1) "Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града , сѣде на немь..."(ЖФП)
Глагол "обрѣтъ" (обрел) имеет несколько значений, необязательно "купил". "Обретение" возможно через вклад участка земли в обитель, что я считаю наиболее вероятным.
2) Распространенное ГДЕ, Саша ? В Болгарии.
Имя Боян находится в Святцах, которыми пользовались при крещении, т.е. это имя давалось детям на Руси. Мне попадалось это имя в тексте новгородской берестяной грамоты.
28 марта отмечаются дни памяти сразу двух Иларионов: Илариона Нового и Гдовского. "Наш" - который?
Я насчитала не меньше 7 преп. Иларионов:
http://days.pravoslavie.ru/ABC/mi.htm#ilarion. Так что совершенно не обязательно, что "наш" Иларион получил имя в день того самого Илариона, которого отмечают в день памяти болгарского князя.
3) Если великий Никон находился в Тмуторокани как он мог "обресть" землю от имени монастыря?
А то, что земля и монастырь принадлежат Никону явно видно из следующего отрывка:
"По сихъ же моляшети и́ святый Феодосий не отьлучитися ему от него, дондеже еста въ плъти. Тъгда же великий Никонъ обѣщася ему, глаголя, якоже «тъкмо дошьдъ тамо и манастырь свой обрядивъ, и ту абие възвращуся въспять» (ЖФП)
Никон ходил в Тмутаракань не по собственной инициативе, а был послан как представитель авторитетной обители, чтобы утрясти вопрос о княжении Глеба. Вопрос был решен положительно, за что ему был поднесен деликатный "подарок" - земля для устройства монастыря, дочерного по отношению к Печерскому. Такие вклады в монастырь (=плата за услуги) - весьма распространенная практика на Руси.
Называя Тмут. м-рь "своим", Никон говорил о "своей" пастве, а не о земельной собственности.
4)Послухи (свидетели) бывают со стороны "Продавца" и со стороны "Покупателя".
У "гражданских" приписано чьи они: Михал Елисавиничь, Иванъ Янычянъ - Елисава (вдова Изяслава Ярославича), Янка (дочь Всеволода Ярославича)
У гражданских лиц послухами могли являться как гражданские лица, так и духовные: см. Духовные грамоты великих князей.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/index.html
Надо сказать, что надпись на Соф. соборе еще не достаточно изучена.
В первую очередь бросаются в глаза следующие факты:
- юридическим лицом при заключении сделки является женщина (редчайший случай для средневековой Руси)
- запись сделана не на бумаге, а выбита в камне (этакие скрижали)
- необычно большое количество послухов для в общем-то рядовой торговой операции.
- в качестве послухов названы две женщины.
Очевидно, факт купли-продажи земли Бояна представлял собой не просто куплю-продажу, а нес в себе символический смысл.
Т.к. в нем выступает женщина как юридическое лицо, что на Руси 10-11 вв. - событие неординарное.
Христианство принесло на Русь усиление неравноправия женщины. Некоторую самостоятельность женщины обретали, овдовев и получив по завещанию свое приданое, немного недвижимости и какую-то сумму денег, но при этом супруг обычно поручал ее заботам старшего сына или другого члена семьи, который и вел ее дела, покупал-продавал.
Надо полагать, княгиня, овдовев, получила в свое пользование не только свою часть наследства, но и юридическую самостоятельность.
Что и было ею закреплено сделкой, при которой присутствовали, практически, все духовенство Киева, а также наиболее уважаемые граждане города.
На протяжении последующих веков такая традиция закрепления юридической самостоятельности лиц через какой-либо актовый документ получила развитие, были выработаны специальные формулировки.
Так, в середине 16 в. 6-летний удельный князь Владимир Андреевич Старицкий подтвердил свою юридическую дееспособность пожаловав своего крестьянина деревней, конфискованной у того еще его отцом, князем Андреем Старицким. В жалованной грамоте есть формула "а сужу их яз... или мой боярин введеной" (на случай правовых претензий к крестьянину) - что свидетельствует о его правах в отношении судопроизводства. Аналогичный документ был составлен от имени 6-летнего царевича Дмитрия, кот. пожаловал Угличский монастырь несудимой грамотой. (Полной юридической дееспособности мужчины достигали в 20 лет. К крестному целованию запрещалось допускать юношей, моложе 14летнего возраста, а с 14 до 20 лет - считалось крестное целование "по неволе").
Таким образом, надпись на стене Соф. собора представляет собой актовый документ, который закреплял юридическую самостоятельность княгини. В камне был зафиксирован важный прецедент в области эмансипации русских женщин. Боян тут - статист.
Женские имена среди послухов (для гражданского лица) мне вообще никогда не попадались. (Игуменьи иногда выступали послухами в дух. грамотах насельниц)
Специально просмотрела духовные грамоты вел.князей в книге "Собрание гос. грамот и договоров" т. 1, М. 1813.
Нашла только один (!) случай, когда вдова получала юридическую самостоятельность:
Дух. грамота Дмитрия Донского (1389 г.)
Так что неслучайно надпись на стене Софийского собора была тщательно замазана...
5) О Тмутараканском камне уже была моя тема.