Трактат о СПИ

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 12 сен 2014, 11:41

Евгений Беляков писал(а):Получается, «Слово» - антирусское, русофобское произведение.

Не нагрешишь, не покаешься. Перечитайте Достоевского: без преступления не было бы наказания, приведшего к покаянию.

Древнерусское общество XII века не монолит, как нам вдалбливали в советское время, и не каждый за своё княжество, как пытались тогда же объяснить слабость обороны перед лучшей военной машиной Европы 13 века. Общество делилось на коалиции. Лествичное право наследования породило множество нерешенных споров по поводу "старшинства", как правило, решалось всё силой, чьё войско сильнее, тот и прав. Чтобы защитить интересы рода князья объединялись в коалиции. В СПИ представлены две такие коалиции "не худа гнезда" Мстиславичи и "доспевшие на брань" Ольговичи. Первых Автор восхваляет, вторых укоряет. Автор переживает за судьбу ВСЕЙ страны, за торговые пути, за усобицу истощающую страну. Прекращение этого вековой распри русских Монтекки и Капулетти Автор видит в династическом браке сына Игоря Святослава "жениха" (голова) со стороны Игоря и "невесты" (плеч) дочери Рюрика - хозяина Киевской волости ("Русской земли") Ярославы. К этой свадьбе, что состоялась в лето 1187 года, и написано СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 12 сен 2014, 15:52

17. В сторону Лукодонья

Говоря о цели похода, Игорь Святославич употребляет следующие выражения (в «Слове о полку Игореве»):

(1) Хощу бо, рече,
(2) копiе приломити
(3) конець поля Половецкаго
(4) съ вами Русици,
(5) хощу главу свою приложити,
а любо испити шеломомь Дону.

Если эти фразы понимать буквально, то они указывают на вполне определенное место. Можно провести две линии. Одна – по руслу Дона (предполагая, что древний Дон и современный – одна и та же река, в чем существуют сомнения), и по линии раздела лесной и степной зон. Точка пересечения этих линий – место впадения в Дон рек Потудани и Тихой Сосны. Это место с давних пор называется Лукодонье, потому что Дон здесь делает резкий изгиб.

Изображение

На этой карте черными кружочками отмечены зоны нахождения «половецких баб», Дон, места впадения рек Потудани и Тихой Сосны.

Я осуществил поездку в эти места в 2012 году. Привожу карту нашей маленькой экспедиции.

Изображение

В этом месте расположен Дивногорский заповедник, в котором находятся многочисленные дивы – меловые столбы. Дивы почти все "антропоморфны", глаз человека улавливает в них (может быть, объективно и не существующее) сходство с человеческими лицами. Или мордами животных. Вот почему их легко сделать богами, но даже и после прихода христианства, наверно, людям было очень трудно отделаться от мысли об их таинственной сущности неких духов, возможно, злых...

Изображение

То, что дивы оказались в одной из точек, куда МОГ двигаться Игорь Святославич - знак весьма серьезный. Более того, не исключено, что какой-нибудь главный див в прошлом (а они вовсе не все сохранились) и был Дивом СПИ. Дивы расположены на холмах, которые в те времена могли быть покрыты лесом, так что выражение «Див на древе» также могло иметь буквальный мсысл.

В самом большом из дивов Лукодонья вырублена церковь.

Изображение

Неподалеку от впадения в Дон реки Потудани расположен холм, с которого открывается вид на многие километры. Можно предположить, что именно там Игорь Святославич собирался построить город-форпост своего княжества. это была в те времена практически ничейная территория. Если представить,что дивы были крайним пределом половецких земель или граница половцев располагалась чуть южнее, то Рязанская земля - примыкала к этой территории с севера.
Заняв эту территорию, Игорь получал доступ к судоходному Дону, по которому он мог выйти в Азовское и Черное моря.
Это огромный береговой холм. Оттуда открываются виды во все стороны степи. Защищенный с севера, он был бы неприступен с юга и востока. Итак, целью похода, как я предполагаю, мог быть отнюдь не грабеж половецких веж, и не свадьба Владимира и Свободы Кончаковны (хотя это и предполагалось), но расширение на восток Новгород-Северского княжества и закладка нового города на берегу Дона. Цель эта могла не афишироваться. Автор же СПИ о ней, безусловно, знал, т.к. указал точное место цели.

Изображение

Небольщой городок на берегу Дона носит название Каратояк. Оказывается, это древний булгарский город, стоявший на торговом пути, во времена Игоря заброшенном. Например, если действительно на другой стороне Дона был булгарский Коротояк (что можно определить археологической разведкой), то тогда Игорь мог нападать отнюдь не на половцев, а как раз на булгар! Это объясняло бы, почему Игорь тянул с собой такое большое войско. Путь, который стремился восстановить, если все сказанное верно, назывался Хорысдан или Хорыс-юлы, что в переводе означает «путь Солнца». Так не является ли этот путь тем самым «путем Хорса», который пересекал Всеслав Брячеславич, дед Марии Васильковны?

В нескольких сотнях метров от точки, откуда снята эта фотография, находится Мостищенский лабиринт, о котором речь шла в главе о лабиринтах-троянах! К тому же в действительности места эти крайне заболоченные. Так что «мостить болота и грязные места» всяким узорочьем половецким было совершенно адекватно, если ничего другого подходящего не нашлось.

К сожалению, версия, о которой сейчас идет речь, имеет один существенный недостаток. Предположим, в долине, которая расположена перед нами на последнем снимке Игорь и его войско провели ночь с 10 по 11 мая. И утром обнаружили, что окружены. Ипатьевская летопись пишет: «И тогда, посоветовавшись, все сошли с коней, решив, сражаясь дойти до реки Донца…»

К сожалению, дойти до Донца, сражаясь от этого места было бы невозможно. Во-первых, это слишком далеко. Во-вторых, надо было бы при этом переходить Оскол, так что впору было бы сказать «дойти до реки Оскол». Итак, либо ошибся точнейший в других случаях летописец, либо эта версия в целом не верна, и от нее нужно отказаться, попытавшись спасти все, что можно. Как это ни жаль. С другой стороны, словосочетание «дойти до Донца, сражаясь» можно понимать и в том смысле, что только начальный отрезок пути будет проходиться в непосредственном бою, а дальше – в постоянных стычках, мелких сражениях и т.д.

Согласно этой версии, воины шли, отбиваясь от преследующего врага целый день и целую ночь. Изнемогающие от жажды кони, уставшие воины и постоянно наседающие половцы…

Войско могло пройти около 20-30 километров. Поля битвы не было. Судя по тексту летописи, половцы заманили русичей в ловушку: впереди оказалось огромное озеро, перекрывающее путь. Здесь и нашли многие свой последний приют, а другие попали в плен. Те же, кто бросился переплывать озеро, утонули, видимо, пронзенные половецкими стрелами.

Существует вот такая старинная карта (наверно, конца XVIII века) с изображением Лукодонья.

Изображение

Ка этой карте слева внизу мы видим человека, который сетью ловит рыбу В ОЗЕРЕ. Вероятно, это есть то самое озеро, которое теперь пересохло, и где, возможно, закончился путь Игорева войска.
И там же - чуть выше некий кружок странный. Это есть ни что иное как Мостищенский лабиринт.

Осталось добавить. Насколько я знаю, первым высказал мысль, что сражение произошло в районе реки Потудани А.Ульянов в статье «Где же Каяла-река»:

«Так какая же река встретилась на пути Игоря у Дона Великого? Смотрим на карту. Потудань. Вот где произошло сражение полка Игоря с половцами - на берегу быстрой Каялы-Потудани. Здесь Игорь был взят в плен».
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 14 сен 2014, 17:36, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 12 сен 2014, 17:57

Очень Дивное Горье, осталось обнаружить в ночном конном переезде ( макс 40 км) от него Сальницу, а в 2-х днях пути пешего войска "поток Дегея" (макс. 90 км).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 14 сен 2014, 17:31

Ну, где Сальница - этого никто пока не знает, как и "поток Дегея"...
Именно изучением этой загадки мы и занимаемся, Лемурий).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 14 сен 2014, 17:43

18. Путь Хорса и Лосицкая дорога
Дороги, по которым ходили торговые караваны и дружины князей в XII век, нам известны плохо. Конечно, основные пути мы знаем: Бакаев шлях, Изюмский шлях, Муравский шлях, Залозный путь и т.д. Ориентируемся, в основном, на то, какие пути были потом, во времена монголо-татарского ига и позже.
Хочу поговорить здесь о двух дорогах, менее известных. Первая такая дорога, по-видимому, называлась Хорыс-Юлы. И вела она из Киева через Путивль, Курск, Елец, Липецк в столицу Вожской Булгарии, Хорысдан, на востоке. Приводят такую карту.

Изображение

Трудно оценить ее достоверность. Однако в советское время авторитетные советские историки, в том числе Б.Рыбаков, хорошо нам известный, на основании археологических раскопок говорили о реальности этого торгового пути. Вот карта, которую они приводили:

Изображение

Два вопросительных знака при подходе к Дону, видимо, означают, что здесь соответствующих археологических объектов найдено не было. Поэтому можно допустить, что здесь путь шел южнее на Каратояк, а потом использовал участок Дона (Каратояк - Воронеж). Назывался ли весь этот путь "Хорыс-юлы" или "Путь Хорса" мне пока точно не известно (на поддельные рукописи опора плоха). К концу 12 века этот путь мог быть уже в запустении. Возможно, там хозяйничали половцы (бабы найдены сравнительно близко).

Небольщой городок на берегу Дона как раз напротив дивов носит название Каратояк. Само СУЩЕСТВОВАНИЕ Каратояка - факт, требующий размышлений. Во-первых, это город ДРЕВНИЙ. На что указывает его этимология. Она, очевидно, тюркская. Но это НЕ половецкий город - половцы ибо городов не имели. Это НЕ хазарский город, потому что он существует и по сей день, а хазары уже ко времени Игорева похода лет 100 как отсутствовали. Остается только один вариант - это булгарский город, к тому времени - останец Великой Булгарии. Вероятно, к 1185 году это было небольшое поселение или крепость. Каратояк мог быть пунктом встречи русских купцов, которые шли под охраной войска Игоря и везли огромные богатства ("русское злато"), которые должны были обменять на что-то, например, - не порох из Китая, где он только что был изобретен. То, что это было приданое за Свободу я тоже не отметаю. Русские купцы здесь встречались с византийскими и восстанавливали торговый путь, который отныне должен был принадлежать ольговичам.

Таким образом, Каратояк - это древний булгарский город, стоявший на торговом пути, во времена Игоря заброшенном. Например, если действительно на другой стороне Дона, рядом с дивами, был булгарский Коротояк (что можно определить археологической разведкой), то тогда Игорь мог нападать отнюдь не на половцев, а как раз на булгар! Это предположение – сенсация. Но это объясняло бы, почему Игорь тянул с собой такое большое войско. Путь, который стремился восстановить, если все сказанное верно, назывался Хорысдан или Хорыс-юлы, что в переводе означает «путь Солнца». Так не является ли этот путь тем самым «путем Хорса», который пересекал Всеслав Брячеславич, дед Марии Васильковны?

(1)Всеславъ Князь людемъ судяше,
(2)Княземъ грады рядяше,
(3)а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше;
(4)изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя;
(5)великому хръсови влъкомъ путь прерыскаше.

Всеслав князь людей судил,
Князьям города рядил,
Сам в ночь волком рыскал,
Из Киева дорыскивал до кура Тьмутаракани,
Великий Хорса путь перерыскивал.

Осюда видно, что Всеслав двигался ПО ДРУГОМУ пути, не по Хорыс-Юлы, раз он его перерыскивал, то есть пересекал, рыская в волчьем обличии. Что же это за странный неизвестный «волчий путь»? Недавно контуры его стали проясняться. Это – так называемая Лосицкая дорога.

Изображение

Эта карта приведена в статье А.П.Черных, донецкого исследователя «Слова о полку Игореве». http://etnodon.com/photos/view-photo/7/78
Как, однако, Всеслав, мог «перерыскивать» путь Хорса, когда Хорыс-Юлы начинался в Киеве? Из Киева достигнуть Тьмутаракани Всеслав мог, пройдя по Хорыс-Юлы до Путивля и свернув на Лоситскую дорогу. Перерыскивать же Хорыс-Юлы он мог тогда, когда шел по этой дороге из родного Полоцкого княжества.
Интерес Игоря к «продолжению» Лоситской дороги в сторону Полоцка и далее к Балтийскому морю отмечен и автором «Слова о полку». Естественно, в негативном плане, как и вообще автор «Слова» относится к Игорю Святославичу.
(1)Уже бо Сула не течетъ
(2)сребреными струями
(3)къ граду Переяславлю,
(4)и Двина болотомъ течетъ
(4)онымъ грознымъ Полочаномъ
(5)подъ кликомъ поганыхъ.
Казалось бы, любой, разбирающийся в географии скажет: «Но ведь, извините, Сула никогда и не текла к Переяславлю никакими серебряны струями. Переяславль расположен на берегу Днепра, где устье реки Трубеж. Однако. Дело в том, что на территории Полоцкого княжества есть другая речка Сула. Двина, естественно, протекает там же.
Автор говорит, что половцы ДОШЛИ В 1180 Г. ДО ПОЛОЦКИХ ЗЕМЕЛЬ (Друцка и далее), и затоптали реки, так что северная речка Сула (близ Минска) ИЗМЕНИЛА СВОЕ РУСЛО. Раньше она текла к городку Переяславлю (который в то время, предположим, существовал, а теперь - это потерявшее имя городище), теперь минует его, после того как конница половцев прошлась по нему. Можно ли себе представить, как довольно большая река Сула (южная) изменяет свое русло после прохождения войска? Нет, конечно! Это может восприниматься только как гипербола. Но и как гипербола восприниматься не может, т.к. южная Сула к Переяславлю никогда и не текла! Но МЕЛКАЯ речка Сула (северная) как раз и могла поменять русло.
Половецкая конница также затоптала реку Двину, - говорит Автор. Двина - река, расположенная РЯДОМ с Сулой (северной), поэтому упоминание ее в данном контексте вместе с Сулой очень естественно. Двина после прохождения половцев превратилась в болото. Все это можно было бы рассматривать как метафоры, однако, согласно УСТАНОВКАМ Автора, все, что сказано в СПИ есть ЧИСТАЯ ПРАВДА.
Тут, как я думаю, речь идет о КОНКРЕТНЫХ событиях 1180 года, набеге Игоря и Ярослава с половцами (в т.ч. с Кончаком!) на полоцкие земли.
Сдумал Ярослав с Игорем пойти к Друцку, взявши с собой половцев. А Всеволода, Игорева брата оставил в Чернигове и Олега Святославича. И пришли Полоцкие князи, помогающие Святославу (воюющие с ним?) - перечисление… - снялись все и прошли мимо Друцка против Святослава. И въехал Давыд, князь Смоленский в Друцк со всем полком своим, объединившись с Глебом Рогволодовичем, и пошел на Ярослава просить дать полк (сражение?) ему до прихода Святослава. Но Игорь и Ярослав не посмели дать ему полк без Святослава, но пошли в укрепленные места. И стояли они между собой неделю вокруг Друцка. Но от Давыдова полку приезжали стрельцы и бились с ними крепко. После этого Святослав приехал с новгородцами и рады были ему братья его и перегатили (перегородили) Друцк, желая идти на Давыда. Давыд же заложился (взял на свой страх) ночью и бежал к Смоленску. Святослав же приступил к Друцку и пожег острог… (Летопись).
Нападение Игоря Святославича с Кончаком на Друцк было неожиданным для всех. Оно может быть объяснено только попыткой захватить очередной пункт продолжения Лосицкой дороги в направлении на северо-запад, к Балтийскому морю и далее – везде…
В те времена поиски новых путей с Запада на Восток и с Востока на Запад начинали занимать умы. Через какое-то время появится и Колумб. Безусловно, это человек в высшей степени романтичный. Принадлежащий веку искателей и открывателей. Может быть - величайший из всех живших на Земле РОМАНТИК. Он открывал ни что иное как ТОРГОВЫЕ ПУТИ НА ВОСТОК (плывя на Запад).
Игорь Святославич - наш русский Колумб, если можно так выразиться. Он искал и пытался завоевать НОВЫЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ НА ВОСТОК, пытаясь непоследственно соединить длинный отрезок старого Шелкового пути с Балтийским морем и СЕВЕРОМ ЕВРОПЫ ПО ПРЯМОЙ, по территории, непосредственно примыкающей с юга к рязанскому княжеству (но не принадлежащей ему), севернее территорий кочевок половцев, ПО ПУСТОШИ в Чернигово-Новгородскую землю и далее - в Полоцкую землю, на северо-запад. Немногие, кстати, наверно, помнят, что территория Новгорода-Северского НЕПОСРЕДСТВЕННО граничит с Полоцким княжеством. Не эта ли мысль уже бродила у Игоря в 1180 году, когда он с Ярославом Черниговским напал на Друцк?
Не имеет ли в виду Мария Васильковна, княгиня из Полоцка, на мой взгляд, наиболее вероятный автор «Слова», что ИМЕННО ДЛЯ ЭТОГО следует установить мир между Ярославом (подразумевается и Игорь!) и детьми Всеслава?! Точный маршрут "караванного пути" по планам Игоря Святославича неизвестен нам, а может быть, он и не был достаточно твердо установлен. Но я считаю, мы уже сейчас могли бы констатировать настоящую цель (или одну из целей) похода князя Игоря "в Степь": а именно ОТКРЫТИЕ НОВОГО ТОРГОВОГО ПУТИ, СВЯЗЫВАЮЩЕГО ВОСТОК И ЗАПАД. А вовсе не грабеж веж, как это считают и считали многие "исследователи" СПИ.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 14 сен 2014, 17:52

19. Река Медвежья у Краснодона

Давайте посмотрим на следующую карту.

Изображение

Красным цветом обозначен путь князя Игоря Святославича. Синим – его брата Всеволода. Пути пересекаются. Если учесть, что в тот момент, когда князь Игорь находится в Путивле, Всеволод уже в Курске, он первый должен подойти к скрещению путей. И выбирает более длинный и трудный Муравский шлях.
Игорь подошел к этому же месту чуть позже. Путь по Муравскому шляху для него непроходим: войско Всеволода полностью разбило дорогу. Он вынужден идти по Изюмскому тракту, более коротким, оставленным для него братом. К 1 мая князь Игорь достигает Донца и смотрит на нем затмение. Всеволод же испытывает большие трудности при продвижении по Муравскому тракту и запаздывает на 2 дня. Войска встречаются где-то 3 мая. (+- один день).
Это могло быть так. Могло быть и иначе. Войско князя Игоря могло идти по Лосицкой дороге от Путивля напрямую, а Всеволод мог идти по Изюмской дороге. В этом случае Игорь либо дважды переходит Донец, либо вообще его не переходит. Оба варианта не совсем совпадают с летописным описанием, поэтому предпочтительнее именно вариант на приведенной карте.
Итак, 3 мая объединенное войско выступает. Куда оно двинулось? Чтобы избежать недостатка «варианта Потудани-Тихой Сосны» (нахождение войска слишком далеко от Донца, чтобы плаировать к нему рернуться), необходимо предположить, что войско движется не более чем хотя бы в 30 километрах от Донца.
Мог ли князь Игорь двигаться на запад? В чем смысл такого направления? Это могло быть обманный маневр, попытка ударить по половцам с тыла. Например, «раструбить» всем половцам, что он идет на Дон, а ударить по направлению к Днепру.
Однако, скорее всего – этот вариант невозможен, так как он должен пройти около 200 километров, а Донец не тянется тут так далеко, быстро заворачивает на север. Этот вариант отбрасываем. Значит – Игорь двигается на восток, не отходя далеко от русла Донца.
Теперь можно буквально математически установить место встречи войска Игоря и половцев 10 мая. Они идут 7 дней со скоростью 25-30 км в день. То есть они прошли 175-210 км. Искомая точка на пересечении линии, фиксирующей расстояние 30 км от Донца и окружности, которую можно провести циркулем, в 130 км (учитывая сокращение за счет извивов траектории пути).
Вблизи получившейся точки находится река Медвежья. Вспомним Медведицу, которая в тексте Курбского 16 века считается Каялой по-русски. Речь идет о книге "История о великом князе Московском Андрея Курбского", где в примечании к гидронимам "Танаис" и ""Куала" значится:
Танаис по Римски, а по Руску Дон, яже Европу делит со Асиею, яко космографи описуют в землемерительной книзе. Куала же Измаилтским языком глаголется, а Словенски Медведица: in margin of Ar., T.
И это поистине удивительно!
Вот карта тех мест.

Изображение

Если Игорь потерпел поражение на реке Медведица, которая со временем превратилась в Медвежью, то ему, видимо, так и не удалось пробиться в сторону Луганска и Донца. И где-то в этих местах надо искать второй ориентир – озеро. Но – не находится.
Если озеро было – оно высохло.

Но, судя по названию поселка в верховьях Медвежьей (Великий Лог), река образовывала большую сухую долину, которая могла заливаться весной. Таким образом, сама Каяла могла быть и «озером», и «морем». Сейчас река загорожена, и «озеро» там есть теперь всегда. Это – Краснянское водохранилище, излюбленное место рыбаков, и не только местных.

Изображение

Краснянское водохранилище.
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 18 сен 2014, 03:22, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 18 сен 2014, 03:19

20. Лабиринты (продолжение)

Как и было обещано, привожу варианты лабиринтов (их еще называют акроконструкциями), которые встречаются в «Слове». Пока до момента поражения Игоря в битве с половцами. Вероятно, лабиринтов гораздо больше, а также среди предлогаемых вариантов есть «ложные». Необходима большая и длительная исследовательская работа, включающая палеографический, лингвистический, исторический, семиотический и историко-семиотический аспекты.
Гипотетический лабиринт на обороте 1 листа.

Изображение

Лабиринт мог изображать стрелу, сердце, мужеством заостренное на победу в походе на половцев.
Лабиринт в нижней части лица 2 страницы
Результат компьютрной обработки:
14.
милуциунихънапряженитулиотворенис
аблиизъостренисамискачютьакысh
рыивлъцывъполhищучисебечт
иакнязюславhтогдавъступиигорькн
язьвъзлатъстременьипоhхапочист

Возможная «расшифровка»:

Таким образом, на одной странице (лицо 2 листа, нижняя часть) может быть, расположено целых два лабиринта, а всего на этой странице найдено целых три (см. выше).
Следующий лабиринт. Вот результат компьютерной выдачи.
15.
мянемъесидлъгоночьмркнетъз
арясвhтъзапаламъглаполяпок
рылащекотъславiйуспеговоръгал
ичьубудирусичивеликаяпол
ячръленымищитыпрегороди
16.
мъглаполяпокрылащекотъсл
авiйуспеговоръгаличьубуди
русичивеликаяполячръленым
ищитыпрегородишаищучисебhчтиакн
язюславысъзаранiявъпяткъпотоп
17.
мъглаполяпокрылащекотъсл
авiйуспеговоръгаличьубуди
русичивеликаяполячръленымищ
итыпрегородишаищучисебhчтиакн
язюславысъзаранiявъпяткъпото

Возможная расшифровка:

Изображение

Возможно, два «уголка» обозначают полет двух русских князей-соколов: Игоря и Всеволода с дружинами, их поход на землю половецкую.

Следующая компьютерная выдача:
18.
мувеликомуиттидождюстрhл
амисъдонувеликаготусякопiемъп
риламатитусясаблямъпотручят
иошеломыполовецкыянарhцhнака
ялhудонувеликагоорускаяземлhу
19.
мъпотручятиошеломыполовецкыян
арhцhнакаялhудонувеликагоо
рускаяземлhуженешеломянемъес
исевhтристрибоживнуцивhютъсъмор
ястрhламинахрабрыяплъкыигоревы
20.
мъпотручятиошеломыполовецкыян
арhцhнакаялhудонувеликагоо
рускаяземлhуженешеломянемъесисевhтр
истрибоживнуцивhютъсъмор
ястрhламинахрабрыяплъкыигор

Возможная «расшифровка»:

Изображение

Два угла, направленные в разные стороны могут означать либо необходимость защиты полков со всех сторон, либо размолвку Игоря и Всеволода в ночь перед битвой.

Следующий фрагмент результатов работы компьютерной программы:

21.
мыоварьскыяотътебеярътуревсеволодек
аяраныдорогабратiезабывъчтииживотаиг
радачръниговаотнязлатастола
исвоямилыяхотикрасныяглhбовнысвыча
яиобычаябыливhчитрояниминулалhтаярос
22.
мыоварьскыяотътебеярътуревсеволодек
аяраныдорогабратiезабывъчтииживотаиг
радачръниговаотнязлатастолаисвоям
илыяхотикрасныяглhбовнысвыча
яиобычаябыливhчитрояниминулалhта
23.
мыоварьскыяотътебеярътуревсеволодек
аяраныдорогабратiезабывъчтииживотаиг
радачръниговаотнязлатастолаисвоям
илыяхотикрасныяглhбовнысвычаяиобыча
ябыливhчитрояниминулалhтаярославлябы

Возможная расшифровка:

Изображение

Следующая группа «компьютерных акростихов»:
24.
мипогибашетьжизньдаждьбожавнук
авъкняжихъкрамолахъвhцичеловhкомьск
ратишасьтогдапорускойземл
ирhткоратаевhкикахутьнъчастовранигра
яхутьтрупiясебhделячеагалицисвоюрhчь
25.
мьскратишасьтогдапорускойземлирhткор
атаевhкикахутьнъчастовраниг
раяхутьтрупiясебhделячеагал
ицисвоюрhчьговоряхутьхот
ятьполетhтинауедiетобыловтерат

Возможный лабиринт:

Изображение

Или:

Изображение

Возможно, этот знак символизирует разделение князей и распри (которы) между ними.
Смотрим дальше.
26.
мытрещатъкопiахаралужныявъполhнезн
аемhсредиземлиполовецкыич
ръназемляподъкопытыкостьм
ибылапосhянаакровiюполь
янатугоювзыдошапорускойземлич
27.
мhсредиземлиполовецкыичрън
аземляподъкопытыкостьмибылапосhянаак
ровiюпольянатугоювзыдошапорускойземл
ичтомишумитьчтомизвенитьдавеч
яранопредъзорямиигорьплъкызавороча
28.
мляподъкопытыкостьмибылапосhян
аакровiюпольянатугоювзыдошапо
рускойземличтомишумитьчтом
извенитьдавечяранопредъзор
ямиигорьплъкызаворочаетъжальб
29.
мляподъкопытыкостьмибылапосhяна
акровiюпольянатугоювзыдошапо
рускойземличтомишумитьчтом
извенитьдавечяранопредъзор
ямиигорьплъкызаворочаетъжальб
30.
мличтомишумитьчтомизвенитьд
авечяранопредъзорямииго
рьплъкызаворочаетъжальбоемум
илабратавсеволодабишасяденьбишас
ядругыйтретьягодникъполуднiюпад
31.
мличтомишумитьчтомизвенитьд
авечяранопредъзорямиигорьплъкызаво
рочаетъжальбоемумилабратавсеволодаб
ишасяденьбишасядругыйтреть
ягодникъполуднiюпадошастязии
32.
мличтомишумитьчтомизвенитьдавечяр
анопредъзорямиигорьплъкызаво
рочаетъжальбоемумилабратавсеволодаб
ишасяденьбишасядругыйтреть
ягодникъполуднiюпадошастязииго
33.
мишумитьчтомизвенитьдавечяр
анопредъзорямиигорьплъкызаво
рочаетъжальбоемумилабратавсеволодаб
ишасяденьбишасядругыйтреть
ягодникъполуднiюпадошастязииго
34.
митьчтомизвенитьдавечяр
анопредъзорямиигорьплъкызаво
рочаетъжальбоемумилабратавсеволодаб
ишасяденьбишасядругыйтреть
ягодникъполуднiюпадошастязииго

Вариант «расшифровки»:

Изображение

Возможно, это означает два русских войска, защищающиеся «обаполы», с двух сторон.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение ЙОКУР » 18 сен 2014, 08:14

Вы уверены, что оригинальный текст СПИ на листах выглядел в виде Ваших предположений?
Попробуйте выложить Вашу работу в одну строку, может быть появятся и другие имена, например ИВАН.
ЙОКУР
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 14:03

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 18 сен 2014, 09:53

Евгений, обаполы - это по краям, т.е. акростих + телестих, но никак не мезостих, которого в 12 веке НЕ знали.

    Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона. Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте...
    ----------
    Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 18 сен 2014, 10:22

Я, конечно, не уверен, что строчки расположены именно так.
Программа устроена следующим образом. Сначала ищется буква "м", для чего перебираем подряд все буквы текста. Потом мы продвигаемся по тексту на 30 (если не ошибаюсь) знаков вперед. Затем около этого места "сканируем" вперед и назад на 7 знаков (то есть получающиеся строчки, приблизительно равные 30 знакам, могут различаться на 15 знаков, не более). Если найдена буква "а", теперь уже от нее идет отсчет с поиском буквы "р". Если буквы "а" нет, переходим назад к поиску следующей буквы "м". Так же ищутся потом и буквы "и" и "я". Каждый раз, если соответствующая буква в указанном интервале не находится, возвращаемся на шаг назад.
Попробуйте разобраться, как это происходит.
В результате получаются ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ "акростихи" (в том числе и не существующие), для которых строчки различаются не более, чем на 15 букв (чаще, конечно, меньше). Кроме того, можно подставлять ЛЮБОЕ слово. Например, я подставлял "Игоря", но его имени просто НЕ НАШЛОСЬ, то есть нет ни одного акростиха (телестиха, мезостиха) с его именем. Имя "Святъславъ" нашлось несколько раз. Об этом - позже.
----
То есть.Если Вы попытаетесь найти акростих с именем "мария" где-то в другом месте, у вас ничего не выйдет.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 18 сен 2014, 10:24

Лемурий, мои расчеты могут быть интерпретированы по-разному.
То, что есть - то есть. Это - скорее, материал для работы, чем окончательный результат.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 18 сен 2014, 15:46

21. Девки половецкие и их узорочья
(1) Съ заранiя въ пяткъ
(2) потопташа поганыя плъкы Половецкыя;
(3) и рассушясь стрѣлами по полю,
(4) помчаша красныя дѣвкы Половецкыя,
(5) а съ ними злато, и паволокы,
(6) и драгыя оксамиты;
(7) орьтъмами и япончицами, и кожухы
(8) начашя мосты мостити
(9) по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ,
(10)и всякыми узорочьи Половѣцкыми.
Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка,
сребрено стружiе храброму Святьславличю.

(1) Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо
(2) далече залетѣло;
(3) небыло нъ обидѣ порождено,
(4) ни соколу, ни кречету, ни тебѣ чръный воронъ.
Поганый Половчине.
(5) Гзакъ бѣжитъ сѣрымъ влъкомъ;
Кончакъ ему слѣдъ править къ Дону великому.

И в пятницу поутру, обратили в бегство
они неверных половцев полки.
И разлетелись
как стрелы по степи помчались
красные девки половецкие,
а с ними злато, жемчуг, бархат благородный….
Сукном и шубами и тканями с узором
мосты они себе мостили по болотам
и грязи.
И лишь красный флаг,
да белый,
да копье
серебряное с алой бахромою -
тебе достались,
Святославич храбрый.
Спокойно спит во чистом поле
ольгОвичей хорОброе гнездо.
Далече залетело, братья.
Не нанесли они обиды
ни соколу,
ни кречету,
ни черну врану,
зри - половцу неверному.

Вот они, по-вашему, нанасильничались, отстали, наконец, от бедных "девок", оставили их рыдать и плакать. И под этот плач женский так славно спали?! Дремлет в поле Ольгово храброе гнездо.
Далеко залетело. Не было оно обиде порождено, ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец! Уж такие расхорошие, такие невинные! А бабы ревут.

Таковы нравы русских воинов XII века. Нравы того времени.

Да не было этого! Дело в том, что:
1. За девками гнаться было бессмысленно (если они не на конях, их догонять просто не нужно), тем более – конным.
2. По летописи русские конники поехали догонять половцев. Значит, «половцы» оказались половецкими девками.
3. Когда полоцы=девки убегали, они уносили с собой богатство (золото, жемчуг, бархат), а бросали на землю «узорочье половецкое» - менее ценное: шубы да ткани с узором.

Крупнейший специалист по половцам, С.А.Плетнева, удивляется: почему при рассказе о захвате половецких веж обходится в данном случае без упоминания захваченного скота? Она предполагает, что вежи-то были подставные. Например, для того, чтобы задержать войско.

На мой взгляд, произошедшее можно реконструировать следующим образом. Одной из целей похода была свадьба. Русичи ехали к Мостищенскому лабиринту с целью осуществить Троянские игры. Они ждали появления ответного свадебного полка с невестой и половчанками, которые участвовали бы в первой половине свадьбы. Когда русичи встретились с подставными вежами, они приняли их за встречающий их свадебный полк. Но свадебный полк был «ложный». Как только «половцы» (девки) получили приданое, они немедленно вскочили на коней и помчались в разные стороны, унося его с собой.

Задача этой военной операции состояла в том, чтобы завлечь русичей в погоню и утомить их коней. И это удалось. Только к вечеру вернулись русские воины назад, усталые и утомившие своих коней. Привезли они всего лишь то не ценное половецкое узорочье, которое девки кидали в грязь на дорогу, чтобы отвлечь погоню.

В этом случае, как видите, логика восстанавливается. КРОМЕ ТОГО. Автор в свойсвенной ему манере полускрытно насмехается над неудачей Игоря. Типа, ну да, «победили»,да. Но даже девок вам не досталось! Не то что византийских драгоценностей! Были да СПЛЫЛИ. Вот и спите теперь в чистом поле без девок. НЕ НАНЕСЛИ ВЫ НИКОМУ ОБИДЫ. Ни соколу, ни кречету, ни врану.

Вот список драгоценностей.
1. Злато. Оно же в другом месте названо "русским". Если оно половецкое, то почему оно русское? 2. Паволокы. Византийская ткань, имевшая хождение на Руси. Если ее и можно было увидеть в Степи, то уж вряд ли в ординарных вежах, у обычных половцев...
3. Оксамиты. Тоже византийская ткань. аналогично.
Игорь прямо наехал на какой-то половецкий торговый караван, знаете ли, идущий из Византии (если рассуждать так, как обычно рассуждают). Например, даже если русскую деревню или даже небольшой городок грабили половцы, то много ли находили паволок и оксамитов? А Русь, к тому же, - просто географически ближе к Византии. Так и так выходит, что злато, паволоки и окасамиты везли в качестве ПРИДАНОГО.
Затем в тексте нечто вроде "цезуры", означающей противопоставление. Мол, эти ткани и злато - с девками (в качестве подарка? если бы отобрали, то зачем это "а с ними"? если отобрали - значит уже не с ними! :? ), а иными - половецкими вещами - мосты мостили на грязевых местах.
4. Орьтъма - плетеное покрывало. М.Шефтель: использование тюркского слова здесь может быть вполне мотивировано пренебрежительным противопоставлением презираемых грубых, необработанных половецких тканей драгоценным парчам и оксамитам, ввозимым из Византии (словарь Виноградова, 4, с. 37). То есть НАШИМ ТКАНЯМ.
5. Япончицы - плащи.
6. Кожухы - овчинные шубы.
Вот это все последнее как раз МОГЛО быть в вежах. Про это, вероятно, сказано: узорочьи половецкие (потому что если византийские, то почему половецкие?).
Иными словами, НАШИ ткани - это нечто, а ихние - только грязь мостить. Как Вы счиатаете, ТКАНИ И ОДЕЖДА, и сама поставновка вопроса о там, какие у НАС ткани, и какие у них - это РЕЧИ МУЖЧИНЫ ИЛИ ЖЕНЩИНЫ? Кто готов часами обсуждать бретельки и выточки?
И если мы везли наши ткани, то дарили, очевидно, а не грабили.
Игорь - не грабитель и не насильник, а светлая душа! Но автор «Слова о полку Игореве» считает иначе.

В связи с проблематикой «узорочья» надо упомянуть также и связанный с этим «тревелинг цитат».
Небольшая предыстория. После смерти Юрия Долгорукого Киев достался князю Мстиславу Изяславичу и Ростиславу Мстиславичу, брату Изяслава. И Мстиславом была совершена попытка вновь поставить Климента Смолятича, изгнанного Юрием.
Однако - не удалось. Ростислав не хотел ставить Климента, т.к. тот не был утвержден Царьградом, а Мстислав не хотел ставить Константина, т.к. тот проклял его отца. И в силу соглашения между князьями, как Климент, так и Константин были устранены от киевской митрополии и сюда приехал из Константинополя третий кандидат Феодор. Скоро Феодор, впрочем, умер, но из Константинополя явился неожиданно новый митрополит Иоанн.
Вот как это описывает Ипатьевская летопись (1164):
«Приде митрополит Иван в Русь, и не хоте его Ростислав приятии, занеже отрядил бяше Ростислав Гюряту Семковича к цареви, хотя справити Клима в митрополью, и возвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитом и с царевым послом. И присла царь дары многи Ростиславу, оксамиты и паволокы и вся узорочья разноличная. Посол же царев молвяше Ростиславу: «Молвить ти царь: аще приеши с любовью благословение от Святыя Софии…»

Далее в летописи пропуск. Согласно последующему, Ростислав попросту поддался на подкуп и согласился с поставлением митрополитом Ивана. Далее в летописях о Клименте Смолятиче мы ничего напрямую не услышим.

Отметим здесь словосочетание «оксамиты и паволокы и вся узорочья разноличная». Ибо то же самое мы находим в «Слове о полку Игореве»: «Помчаша красные девкы половецкыя, а с ними злато и паволокы и драгия оксамиты». Случайность ли?

Лемурий обратил мое внимание на отрывки из «Слова Даниила Заточника» с той же метафорой. «А иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, паволочиты крилы имея..». И еще. "Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть.."
Возникает ощущение переклички между летописью, «Словом Даниила» и «Словом о полку». И это уже трудно объяснить «влиянием» одного автора на другого…

Не могу тут не привести замечательную мысль Лемурия о смысле "мощения болот". В грязь и болото Автор покидал ТО, за что обменял Ростислав пост Клима в 1164 году: паволоку, оксамиты и узорочьи различныя. Автор СПИ хотел дать понять Климу Смолятичу (вспомним, кто это: это Боян) или каким-то его преемникам, что она презирает эти дорогие тряпки, за которые купился Ростислав. Итак, кажется, еще одна строчка тайнописи прочитана.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 18 сен 2014, 16:16

Евгений Беляков писал(а): Значит, «половцы» оказались половецкими девками...

Это Вы, Евгений, Евровидения-2014 насмотрелись, на самом деле на "насильничестве" я никогда акцент не делал, версия про "стрелки", которые русичи "рассушили", это Ваша версия. Я же писал о "Дочерях Сиона", откуда и взято перечисление трофеев + отрывок летописи 1164 г, завершающий повествование о Клименте Смолятиче:

    "паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22):"серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии)...
    -------
    Барац Г.М. "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, С.36

Евгений Беляков писал(а):Далее в летописи пропуск. Согласно последующему, Ростислав попросту поддался на подкуп и согласился с поставлением митрополитом Ивана. Далее в летописях о Клименте Смолятиче мы ничего напрямую не услышим.

Вот Вы и сами приходите к тому, что "оксамотъı и паволокы и вся узорочья" ничто иное как сфрагида Автора СПИ, как и в "Слове Даниила Заточника": "Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть..."(СДЗ)

Общее же название "девки", а не "дочери" приведено из другой библейской параллели о блудном сыне, расточившим отцово наследство на чужбине с блудницами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 18 сен 2014, 17:01

Цитаты путешествуют от одного автора к другому. Априори трудно сказать, имеет ли автор в виду себя или другого человека.
Когда цитата ставится в какой-то контекст, она начинает значить нечто большее, чем то, что она значила в исходном тексте.
Например, когда узорочье кидается в грязь - это значит, оно связано с чем-то плохим, с чем-то, к чему автор относится резко отрицательно. Но это не значит, что автор говорит о том, что принимал участие в этом событии...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 18 сен 2014, 18:49

Евгений Беляков писал(а): когда узорочье кидается в грязь - это значит, оно связано с чем-то плохим, с чем-то, к чему автор относится резко отрицательно. Но это не значит, что автор говорит о том, что принимал участие в этом событии...

Не принимал, а говорит, что это тленное и не стоило за это "добро" силу Руси губить...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 70