El_mariachi писал(а):pan
А что вы скажите на счет «Битвы при Ангиари», ведь Серачини считает что Вазари спрятал ее под своей фреской?
Не только Серачини, но и многие эксперты считают, что Вазари мог скрыть работу Леонардо под своей росписью. Но нет пока полной уверенности, в том, на какой стене (восточной или западной) зала она находилась. Исследования, предпринятые в конце прошлого века, показали, что аномальным является слой под поверхностью западной стены. В этом десятисантиметровой толщины слое, площадью ок. 90 м² найдены частицы пигментов, применявшихся в работе Леонардо. Хотя, обнадеживать может тот факт, что аномальный по составу слой расположен посередине стены, в виде пятна, не доходящего до краёв стены. Довольно большая толщина слоя косвенно также может свидетельствовать о том, что это экспериментальный слой Леонардо. О необычной толщине такого слоя можно узнать как у Вазари: «И задумав писать маслом по стене, он для подготовки стены составил такую грубую смесь, что она по мере того, как он продолжал роспись этого зала, стала стекать, и он бросил работу, видя, как она портится.»; так и из техники «Тайной вечери», которая теперь хорошо известна: стена в трапезной была пропитана до живописи льняным маслом (или масляным лаком), после чего промазана снова тем же лаком в соединении с каким-то глинистым веществом, поверх этой подготовки при помощи раскаленного шпателя был нанесен слой из смеси смолы и гипса, после полного просыхания этого слоя на него уже наносился рисунок и т.д.. Но это еще не означает, что красочные слои, нанесённые Леонардо на стене залы Большого совета, остались хотя бы в том виде, в котором были в 1561 г,, когда Вазари приступил к работе.
Остаётся только верить в то, что Вазари поступил, как культурный человек (которым он несомненно был) и ради собственного удобства не стал трогать работу Леонардо, пусть и находящуюся в плачевном состоянии. Существование «аномального пятна» вселяет такую надежду. Иначе этого пятна просто бы не было.