Евгений Беляков писал(а):А можете Вы уточнить: открытие возможности плыть против ветра КОГДА ИМЕННО в XV веке произошло? И связано ли это с общим интеллектуальным подъемом в Европе, который можно ПРЕДПОЛОЖИТЬ ввиду миграции византийских мыслителей?
К моему удивлению, с ходу удалось найти маловато информации:
Одним из первых в Европе, примерно в 1440 г., строить каракки начал бретонский корабельный мастер Жюльен. В Голландии обшивка корпуса вгладь получила название кравеель, так каракка стала каравеллой. Благодаря своим прекрасным мореходным качествам вскоре каравелла становится самым популярным торговым судном в Северной Европе. Особых различий в те далёкие времена между военными и торговыми судами не было. Например, ганзейские купцы считали, что если на судне в экипаже число арбалетчиков меньше 20 - судно торговое; если больше, до 40, - судно военное. О размерах каравеллы известно достаточно много. Для примера возьмём флагманское судно Христофора Колумба. "Санта-Мария", отплывшая из порта Палоса 3 августа 1492 г., имела длину 23 м, ширину 6,7 м и осадку 2,8 м. Отсюда легко рассчитать её водоизмещение, которое составляло около 312 т.
http://engine.aviaport.ru/issues/54/page56.html
Наиболее острые споры развернулись вокруг вопроса, имеет ли латинский парус средиземноморское происхождение или он первоначально появился в Индийском океане и привнесен в Средиземное море арабами. Сторонники второй версии приводят в ее подтверждение следующие доводы. Латинский парус был повсеместно известен под именем «арабского паруса», заимствованием которого мореплаватели Запада значительно повысили эффективность своего флота. Далее, отсутствуют свидетельства о наличии в Средиземном море латинского вооружения до конца девятого века, т.е. по прошествии почти двух веков с начала действия арабских кораблей в Средиземноморье (George F. Hourani, Arab Seafaring in the Indian Ocean in Ancient and Early Medieval Times (Princeton, 1951)).
Однозначно решает этот вопрос и наш арабист Шумовский Т.А. В своей книге «Арабы и море» (1964 г., с.173) он пишет:
«Перенесенный арабскими мореходами из Индийского океана в Средиземное море и ставший достоянием Европы, носо-кормовой треугольный парус произвел революцию в европейском парусном мореплавании. Переход от первобытного одномачтовика с прямоугольным парусом к трехмачтовым кораблям с арабским треугольником дал возможность парусному судну идти против ветра, то есть практически в. любом выгодном ему направлении, откуда возникла техническая возможность осуществить экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и их преемников.»
Р.Боуэн (Richard LeBaron Bowen, “Arab Dhows of Eastern Arabia,” The American Neptune 9 (1949): 92) тоже полагает, что вероятнее всего родиной латинского паруса является Индийский океан, так как в рассмотренной выше эволюции парусного вооружения от прямого к латинскому именно в Индийском океане присутствуют промежуточные между ними видоизменения паруса. В Средиземном же море не обнаружены паруса, которые можно было бы считать предшественниками латинского. Вместе с тем Р.Боуэн считает, что неправильным было бы приписывать изобретение латинского паруса арабам. Он полагает, что арабы проявили себя мореплавателями слишком поздно, чтобы считаться изобретателями латинского паруса. По мнению этого авторитетного ученого, арабы переняли знания морского дела у персов вместе с морским словарем, принципами навигации и, возможно, и латинским парусным вооружением. А уж затем арабы перенесли латинский парус в Средиземное море. Подтверждает эту гипотезу, якобы, тот факт, что первые изображения латинского паруса в средиземноморском изобразительном искусстве появились в девятом веке. В связи с этим уместно привести замечание Ван Доорнинка, приведенное в сборнике A History of Seafaring Based on Underwater Archaeology, (ed. George F. Bass (London, 1972), p. 146) о том, что иллюстраторы манускриптов, как правило, работали с традиционными стереотипными формами и редко вводили новации в свое искусство. Так что треугольные латинские паруса могли появиться задолго до того, как их изображения стали использоваться в иллюминированных рукописных текстах. Следовательно, этот факт дает основание для заявления лишь о том, что латинские паруса на Средиземном море появились «не позднее, чем» в IX веке. Но главная трудность в продвижении этой гипотезы заключается в том, что, как в более раннем исследовании заявил тот же Боуэн, нет ни одного свидетельства об использовании латинского паруса в западной части Индийского океана до появления там португальцев. Правда, имелись предположения, что рейковый (люгерный) парус мог быть занесен в западную часть Индийского океана греческими купцами, ведущими торговлю с Индией в эпоху господства Рима. И все же , несмотря на самые тщательные научные поиски, не удалось найти ни одного литературного или изобразительного свидетельства о типах парусного вооружения, используемого в западной части Индийского океане до XV века. Приводимые Дж.Хурани в подтверждение гипотезы о том, что арабы использовали латинский парус, свидетельства из арабской поэзии IX-X вв. не выдерживают никакой критики. Поэтические образы сравнивают корабельный парус вдалеке с плавником кита или выпускаемым им фонтаном. На этом основании Дж.Хурани делает вывод, что имеется в виду скорее латинский, чем прямой парус. Но у кита нет спинного плавника, а фонтан, выпускаемый китом, похож скорее на облако пара, чем на какую-то определенную форму. Это скорее чисто романтический образ, не дающий ключа к форме паруса. Не проясняют вопрос и сохранившиеся характеристики паруса арабских судов, которые приводит Ибн-Маджид (XV в.). Он указывает, что отношение длины наветренной шкаторины к длине подветренной равно 10:13,5, т.е парус почти прямой, и это скорее люгерный, чем латинский парус (Arab Navigation in the Indian Ocean before the Coming of the Portuguese (London, 1971), p. 52. )
http://community.livejournal.com/grand_ ... 02577.html