" (а именно так они и назывались отсюда и "Кощей" применительно к Кончаку).
Въ лето [6691 (1183)] ... придоша Измалтяне безбожнеи Половци на Русъ воевать ко Дмитрову съ оканьным Кончакомъ и съ Глебомъ Тириевичемь... (Ипат.)


Вот и скажите, как бы Вы назвали властителя "измаилитян" :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2009, 11:54

sasha a писал(а):Чтобы "заступить путь королям", недостаточно прекрыть границу по суше, необходимо также лишить "королей" важной транспортной артерии - Дуная, по которой доставлялись грузы с юго-востока - с Персидского залива через Трапезунд и из Египта. Для этого использовалась "Судовая рать".
Указываю на расхождение: не хватает первого предложения (выделено другим цветом).

Лемурий, Вы взрослый человек, и мне как-то неловко напоминать Вам, что выдергивать предложение из контекста и интерпретировать его с точностью до наоборот, не принято в научной среде.
Александра, первую часть цитаты упустил намерено из-за полнейшего АБСУРДА, написанного в ней.

Вы же взрослая женщина, и мне как-то неловко напоминать Вам, что чтобы из Египта в 1187 году попасть в Европу, греческое государство (Αυτοκρατορία της Τραπεζούντας) на юге Черного моря, которое образуется только в 1204 году, посещать вовсе необязательно... :D
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2009, 12:04

Zinchenko_tanya писал(а): Автор «Слова…» использовал свадебные метафоры на основе сходства действия: в свадьбе загораживали дорогу « чуж – чуженину» жениху и приборянам, в «Слове…» половцам «Загородите полю ворота…».
Добрый день, Татьяна!
Это уже второй вариант отрывка с Ярославом.
Вы же не будете писать, что у Ярослава "чуж-чуженины" "женихи" со всех сторон лезли: и с Угорских гор и с половецкого поля.
Иначе опять спрошу: "А невеста то кто ? "
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2009, 12:31

Владимир Медведев писал(а):Следует помнить и о том, что фразу о салтанах неправомерно рассматривать в отрыве от контекста, т. к. тут всё взаимосвязано (см. моё примечание, хотя Лемурий его и грубейше исказил при вашем попустительстве).
Что-то Вы путаете, Владимир Витальевич!
В пропущенной фразе (отмечено красным) речь о "салтанах" НЕ идет:

... отворяеши Киеву врата, - стрѣляеши съ отня злата стола салтани за землями. Панегирический характер обращения к Ярославу Осмомыслу никак не позволяет всерьез полагать, что во фразе "отворяеши Киеву врата" речь идет о взятии Ярославом Киева в 1158 г., чем закончилась его усобица с Великим князем Изяславом Давыдовичем, - прославление Ярослава за взятие Киева в корне противоречило бы всей сути "Слова", направленного против княжеских раздоров.
Выражение "отворити врата (ворота)" означало не только "взять город", но и "открыть доступ" (примеры см.: Словарь-справочник "Сл. о п. Иг.". М.-Л., 1965. Вып. 1, С. 132 и 137). В 1184 г. войска Ярослава Осмомысла участвовали в походе Святослава Киевского на Кобяка, громя половецкие орды, возглавляемые солтанами. В результате этого похода был очищен днепровский торговый путь, т.е. Киеву был открыт доступ ("отворены врата") в Южную Европу. Именно эти обстоятельства и отражены в данном месте.
---------
Святослав Златослов. Слово о полку Игореве. Пер. и прим. В.В. Медведева. Ковров, 2007, с. 47-48


Что же касается сути вопроса, то в Вашей версии отсутствует ЛОГИКА.

Вы правда считаете, что Ярослав Осмомысл "растекался" бы "грозами по землям" в угоду киевскому князю, "очищая" днепровский торговый путь, который бы составил прямую конкуренцию торговли через Галицкое княжество ? Если да, то приведите примеры таких "угроз".

Что же касается первой части Вашего примечания, то уже отвечал на него, что ВСЕ князья, к которым обращается Автор СПИ - участники коалиции 1180-1181 ПРОТИВ Святослава Всеволодовича, приведшего с Игорем на Русь половцев и нет ничего удивительного, в том что Автор припоминает заслуги Ярослава по занятию Киева, где на момент написания СПИ восседал Святослав.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Дайчин-баатар » 05 ноя 2009, 13:36

Владимир Медведев писал(а):Дорогие мои, вот что сказано о половецких солтанах в Энциклопедии "Слова":
"С. А. Плетнева допускала, что салтанами назывались главы отд. орд у половцев («лепшие князья», по терминологии рус. летописей). Подтверждение этому она находит в упоминании титула солтан в Половецком словаре (Codex Cumanicus) с лат. соответствием rex.


Я уже писал - данные "Кодекса" не могут быть использованы без оговорок к СПИ по причине его позднего составления в эпоху радикально изменившейся этнополитической ситуации в регионе.

Владимир Медведев писал(а):В доп. к аргументам Плетневой можно указать на данные топонимики (городище Салтановское на берегу Северского Донца, см.: Филарет. Ист.-статистическое описание Харьковской епархии. Харьков, 1857. Отд. 4. С. 277, 280)


Вы сможете аргументировать именно половецкое происхождение топонима? Не позднейшее крымско-татарское или ногайское, а именно половецкое?
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Дайчин-баатар » 05 ноя 2009, 13:52

Лемурий писал(а):Вспомните "Слово о Законе и Благодати" Илариона, который называет Владимира Святого и его сына Ярослава хазарским титулом "каган" в угоду содержания СЗБ "повествование наше — о законе, данном Моисеем, и о благодати и истине, явленной Христом, и о том, чего достиг закон, и чего — благодать."
Христианские властители ставятся Автором СЗБ ВЫШЕ иудеев, поэтому он и применяет к этим двум князьям титул "каган", который Вы, как бы другие не фантазировали по "Русский каганат", нигде кроме СЗБ НЕ найдете.


Может быть. Это очень древний титул, более ранний, чем хан. В современном монгольском до сих пор есть разные титулы хан и хаан (т.е. каган). Причем если хан = князь, то хаан = император.

Славянские племена давно общались с хазарами, имевшими империю с высшим титулом каган и понимали его ценность. Думаю, понимали и равнозначность титулов император у византийцев и каган у хазар.

Лемурий писал(а):Теперь почему мы с большой вероятность говорим, что титул "Султан" был применён именно к половецким "кошевым" (а именно так они и назывались отсюда и "Кощей" применительно к Кончаку).
Въ лето [6691 (1183)] ... придоша Измалтяне безбожнеи Половци на Русъ воевать ко Дмитрову съ оканьным Кончакомъ и съ Глебомъ Тириевичемь... (Ипат.)


Вот и скажите, как бы Вы назвали властителя "измаилитян" :?:


А как бы я назвал властителя агарян? Это библейские образы, не связанные напрямую с вероисповеданием. Сын Агари Измаил - предок всех кочевых народов (по Библии). Соответственно, и монголов, которые точно не были мусульманами, называли на Руси с XIII в. агарянами безбожными.

Здесь всего лишь указание на то, что пришли к Дмитрову враги, которые суть не-христиане и кочевники.

Насчет "кощей" - есть версия, что это обозный раб. Почему бы не назвать врага унизительным прозвищем? Вообще, кош/коч - это как раз и есть основа слова "кочевник". Судя по всему, она тюркская. Поэтому "кощея" сюда пока привлекать рано.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Дайчин-баатар » 05 ноя 2009, 14:14

Лемурий писал(а):чтобы из Египта в 1187 году попасть в Европу, греческое государство (Αυτοκρατορία της Τραπεζούντας) на юге Черного моря, которое образуется только в 1204 году, посещать вовсе необязательно... :D


А зачем вообще так утруждаться? Левантийские связи достаточно прозрачны - через Кипр и греческие острова связь Египта с Италией достаточно легка. И никакие днепры-днестры-дунаи (и как там насчет режима черноморских проливов?) не потребуются!

Зачем, если стоит вопрос о торговых связях Египта с европейскими государствами, выбирать именно самый сложный и опасный путь?
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Дайчин-баатар » 05 ноя 2009, 14:50

К языку "Кодекса":

Тюркский язык Кодекса в нем самом определен четырежды: в латинских выражениях итальянской части как куманский – соmаnicum 1,5; chomanicho 35 об., 2, а в тюркских записях более поздней немецкой части как татарский - tatarče 61 об., 25 «по-татарски»; tatar til 81 об., 32 «татарский язык». В одной из [70] загадок встречаем также слово qїpčaq, которое многие склонны трактовать как этническое самоназвание кыпчаков


http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... ml?id=3019

Несомненно, надо учитывать еще и цели создания "Кодекса" - проповедь католичества среди тюркских народов Европы, и серьезнейшее влияние городской культуры булгар-мусульман в XIII в. на жизнь кочевого населения Золотой Орды.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 ноя 2009, 15:10

Здравствуйте , Лемурий!
Хочу вернуться ко сну Святослава. Мы уже отмечали , в общих чертах сон Святослава совпадает со сном , который рассказывает в причёте невеста утром матери. На самом деле Святослав видел нечто другое, чего нет в обрядовой поэзии. Например: тльковинъ — переводчик, толмач, истолкователь.
Какие –то непонятные, не русские слова должен был увидеть во сне Святослав, для чего ему и понадобился « тльковинъ» — переводчик. Вспомним ,по тексту «Слова…» ,до сна Святослава прославляли на пиру с «немци венедицы, греца ,морава», а в это же самое время половцы пленили Игоря .В «Ветхом Завете» записана история: После смерти Навуходоносора воцарил Валтасар. В 17 год своего царствования , когда грозило ему нападение мидян и персов, Валтасар беспечно пировал в Вавилоне не думая об опасности « вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них, для поругания Бога истинного и восхваляя своих идолов. (Дан ..5: 2-4) За такое кощунство последовал суд Божий. В Воздухе появилась рука, которая писала на стене какие – то слова. Валтасар призвал придворных гадателей и только пророк Даниил мог объяснить значение слов. Он напомнил царь, как Бог вразумил возгордившегося Навуходоносора. И ты царь не смирил сердца своего, величал бездушных идолов и пил из сосудов Дома Его. За это и послал бог руку начертавшую:
мене – значит исчислил Бог твоё царство и положил ему конец.
текел - взвесил и нашёл тебя очень лёгким.
фарес – значит разделил твоё царство и отдал мидянам и персам.
В ту же самую ночь войска мидян и персов вторглись в город и овладели им.
«Пир Валтасара» стал одним из сквозных сюжетов европейской литературы. Позаимствовал этот Библейский образ и автор «Слова…». Если осмыслить пир Святослава « черпахуть мне синее вино» через традицию Библии, то « тльковинъ», зная значение «грозных букв» возвестил , как в ту же самую ночь половцы вторглись на Русь.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение sasha a » 05 ноя 2009, 16:06

Александра, первую часть цитаты упустил намерено из-за полнейшего АБСУРДА, написанного в ней.

Вы же взрослая женщина, и мне как-то неловко напоминать Вам, что чтобы из Египта в 1187 году попасть в Европу, греческое государство (Αυτοκρατορία της Τραπεζούντας) на юге Черного моря, которое образуется только в 1204 году, посещать вовсе необязательно... :D


Уважаемый Лемурий, для Вас абсурд - даже "судовая рать" из летописей 12 столетия, так что я уже не удивляюсь тому, что Вы решили добираться из Египта через Трапезунд. Через южный берег Черного моря шли караваны с Персидского залива. Этой дорогой добирался домой Афанасий Никитин.

Пожалуйста, в следующий раз не усекайте моих цитат. Если Вы не понимаете, о чем идет речь, то не надо перевирать мои слова.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Дайчин-баатар » 05 ноя 2009, 16:15

sasha a писал(а):Чтобы "заступить путь королям", недостаточно прекрыть границу по суше, необходимо также лишить "королей" важной транспортной артерии - Дуная, по которой доставлялись грузы с юго-востока - с Персидского залива через Трапезунд и из Египта. Для этого использовалась "Судовая рать".


Эх, все-таки через Трапезунд (выделено мною) из Египта... И кто же такой злобный так цитаты искажает? :roll:

Да и судовая рать - это не военный флот (ох, как долго до него расти!) - это просто войска, передвигавшиеся на судах, а сражавшиеся в пешем строю.

Очень хочется посмотреть на действия "судовой рати" по блокаде гирла Дуная с наличной в те годы на РУси материальной базой, без береговых опорных пунктов, в "нетоварном количестве"... 8)

Жаль, видео в те годы не снимали :idea:
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2009, 16:22

Дайчин-баатар писал(а):Славянские племена давно общались с хазарами, имевшими империю с высшим титулом каган и понимали его ценность. Думаю, понимали и равнозначность титулов император у византийцев и каган у хазар..
Суть в приоритете христиан над иудеями по мнению Илариона, как Автора СЗБ. Поэтому никакой "император" здесь просто неуместен. Именно титул властителя иудеев.

Дайчин-баатар писал(а): А как бы я назвал властителя агарян? Это библейские образы, не связанные напрямую с вероисповеданием. Сын Агари Измаил - предок всех кочевых народов (по Библии). Соответственно, и монголов, которые точно не были мусульманами, называли на Руси с XIII в. агарянами безбожными.
В летописи половцы и татары (Измалтяне). Здесь нет никаких библейских соответствий. Ветхий Завет и вовсе был известен до XIV века только малой доле книжников, потому что считался неканоническим и выдержки из него во время церковных служб не читались...
Поэтому мы говорим ТОЛЬКО о том, что имел в виду книжник сам Автор СПИ.

Дайчин-баатар писал(а):Насчет "кощей" - есть версия, что это обозный раб. Почему бы не назвать врага унизительным прозвищем? Вообще, кош/коч - это как раз и есть основа слова "кочевник". Судя по всему, она тюркская. Поэтому "кощея" сюда пока привлекать рано.

"Обозный раб" - есть такое значение:
Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногатѣ, а кощей по резанѣ.
Если бы ты был, то была бы невольница по 1/20 гривны, а пленник по 1/50

но оно не подходит по контексту к
Стрѣляй, господине, Кончака, поганого кощея

А про "кошевых", "оба" (Урусоба, Бякоба), "епа", "опа" (Алтунопа, Китанопа) и прочих обозначений глав половецких родов, которым в последствии стали давать приставку "кан" (Тугоркан, Шарукан), то это отдельная тема. Мы же не говорим, КАК их называли у себя в степи. Мы говорим, мог ли употребить термин "султан" Автор СПИ непосредственно к половецкой знати. И как мы видим со значением "измалитяне" - вполне мог.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2009, 16:26

Дайчин-баатар писал(а):Зачем, если стоит вопрос о торговых связях Египта с европейскими государствами, выбирать именно самый сложный и опасный путь?

Так это Вы нашей спорщице объясните :D :

sasha a писал(а):Чтобы "заступить путь королям", недостаточно прекрыть границу по суше, необходимо также лишить "королей" важной транспортной артерии - Дуная, по которой доставлялись грузы с юго-востока - с Персидского залива через Трапезунд и из Египта. Для этого использовалась "Судовая рать". Перекрыв Дунай, русские имели возможность направить этот поток груза в Киев по Днепру и затем торговать стратегическими товарами с западными правителями, устанавливая ту цену, которая была им выгодна.
Очень продуманная стратегия


Эко !!!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2009, 16:45

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий!
Хочу вернуться ко сну Святослава. ...
«Пир Валтасара» стал одним из сквозных сюжетов европейской литературы. Позаимствовал этот Библейский образ и автор «Слова…». Если осмыслить пир Святослава « черпахуть мне синее вино» через традицию Библии, то « тльковинъ», зная значение «грозных букв» возвестил , как в ту же самую ночь половцы вторглись на Русь.
Дорогая Татьяна!
Вот видите, мы шли с разных сторон, но сошлись в середине - на единстве ДВУХ сюжетов во сне Святослава: Библейском (сон Навуходоносора) и свадебного плача невесты.

Вот мой перевод сна Святослава:

Изображение
"Сон Святослава". Палех. Оформление издания "Слова о Полку Игореве", 1934 (автор Голиков И.И.)

93 А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ
94 си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ,
95 чръпахуть ми синее вино съ трудомь смѣшено,
96 сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великий женчюгь на лоно,
97 и нѣгуютъ мя. Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ.
98 Всю нощь съ вечера б<у>с<о>ви врани възграяху
99 у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь<с>ки Саню и несошлю къ синему морю».

-------------

93 А Святослав мутен* сон видел: « В Киеве на горах*

94 сию ночь с вечера одевали меня, - говорил, - черною паполомою* на кровати тисовой*,

95 черпали мне синее вино* с трудом смешанное,

96 сыпали мне пустыми колчанами поганых союзников* великий жемчуг на лоно*,

97 и нежили меня. Уже доски без кнеса* на моем тереме златоверхом*.

98 Всю ночь с вечера серые* вороны граяли

99 у Плесньска*: «На пойме были лесистой р. Сан и понеслися* к синему морю».

-------------

Примечание:

*Мутен сон: Мутити - волновать, смущать, тревожить (Срезн.)

* Въ Кіевѣ на горахъ - ниже будет пояснение "къ горамъ кіевскимъ сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи – Давыдовы..." - Вышгород. На горах соправителя Рюрика собирают киевского князя в "последний путь".

Здесь и далее Автор СПИ представляет Святослава как "невесту", покидающую свой родной дом:

- "Причитания невесты на угоре" - последний день недельных причитаний в связи с расставанием невесты с домом (версия Татьяны Зинченко).

- "Уже доски без крепежа в моем тереме":
"Мне не много ночесь спалося,
Мне во снях грозно казалося:
Будто ночесь во темной ноченьке,
Что у вас, мои родители,
Что у вас, мои сердечные,
Все тыночки раскатилися,
Все столбы да пошатилися,
С теремов верхи повынесло...

(Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 18.)

- сию ночь с вечера одевают меня на кровати ... и нежут меня:
"Уж вы милые подружечки,
Порядовные соседушки,
Уж вы что да наделали:
Мои волосы да растрепали,
Мою русу косу расплетали.
А куда вы меня снаряжаете,
Куда вы меня сподобляете?

(Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 24)

- сыпят мне великий жемчуг:
"Разгадай-ка, мая мамынька,
Мой диуный сон,
Што мне сниласясяводни у ва снях:
Прилитали ясны сокылы,
Яны садились на вакошичку,
На сиребрину ряшетачку,
Яны рассыпали крупен земчуг,
Распухлили яны чорный шоук.
- Ты, дитя мае Марьюшка,
Ясны сокалы - то сваты мае;
Крупен жемчуг - горьки слезаньки,
Чорный шóк - каса русая твая..."

(Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 17)

Но вся СЛОЖНОСТЬ правильного толкования сна в наложении обрядового плача невесты на библейские сюжеты, о которых речь будет ниже.

*Паполома - погребальное покрывало, ранее встречалось в строке 62 "и на канину зелену паполому постала..."

*Тисова кровать

"...Характерной особенностью тиса является наличие в древесине, старых листьях и коре ядовитых веществ (муравьиная кислота и алколоид таксин), поражающих нервную систему. ...Эти свойства тиса создали ему недобрую славу...на зловещей тисовой кровати князя одевали черным покрывалом ...как пророческое предсказание чего-то страшного, предчувствие катастрофы..."
(
Б. В. Сапунов. Тисовая кровать Святослава// ТОДРЛ, т. XVII. М. — Л., 1961, с.324—325).

*Синее вино - старее "старого вина", уксус.

Понятия "нового вина" = Благодать (Христианство - Новый Завет) и "старого вина" = Закон (Ветхий Завет) ввел в древнерусскую литературу Иларион (Боян) в своей работе "Слово о Законе и Благодати":

"Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется»... (СЗБ)

Cтарее "старого вина" (Ветхого Завета) - неканонические тексты, например, Вавилонский Талмуд. Так Кирилл Туровский при написании своей символически-аллегорической «Притчи о человеческой душе и теле» («Повесть ο слепце и хромце») взял за основу сюжет из Вавилонского Талмуда ("Беседа императора Антонина с раввином").

*Съ трудомь смѣшено - (по контексту) = с трудом приемлемое.

*Толковины - помощники, союзники. Автор СПИ напоминает о том, что в 1180-1181 гг именно Святослав привел на Русь полки Кончака и Кобяка.

"Слово "толковины" нельзя переводить как "толмачи" (в смысле "толкователи"), "толковины" - это "помощники", "союзники" (от "толоки")...."
(Б. А. Рыбаков "Слово о полку Игореве" и его современники, М., "Наука", 1971, с.53 )

"Тиверци еже суть толковины си вси звахуться Великае Скуфь" (Ипат. 907) - "...Странно было бы вещему Олегу в 907 году брать с собой в поход целое племя переводчиков..."
(Рыбаков Б., Кузьмина В., Филин Ф. Старые мысли, устарелые методы. (Ответ А. Зимину) // "Вопросы литературы", 1967, № 3, стр. 160)

*Великий жемчуг - души (дружинников). Ниже в 147 строчке: "изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла".

*сыпали мне ...великий женчюгь на лоно = "какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" в сочетании с расстрелянными (хиновскими стрелами) колчанами бывших союзников - прямое обвинение Святославу:

"45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее...
" (Мф. 13.45-46)
----
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
(Лк.6.37-38.)

*Кнес - верхний крепеж (конек) досок.

*Златоверхий терем - сравните с толкованием сна Навуходоносора пророком Даниилом:

"...Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: ...У этого истукана голова была из чистого золота ...ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их... А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною ...." (Дан.2.28-43)

*Бусови врани - серодымчатые вороны. Как вариант "пьяные" после "кровавого пира".

Словарь смоленских говоров / Под ред. А. И. Ивановой. Вып. 1-6. Смоленск, 1974-1993. Вып. 1. (А-Б):

БуСЫЙ ая, ое. 1. Дымчатый. (Валька кошку бусыю завёс...)ПОЧ.
2. Пьяный (Бусый што ль, на стину кидаисся!)ГАГ.

"...Серые вороны собираются в местах их массовых ночевок, издавая неприятное карканье, тогда как черные вороны не собираются на ночевках в стаи, и ночного „граяния“ их не бывает.... И черные и "бусые" вороны охотно питаются трупами, поэтому собираются во множестве на местах сражений... "
(Шарлемань Н. В. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 114)

*Плеснеск - город на Галичине, как отмечал В.Г. Щурат здесь были горы «Вороняки», названные так из-за обилия ворон.

*р. Сан - "...Наутрiй же день въставъ король [Угорский] прiиде къ Перемышлю, и ста подлѣ рѣку Саню , полки уряжая, и подвижеся съ полки по рѣцѣ по Санѣ..." (Никон. 1152)

В "мутен сне" великий князь опасается выхода угров, которым "Галичкы Осмомыслѣ Ярославе... подперъ горы Угорскыи свои желѣзными плъки, заступивъ королеви путь", к пограничной реке Санъ (правый приток р. Висла): "врани възграяху у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь(с)ки Саню и несошлю къ синему морю»
Изображение
Карта Галицких городов из книги М.Н. Тихомирова "Древнерусские города", М.,1956, с.296
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 79