thor » 18 сен 2006, 08:22
Правда, Шеер указывал, что «…предписывавшееся нам намерение отнять у англичан мировое господство в действительности никогда не существовало; наоборот, наши цели ясно определялись тем фактом, что в соответствии с законом о флоте число наших кораблей было ограничено и не достигало количества английских кораблей…» (Шеер Р. Германский флот. С. 12). На этом тезисе мы остановимся подробнее несколько ниже, а пока же отметим, как могла Германия добиваться свободы морей, если сам Шеер признавал, что Британия никогда не согласится сама по себе, добровольно, отдать завоеванное в борьбе с Испанией и Францией господство над морем, тем более что для Британии, островного государства, не имеющего практически природных ресурсов, необходимых для развития своей промышленности, господство на море было действительно жизненно необходимым. Ответ мог быть только один – силой. И, естественно, как могла Британия, следовавшая на протяжении десятилетий принципу «two power standard», не обратить внимания на наращивание германской военно-морской мощи, тем более что в меморандуме, сопровождавшем закон 1900 г., четко излагалась «теория риска», разработанная подлинным создателем германского флота А. Тирпицем.
Суть ее заключалась в следующем: «Для защиты морской торговли и колоний Германии в сложившихся обстоятельствах есть только один путь: Германия должна обладать линейным флотом (выделено нами – Thor. Именно линейным, а не крейсерским Линейный флот явно не нужен державе, намеревающейся вести крейсерскую войну против Британии, но для державы, желающей побороться за «Сommand of Sea» он совсем будет не лишним) столь сильным, чтобы даже имея противником сильнейшую морскую державу, поставить ее перед опасностью потери ею своего положения в мире. Для достижения этой цели совершенно излишне, чтобы германский линейный флот (и снова речь идет о линейном, а не крейсерском флоте – Thor) был бы равен по мощи линейному флоту самой сильной морской державы (т.е. Британии, а кому же еще – Thor), поскольку последняя, со всей очевидностью, не сможет сконцентрировать всю свою ударную мощь против нас. Но даже если бы она преуспела в намерении добиться сражения с нашим флотом, располагая явным превосходством, возможное поражение сильного германского флота настолько ослабило бы противника, что несмотря на достигнутую им победу, его положение в мире больше не могло бы быть гарантировано необходимым для этого флотом…» (Цит. по: Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. 5. На рубеже столетий. СПб., 2005. С. 73).
В этом Тирпиц четко следовал вслед за создателем прусского флота принцем Адальбертом, который, встав во главе прусского военно-морского ведомства, во 2-й половине 50-х гг. XIX в. писал: «Германия должна или не строить совсем флота, или иметь активную морскую силу. Все промежуточные направления пустая трата денег и самообман, так как цель не достигается…» (Цит. по: Мужеников В.Б. Первые броненосцы Германии. СПб., 2001. С. 7). Т.е. идеальным вариантом признавалось создание сильного самостоятельного флота, немыслимого без наличия мощных линейных сил. Правда отсутствие средств и необходимых ресурсов и промышленности при засилье армейских генералов, героев франко-прусской войны 1870-1871 гг. не позволили развить эту идее Но она не умерла, и дождалась своего воплощения в законе о флоте.
cogito, ergo sum