Athenaios писал(а):
Я согласен с вами в том смысле, что действительно Россия в 20-м веке по-видимому пострадала больше других. И причиной тому вовсе не две мировые войны. Можно по-разному относиться к православию, но именно оно было почти тысячу лет традицией на данной территории. Та жестокая расправа, которая над ним учинена и определила на долгое время кризисное положение. в котором Россия до сих пор пребывает. Потому что экономику восстановить можно - для этого существуют рецепты, численные потери населени тоже, но восстановить в обществе систему ценностей, нравственный климат, однажды нарушенный, чрезвычайно трудно. А проводить какие-либо реформы в таких условиях - все равно, что пытаться наполнть водой бездонную бочку. Почему так произошло, почему народ так легко согласился втоптать в грязь свои святыни - мне неясно, но это факт. И таких прецедентов в 20-м веке действительно немного.
Вы подняли острую и сложную проблему.
Я полагаю, что ее можно разделить на следующие общефилософские проблемы
1) соотношение идеологии и действия.
2) влияние религиозных культув и обрядов на поведение людей.
Еще славянофил Хомяков признал, что христианство на Руси было весьма поверхностной религиеей. Подобное мнение было развито советские историками Древней Руси и средневековой России в концепцию двоеверия - поверхностное восприятие народом греческого христианства и долгая приверженность славянским культам.
В своей "Истории русской культуры" П.Н. Милюков обращает внимание на поверхностность соблюдения христианских заповедей как самим народом, так и монахами Киевско-Печерской лавры в X-XII вв. (Милюков анализирует жития святых лавры и святых греческих монастыре горы Афон. Приходит к выводу, что для древнеславянских монахов соблюдение обычного греческого устава было уже подвигом).
Следует отметить и тот факт, что в отличие от ислама, который скорее образ жизни, в первую очередь и лишь во вторую комплекс идей, то православное христианство скорее наоборот.
Мы, россияне начала 21 века вопрошаем, как наши прадеды могли втоптать в грязь свои святыни. Мой ответ таков - народ увидел убожество представителей культа, их лицемерие, алчность и алкогольную зависимость (вспомним картину "Крестный ход на пасху"). Как и в эпоху поздней Римской империи население империи Российской, разочарованное в своей религии и власти бросилось в поиск новых идей. Одной из них, как в свое время христианство, стал марксизм.
Кроме этого, нельзя забывать и о процессе индустриализации, вызвавшем коренную ломку традиционных общественных институтов. Мир, казавшийся неизменным, трансформировался на глазах одного поколения. Прежние философские и религиозные системы уже не могли дать ответ на вопросы, встающие перед россиянами в начале 20в.
В такой ситуации, ситуации сложного выбора если правильно подобрать слова, иметь стратегию манипулирования массами и знать психологию народа, русского народа, очень легко соблазнить и прельстить полуслами светлого будущего даже самых образованных людей эпохи.
Осознавал ли Ленин свои действия до конца или же он был лишь инструментов в руках Судьбы и ему улыбнулась Фортуна - загадка истории, загадка судьбы России. Конечно, это уже мистический вопрос, но кто сказал, что истрик должен находится только в рамках методологии светской науки?