Konrad » 20 июл 2011, 09:20
Он был половецкого происхождения, а половцы не отличались благородством нравов, высокой моральностью и приятностью в обхождении, достаточно почитать источники.
Арабские писатели при описании быта Дешт-и-Кыпчака в XIII–XIV веках, подчеркивают варварство кочевников, их жестокость, дикость. Так, ал-Омари писал: «Тюркский народ на крайнем севере, у пределов его; он в нищете вследствие бедственного существования, ибо это не оседлые люди, у которых есть посевы, и сильная стужа губит их скотину. Это тупоумный и жалкий народ, у которого нет ни привязанности к какой-либо вере, ни проницательности ума. Вследствие бедственности их, происходящей от дурного положения [случается, что] когда кто из них находит кусок мяса, то варит его, но не доваривает, выпивает отвар и оставляет мясо на съедение в другой раз; затем собирает кости, переваривает их снова и выпивает отвар. По этому суди об остальном образе жизни их... Многие из степных жителей этого государства одеваются в шкуры [животных], не разбирая, заколоты ли были они [животные] или сдохли, дубленка ли это от животного чистого или от животного нечистого. В еле они не отличают скверного от нескверного и запрещенного от дозволенного. По временам, когда в иные годы они находятся в стесненных обстоятельствах, они продают детей своих, чтобы на выручку с них прокормить себя, и говорят относительно тех из детей своих, которых они продают: «Лучше остаться в живых нам и ему [дитяти!, чем умирать нам и ему»» [Тизенгаузен 1884, т. 1].
Ал-Асир рассказывает: «Затем они [татары] не нуждаются в следовании за ними провианта и припасов, потому что при них овцы, коровы, лошади и другая скотина, и они ничем иным не питаются, как их мясом. Животные же их, на которых они ездят, [сами] разгребают землю копытами и едят корни растений, не зная ячменя. Вот почему, делая привал, они [татары] не нуждаются ни в чем постороннем. Что касается религии их, то они поклоняются солнцу, при восходе его, и ничего не считают запрещенным, а потому едят любые животы, даже собак, свиней и других. Не знают они брака и к женщине приходит не один мужчина, когда является [на свет] дитя, то оно не знает своего отца» [Тизенгаузен, т. 1].
Согласно ал-Масуди, тюрки «едят даже ястребов и ворон» [Кумеков Б.Е. Государство кимаков ІХ–ХІ вв. По арабским источникам. – Алма-Ата: Наука, 1972].
Характеристика кипчаков удивительно схожа в совершенно различных источниках. Доброй памяти по себе они вообще не оставили. Грузинские летописи рубежа ХІ–ХІІ веков называют торков и половцев «злейшими из всех племен и родов, ибо, прелюбодействуя, не блюли они родства при вступлении в брак, съедали всякую тварь, поедали прах, как звери бессловесные, и об образе действий их нет слов». Это «жестокие языческие племена, каковых мы называем бунтурками и кипчаками..., ибо никакое из племен не творило [ничего] подобного» [Мровели 1979]. Грузины имели о половцах исчерпывающее представление.
В начале ХІІ века епископ Бамберга Оттон Фрайзингенский, один из крупнейших историков средневековья, много путешествовавший по Восточной Европе, упоминает в своем описании деяний Фридриха Барбароссы о живущих на равнинах к северу и востоку от Венгрии племенах печенегов и половцев, любителях сырого и мерзостного мяса, например, конского и кошачьего. Эти племена населяли землю, которая богата дичью, но никогда не знала ни плуга, ни бороны: «между севером и востоком [живут] пеценаты и фалоны, у них в изобилии водится дичь, но им совсем не знакомы лемех и мотыга». А в своей хронике Оттон сообщает, что «пеценаты и те, кого называют фалонами, доселе питаются сырым и нечистым мясом, ибо они едят конину и кошатину» [Райт 1988]. Как о пожирателях сырого и нечистого мяса он говорит также об аварах [Райт 1988]. Фалоны – средневековое германское название для куманов.
Рабби Петахия из Регенсбурга, проехавший в 1175 году всю территорию половецких кочевий от Киева до Черного моря, сообщает, что «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо, сваренные в молоке, а также молоко и сыр. Что касается мяса, то куски его кедары кладут под седло лошади, гонят её до пота, и когда мясо согреется, они его так и едят» [Три еврейских путешественника ХІ и ХІІ столетий Эльдад Данин, Р. Вениамин Тудельский и Р. Петахий Регенсбургский / Перевод, примечания и карты П. Марголина. – Санкт-Петербург, 1881]. Он же указывает, что половцы не употребляют соли.
Схожую характеристику дает любимцам современной историософии французский хронист ХІІІ века Робер де Клари, участвовавший в крестовом походе на Византию: «Кумания — это земля, которая граничит с Блакией, и я вам сейчас скажу, что за народ эти куманы. Это дикий народ, который не пашет и не сеет, у которого нет ни хижин, ни домов, а имеют они только войлочные палатки, где они рождаются, а живут они молоком, сыром и мясом» [Клари Робер де. Завоевание Константинополя. – Москва: Наука, 1986].
Как о пожирателях нечистого мяса и падали о половцах в ХІІ веке говорит и такой непредвзятый, достоверный и исключительно информативный источник, как Ипатьевская летопись: «...ѩко се и нн҃ѣ при насъ Половци законъ дѣржать ѡц҃ь своихъ кровь проливати, а хвалѧщесѧ ѡ семъ, и ѧдуще мр҃твечину и всю нечс̑тоту, хомѧкы и сусолы, и поимають мачехы своѩ, и ѩтрови, и ины ѡбычаѩ ѡц҃ь своихъ» [ПСРЛ 1908, т.2].