Ответить на этот вопрос однозначно на основании упоминаний в древнерусских литературных памятниках нельзя, но из контекста СПИ можно установить дату и наиболее вероятное место произнесения "Слова".
Спевши песнь старым князьям, настал черед молодым петь:
Слава Игорю Святославичу, буй-тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!
Здравье, князья и дружина, борющаяся за христиан с погаными полками!
Князьям - Слава, а дружине - Аминь!
До этого Автор обращался
только к Мстиславичам и их союзникам по междоусобице 1180 года с призывом:
"Загородите полю ворота!". В обращении не названы ни Ольговичи, ни туровские князья, ни Мачешичи.
Обращения Автора адресованы:
1. Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) + 4 "удалые сыны Глѣбовы"- рязанские князя (Игорь, Ярослав, Владимир и Святослав);
2. Рюрик и Давыд Ростиславичи;
3. Ярослав Галицкий (Осмомысл);
4. Роман Мстиславич и Мстислав Романович (старшие сыновья старших сыновей Изяслава и Ростислава Мстиславичей);
5. Ингвар и Всеволод Ярославичи (внуки Изяслава Мстиславича), а также "
вси три Мстиславичи": Давид, Владимир и Мстислав "Удатный" (внуки Ростислава Мстиславича).
-------------
Итого:
15 князей "Мстиславого племени" и их союзников по 1180 г.
Обращение личное - Автор князьям, причём называет трёх из них "
господине" (
смоленских князей Рюрика и Давыда и галицкого Осмомысла), а Всеволода Большое Гнездо - "Великим князем" и вопрошает:
"Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти?"Несмотря на панегирическое обращение в призывах он употребляет глаголы повелительного наклонения:
"Вступита, господина, въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславлича!
Стрѣляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святславлича!
Загородите полю ворота своими острыми стрѣлами, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!"
Складывается впечатление произнесение речи на съезде князей или их общем собрании по какому-то поводу.
Ирония в сторону Ольговичей говорит о их отсутствии на том собрании.
А было ли такое историческое событие на Руси при жизни всех адресатов обращения? Оказывается было.
В здравнице поётся
"Слава Игорю Святославичу, буй-тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!" значит они уже вернулись на Русь.
Ипат.1187:
1. "На Боришь день отда Верхуславу, дщерь свою, великыи князь Всеволодъ..."
"Приведоша же ю в Белъгородъ на Офросеньинъ день, а заутра Богослова, а венчана у Святыхъ апостолъ..."
2. "Тое же неделе [=воскресенье] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новъгород Северьскии"
3. "Тогда же приде Володимерь [Игоревич] ис Половечь с Кончаковною, и створи свадбу Игорь сынови своему, и венча его с детятемь..."
"На Боришь день" =
24 июля (см. Лосева О.В. Месяцесловы древнерусских Евангелий XI-XII веков, М.,1999, С.175) 24 июля (ст.ст.) 1187 года принято решение о свадьбе и назначен день венчания.
Намедни
"Офросеньинъ день" =
25 сентября ст. стилем Прп. Евфросинии Александрийской (V)"Заутра Богослова" =
26 сентября старым стилем –
Преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Лосева 1999:54)
"Того же лѣта [1187] велика дни посла князь Рюрикъ Глѣба князя шюрина своего с женою Чюрыну с женою, иныи многи боярѣ с женами ко Юрьевичю к великому Всеволоду в Суждаль по Верхуславу за Ростислава. А на Боришь день [24 июля] отда Верхуславу дщерь свою великыи князь Всеволодъ. И да по неи многое множьство бещисла злата и сребра. А сваты подари велики дары и с великою честью отпусти. Еха же по милое своеи дочери до трехъ становъ. И плакася по неи отець и мати, занеже бѣ мила има и млада сущи осми лѣтъ. И тако многи дары давъ и отпусти и в Русь с великою любовью за князя Рос[тис]лава. Посла же с нею сестричича своего Якова с женою, ины бояры с женами. Приведоша же ю в Бѣлъгородъ на Офросѣньинъ день [25 сентября], а заутра Богослова [26 сентября] . А вѣнчана у Святыхъ Апостолъ у деревянои церкви блажнымъ епископомъ Максимомъ.
Створи же Рюрикъ Ростиславу велми силну свадбу ака же несть бывала в Руси. И быша на свадбѣ князи мнози за 20 князѣи. Сносѣ же своеи далъ многи дары и городъ Брягинъ. Такова же свата и с бояры отпусти ко Всеволоду в Суждаль с великою честью и дары многими одаривъ.
"Тоѣ же недѣлѣ [=воскресенье 25 сентября] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича за Святослава в Новъгородъ Сѣверьскии.
Тогда же приде Володимѣрь ис Половѣць с Коньчаковною и створи свадбу Игорь сынови своему и вѣнча его и с дѣтятемь..."
---
Ипат. 1187
Ходов В.М. Свадебный пир в доме князя Владимира, Палех, ларец (крышка),1987Итак, 26 сентября 1187 года в городе Белгороде состоялась свадьба, на которой присутствовали более 20 князей, очевидно из числа Мстиславичей и их союзников, поскольку на этой же седмице в Новгород Северском Ольгович Игорь справлял свадьбу своего сына:
«Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы».
Руской земли безъ Игоря. Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.
=
(СДЗ)Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а
мужь — женѣ своей» = (Еф. 5:23) "зане
муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкве..."
ГОЛОВА - это жених - сын Игоря Святослав, которого посватали за ПЛЕЧИ - дочь Рюрика ( хозяина "всей Русской земли" по ряду 1180 г.) Ярославу.
Сход "20 князей" Мстиславова племени за 5 дней до смерти Ярослава Осмомысла (1.10.1187) - это 15, к которым обращается Автор СПИ + жених Ростислав Рюрикович + братья невесты. Всё сходится!
P.S. После написания данного комментария обратил внимание на одно упущенное ранее словосочетание "
тое же неделе", что сдвигает события на один год позже. Судите сами - для точного определения года надо обращать внимание на дни недели:
"Приведоша же ю в Белъгородъ на Офросеньинъ день, а заутра Богослова, а венчана у Святыхъ апостолъ...
Тое же неделе [=воскресенье] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новъгород Северьскии..." (Ипат.1187)
В ТОЖЕ воскресенье (!!!), т.е. и свадьба "
на Офросеньинъ день, а заутра Богослова" ТОЖЕ была в воскресенье, а это получается
1188 год.
1187
25.09 = пт
26.09 = сб
1188
25.09 =
вс26.09 = пн
Тогда и Ярослав Галицкий умер не 01.10.1187, а 01.10.1188, поскольку эта запись из Галицкой летописи, а она по Бережкову (1963 :
203 -
204) в статье Ипат. 1187 описывает события годом позже.
Подтверждение того что свадьбы на Руси начинали справлять в первый день седмицы "недѣлю" (=воскресенье) можно найти в работе:
-
Сумцов Николай Федорович О свадебных обрядах, преимущественно русских / [Соч.] Н.Ф. Сумцова. - Харьков : тип. И.В. Попова, 1881, С.69а также см.: