21. Девки половецкие и их узорочья(1) Съ заранiя въ пяткъ
(2) потопташа поганыя плъкы Половецкыя;
(3) и рассушясь стрѣлами по полю,
(4) помчаша красныя дѣвкы Половецкыя,
(5) а съ ними злато, и паволокы,
(6) и драгыя оксамиты;
(7) орьтъмами и япончицами, и кожухы
(8) начашя мосты мостити
(9) по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ,
(10)и всякыми узорочьи Половѣцкыми.
Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка,
сребрено стружiе храброму Святьславличю.
(1) Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо
(2) далече залетѣло;
(3) небыло нъ обидѣ порождено,
(4) ни соколу, ни кречету, ни тебѣ чръный воронъ.
Поганый Половчине.
(5) Гзакъ бѣжитъ сѣрымъ влъкомъ;
Кончакъ ему слѣдъ править къ Дону великому.
И в пятницу поутру, обратили в бегство
они неверных половцев полки.
И разлетелись
как стрелы по степи помчались
красные девки половецкие,
а с ними злато, жемчуг, бархат благородный….
Сукном и шубами и тканями с узором
мосты они себе мостили по болотам
и грязи.
И лишь красный флаг,
да белый,
да копье
серебряное с алой бахромою -
тебе достались,
Святославич храбрый.
Спокойно спит во чистом поле
ольгОвичей хорОброе гнездо.
Далече залетело, братья.
Не нанесли они обиды
ни соколу,
ни кречету,
ни черну врану,
зри - половцу неверному.
Вот они, по-вашему, нанасильничались, отстали, наконец, от бедных "девок", оставили их рыдать и плакать. И под этот плач женский так славно спали?! Дремлет в поле Ольгово храброе гнездо.
Далеко залетело. Не было оно обиде порождено, ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец! Уж такие расхорошие, такие невинные! А бабы ревут.
Таковы нравы русских воинов XII века. Нравы того времени.
Да не было этого! Дело в том, что:
1. За девками гнаться было бессмысленно (если они не на конях, их догонять просто не нужно), тем более – конным.
2. По летописи русские конники поехали догонять половцев. Значит, «половцы» оказались половецкими девками.
3. Когда полоцы=девки убегали, они уносили с собой богатство (золото, жемчуг, бархат), а бросали на землю «узорочье половецкое» - менее ценное: шубы да ткани с узором.
Крупнейший специалист по половцам, С.А.Плетнева, удивляется: почему при рассказе о захвате половецких веж обходится в данном случае без упоминания захваченного скота? Она предполагает, что вежи-то были подставные. Например, для того, чтобы задержать войско.
На мой взгляд, произошедшее можно реконструировать следующим образом. Одной из целей похода была свадьба. Русичи ехали к Мостищенскому лабиринту с целью осуществить Троянские игры. Они ждали появления ответного свадебного полка с невестой и половчанками, которые участвовали бы в первой половине свадьбы. Когда русичи встретились с подставными вежами, они приняли их за встречающий их свадебный полк. Но свадебный полк был «ложный». Как только «половцы» (девки) получили приданое, они немедленно вскочили на коней и помчались в разные стороны, унося его с собой.
Задача этой военной операции состояла в том, чтобы завлечь русичей в погоню и утомить их коней. И это удалось. Только к вечеру вернулись русские воины назад, усталые и утомившие своих коней. Привезли они всего лишь то не ценное половецкое узорочье, которое девки кидали в грязь на дорогу, чтобы отвлечь погоню.
В этом случае, как видите, логика восстанавливается. КРОМЕ ТОГО. Автор в свойсвенной ему манере полускрытно насмехается над неудачей Игоря. Типа, ну да, «победили»,да. Но даже девок вам не досталось! Не то что византийских драгоценностей! Были да СПЛЫЛИ. Вот и спите теперь в чистом поле без девок. НЕ НАНЕСЛИ ВЫ НИКОМУ ОБИДЫ. Ни соколу, ни кречету, ни врану.
Вот список драгоценностей.
1. Злато. Оно же в другом месте названо "русским". Если оно половецкое, то почему оно русское? 2. Паволокы. Византийская ткань, имевшая хождение на Руси. Если ее и можно было увидеть в Степи, то уж вряд ли в ординарных вежах, у обычных половцев...
3. Оксамиты. Тоже византийская ткань. аналогично.
Игорь прямо наехал на какой-то половецкий торговый караван, знаете ли, идущий из Византии (если рассуждать так, как обычно рассуждают). Например, даже если русскую деревню или даже небольшой городок грабили половцы, то много ли находили паволок и оксамитов? А Русь, к тому же, - просто географически ближе к Византии. Так и так выходит, что злато, паволоки и окасамиты везли в качестве ПРИДАНОГО.
Затем в тексте нечто вроде "цезуры", означающей противопоставление. Мол, эти ткани и злато - с девками (в качестве подарка? если бы отобрали, то зачем это "а с ними"? если отобрали - значит уже не с ними!
![Confused :?](./images/smilies/icon_confused.gif)
), а иными - половецкими вещами - мосты мостили на грязевых местах.
4. Орьтъма - плетеное покрывало. М.Шефтель: использование тюркского слова здесь может быть вполне мотивировано пренебрежительным противопоставлением презираемых грубых, необработанных половецких тканей драгоценным парчам и оксамитам, ввозимым из Византии (словарь Виноградова, 4, с. 37). То есть НАШИМ ТКАНЯМ.
5. Япончицы - плащи.
6. Кожухы - овчинные шубы.
Вот это все последнее как раз МОГЛО быть в вежах. Про это, вероятно, сказано: узорочьи половецкие (потому что если византийские, то почему половецкие?).
Иными словами, НАШИ ткани - это нечто, а ихние - только грязь мостить. Как Вы счиатаете, ТКАНИ И ОДЕЖДА, и сама поставновка вопроса о там, какие у НАС ткани, и какие у них - это РЕЧИ МУЖЧИНЫ ИЛИ ЖЕНЩИНЫ? Кто готов часами обсуждать бретельки и выточки?
И если мы везли наши ткани, то дарили, очевидно, а не грабили.
Игорь - не грабитель и не насильник, а светлая душа! Но автор «Слова о полку Игореве» считает иначе.
В связи с проблематикой «узорочья» надо упомянуть также и связанный с этим «тревелинг цитат».
Небольшая предыстория. После смерти Юрия Долгорукого Киев достался князю Мстиславу Изяславичу и Ростиславу Мстиславичу, брату Изяслава. И Мстиславом была совершена попытка вновь поставить Климента Смолятича, изгнанного Юрием.
Однако - не удалось. Ростислав не хотел ставить Климента, т.к. тот не был утвержден Царьградом, а Мстислав не хотел ставить Константина, т.к. тот проклял его отца. И в силу соглашения между князьями, как Климент, так и Константин были устранены от киевской митрополии и сюда приехал из Константинополя третий кандидат Феодор. Скоро Феодор, впрочем, умер, но из Константинополя явился неожиданно новый митрополит Иоанн.
Вот как это описывает Ипатьевская летопись (1164):
«Приде митрополит Иван в Русь, и не хоте его Ростислав приятии, занеже отрядил бяше Ростислав Гюряту Семковича к цареви, хотя справити Клима в митрополью, и возвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитом и с царевым послом. И присла царь дары многи Ростиславу, оксамиты и паволокы и вся узорочья разноличная. Посол же царев молвяше Ростиславу: «Молвить ти царь: аще приеши с любовью благословение от Святыя Софии…»
Далее в летописи пропуск. Согласно последующему, Ростислав попросту поддался на подкуп и согласился с поставлением митрополитом Ивана. Далее в летописях о Клименте Смолятиче мы ничего напрямую не услышим.
Отметим здесь словосочетание «оксамиты и паволокы и вся узорочья разноличная». Ибо то же самое мы находим в «Слове о полку Игореве»: «Помчаша красные девкы половецкыя, а с ними злато и паволокы и драгия оксамиты». Случайность ли?
Лемурий обратил мое внимание на отрывки из «Слова Даниила Заточника» с той же метафорой. «А иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, паволочиты крилы имея..». И еще. "Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть.."
Возникает ощущение переклички между летописью, «Словом Даниила» и «Словом о полку». И это уже трудно объяснить «влиянием» одного автора на другого…
Не могу тут не привести замечательную мысль Лемурия о смысле "мощения болот". В грязь и болото Автор покидал ТО, за что обменял Ростислав пост Клима в 1164 году: паволоку, оксамиты и узорочьи различныя. Автор СПИ хотел дать понять Климу Смолятичу (вспомним, кто это: это Боян) или каким-то его преемникам, что она презирает эти дорогие тряпки, за которые купился Ростислав. Итак, кажется, еще одна строчка тайнописи прочитана.
Я мыслю, я практически не существую...