Re: Великий Хорс
Добавлено: 27 сен 2012, 14:23
Konrad писал(а):Итак, помните о том, что у осетин был персонаж Хорс Никкола?
И о том, что Хорс, по одной из гипотез, божество Луны?
Так вот, в скифском, сарматском и аланском искусстве попадается троица божеств, одно из которых солярное.
Этнографы пишут, что с тройкой мужских божеств в нартовском эпосе сталкиваемся в чрезвычайно архаичном описании шествия богов, сватающих Агунду за Ацамаза.
Там вместе с божеством Уастырджи идут Никкола и Сослан.
С другой стороны в связи с представлениями о путешествии умершего в верхний мир (котрое, кстати, часто ассоциировалось со свадьбой), встречаем того же Уастырджи и Солнце и Луну или же неких Сына Солнца и Сына Луны. Они обязаны были набдить умершего всем необходимым.
Одна троица соответствует другой.
Сослан - солярный герой, что доказано изысканиями Дюмезиля, Раевского, Бессоновой и других.
Он соответствует Солнцу.
Соответственно Хорз Никкола соответствует в мифологии осетин... правильно, Луне!
Напрашивается сопоставление Уастырджи(1), Сослана(2), и Хорз Никкола(3) с св. Георгий(1), пр. Илья(?), и св. Николай(3) и соответственно сезонами весна, лето, и зима (а солнце и луна только как символы тепла и холода, потому что Сослан какой-то поздний чересчур в генеалогии нартовской для аватары Солнца, "сын" Шатаней, дочери Дзерассы, т.е. внук Уастырджи. И кто тогда Батрадз, который "родился из спины своего отца Хамыца, выскочив оттуда раскалённым как огонь. Батрадз не живёт на земле, он обитает либо у матери в море либо на небе у закалившего его кузнеца Курдалагона"?).