"Человек под влиянием первого впечатления всегда жив и спешит им поделиться с другим."(с) А после второго и по прошествии времени теряет часть запала по дороге.
Извините за многословие
Otherside писал(а):Buryat писал(а):4.Учебник или хрестоматия "Интересное обществознание" В.Старикова имеет серьезные недостатки, написан предвзято, с фактическими ошибками.
Вы не могли бы пояснить свой вывод?
1.В параграфе о религии книги В.Старикова "Интересное обществознание" на примере религии строится подобие теории общественного контроля и последовательность изложения материала следует этой цели, что дает основание считать материал скорее главой из учебника по контролю (со слов автора конфликтологии), чем по обществознанию. В школьной программе не предусмотрен перекос подачи информации в пользу конфликтологии.
2.Особое место в программе по обществознанию уделяется вопросам веротерпимости, способам разрешения конфликтов, интеграции личности в культуру. Статья Старикова идет в разрез с этими требованиями, т.к. автор дает негативный образ религиозной жизни, вкупе с убаюкиваниями о полезности религии они создают отталкивающий эффект.
3.В школьном учебнике не должно быть места авторской позиции ("я являюсь", "я признаю"), сообщения должны нести максимально объективную информацию.
4.Школьников приобщают к общеизвестным и общепризнанным теориям, а не обкатывают на них новаторские идеи, даже очень модные и оригинальные (теорию контроля Старикова можно изложить желающим факультативно).
5.В параграфе о религии В.Стариковым не использована возможность формирования у учащихся российской идентичности.
6.Ошибки:
- "...три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть
едино» (1 Ин. 5:7)." У В.Старикова: "в христианстве исторически сложилось три Бога – Бог Отец, Бог Сын (Христос) и Дух святой...";
- "культ, как система обрядов, символических предметов.., которые имеют функцию усилителя воздействия на верующих в руках у священника" как третий элемент контроля не убедителен. Не все предметы культа в руках священников, не все религиозные течения имеют священников;
- "в период становления христианства религию проповедовали странствующие священники... в 325 г. была создана единая иерархическая организация – христианская церковь..." По Старикову до 325 года других священников не было, и Церкви не существовало;
-"...нужен был только один бог. Поэтому священники дважды собирались на вселенские соборы..." Не поэтому (не только поэтому) и не только дважды;
-необоснованность, абсолютизация, сомнительность выводов ("самый эффективный миф о загробном воздаянии изобретён в христианстве", "в исламе принцип монотеизма проведён более строго, чем в христианстве", "в этом состоит единственное преимущество ислама по сравнению с христианством", "бедный культ в исламе – это его недостаток", "вторая форма контроля [надзор со стороны общины] является более эффективной", "протестантская религия является самой передовой и полезной в эпоху капитализма", "механизм религиозного контроля – это великое социальное изобретение, Такие изобретения никогда не исчезают в истории, а только накапливаются")...
Найдет ли "Интересное обществознание" В.Старикова радостный отклик читателей, как знать? Может, поставить ее на одну полку с "Забавной библией" Лео Таксиля?
Otherside писал(а):Buryat писал(а):5.Глава о религии из учебника Богомолова - отвратительна. Не доходчива, не правдива, не полна. Дополнительный материал провокаторский.
Кто такой Богомолов?
"Кто же не знает старика Крупского?"(с)

Простите, но я - не знаю.
Солженицын - по-вашему, говорящая фамилия. (Соложеница - тот, кто делает солод.)
А Боголюбов - по-моему, говорящая о предках автора статей и редактора учебника "Обществознание" фамилия. Но мое подсознание окрестило его самого Богомоловым, потому как за такое авторство стоит, на мой взгляд, молить Бога о прощении, каяться, а гонорар раздать бедным. Возможно я не права, и «зачем громко каяться, когда можно тихо грешить», не так ли?
Статью учебника о религии не он написал, он здесь выступает редактором, но это не снимает ответственность ни с него, ни с Министерства образования, утвердившего некачественную работу.
Otherside писал(а):И опять же? Не доходчивость спишем на личное восприятие, но остальное?
Впрочем, это не обязательно. Учебник Боголюбова здесь присутствует только для сравнения с учебником Старикова. Сам по себе он не интересен.
Не интересен академик Боголюбов, который подписался в "Практикуме для 11 класса" под заданием - «Человек состоит из ролей, которые он играет»! Но уместен хотя бы небольшой разбор главы о религии. И как свидетельство о государственном учебнике, эталоне, т.ск. для начинающих авторов, и как оправдательный материал для инициативы В.Старикова, и как образец нового направления в школьном образовании, «компетентностного» подхода…
Главу о религии в учебнике Боголюбова написала Котова О.А., она же автор более 20(!) пособий по обществознанию. Защита кандидатской диссертации по теме «Государственная деятельность Екатерины II». О вкладе Котовой в образовательный процесс последующие размышления.
1.Доходчивость, доступность, последовательность и ясность учебника – необходимые требования к изложению материала. Зачем списывать на личное восприятие? Л.Н. Гумилеву, например удавалось писать понятно и просто, равно для профессора и школьника. О.А.Котовой это не удалось, если ею написанное понимают не все преподаватели, то и заведомо не все ученики. Параграф разнородный по стилю и плотности изложения, будто сложен несколькими авторами. Это нарушает стройность изложения и целостность впечатления.
2.Статья о мировых религиях наполнена специфической терминологией и информацией, которая вряд ли понятна большинству школьных преподавателей, не говоря уже о школьниках. Я серьезно сомневаюсь, что она смогла бы привести приемлемые определения и разъяснения, потому что она не справилась с более простой задачей в этом же учебнике в параграфе о духовной культуре. Из 200 (по ее данным) определений культуры она приводит два определения, оба излишне формализованные, не дающие интуитивного понятия: 1) «культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни»; 2) «культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества».
3.Мне непонятно, какой смысл Котовой в методичке по ЕГЭ сетовать на неумение детей конкретизировать, самой не давая для этого достойных образцов? «Обращение к истории религиозных учений доступно лишь небольшому количеству выпускников» - пишет она. Так зачем обращаешься в учебнике, тем более, что не можешь отвечать своим же критериям: «К сожалению, объем исторических фактов, которым владеют выпускники, крайне ограничен. При этом существенной проблемой является корректное предъявление исторических фактов – вырванные из исторического контекста факты нередко выглядят крайне некорректно, а иногда и просто нелепо». Весьма нелепо выглядит ее порыв поведать о расколе христианского мира или распространении ислама, на этом фоне и история буддизма выглядит незаслуженно бедно.
4.О православии в тексте лишь 3 упоминания… Можно ли с таким подходом претендовать на полноту изложения или способствование формированию национальной или государственной идентичности у подростков, при том что по словам Котовой О.А. «подавляющее большинство верующих в нашей стране — православные»?
5.Я думаю, что Котова демонстрирует такое выражение «компетентностного» подхода, что не только не способствует большему пониманию между людьми, а создает условия для расслоения и разделения с младых ногтей. В усиление подтверждения тому выбор О.Котовой в качестве текста для самостоятельной работы учащихся фрагмента статьи американского социолога XX в. Роберта Белла «Социология религии», научающая, что «человек — это животное, разрешающее проблемы». Вопрос к ней: в России нет и не было своих более адекватных, чем Белл религиозных мыслителей что ли? Почему О.Котова к ним не обратилась, ей не хватило гражданской смелости, может быть? Кто же будет учить молодое поколение гражданственности? И когда это уже начнется-то? Наверно, О.Котова хотела дать детям понятие о религиозном чувстве, так привела бы, например, мысли И.С.Аксакова:
«Так называемый «прогресс» отражает в себе действие тех же евангельских истин, Божественный источник которых отрицает. Бесспорно, современный «прогресс» не без благоговения относится , особенно в лице лучших своих ревнителей, к некоторым сторонам христианского учения о нравственности и даже прямо воспользовался ими, тщательно вылущивая, отскабливая от них всякую догму, опорожняя их от внутренней Божественной сущности. «Прогресс» высоко поднял знамя «любви к человечеству» и при этом отрекся от Бога. Но не одно и то же – «любовь к человечеству» (или «гуманность») и Христова «любовь к ближнему». Ибо христианская заповедь о любви к ближнему неотделима от заповеди любви к Богу, а любовь к Богу - это не просто исповедание Бога и вера в Него, это выше веры. Точнее – это сама плоть веры, это живое сочувствие и сближение – до уподобления – всего существа души человеческой с Самим Существом Божиим, нравственно совершенным, Которое и есть любовь. Требование уподобления Богу, или личного нравственного совершенства, лежит в основе всего христианского вероучения, и притом не как правило отвлеченной доктрины, а как живая сила самой любви к Богу и ближним. Как любовь к Богу, понятая вне любви к ближним, есть ложь и логически приводит к безверию, к отрицанию Божественной истины, так и любовь к ближним вне любви к Богу, т.е. вне Божественно-нравственной основы, в конце концов ведет к человеконенавидению. Ибо за отречением от Бога следует целая логическая цепь отречений: и от всякой абсолютной истины, и от всякого нравственно обязательного закона, и от нравственной ответственности, и от понятий добра и зла, с заменой их понятиями вреда и пользы. На чем же, спрашивается, утвердиться тут человеколюбию – этому явлению нравственного порядка? Не на чем, и оно низводится на степень личного, естественного, чуть ли не животного побуждения, которому противостоят столь же естественные, но совершенно противоположные побуждения».
6.Черты религиозного сознания по Котовой: 1) «убежденность в существовании
объектов обладающих сверхъестественными свойствами», «основной
объект религиозного поклонения — Бог»; 2) «убежденность в реальности контакта с
объектами религиозного поклонения». Разве Бог –
объект? Надеюсь, что Котова бессознательно профанирует.
Но зато с постоянством и старательностью человека, культивирующего эту свою особенность: «В контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена по обществознанию используются
три модели заданий, проверяющих сформированность умения выполнять логическую операцию конкретизации. Это задания, требующие
раскрытия какого-либо положения на примерах; задания, требующие
подтвердить или опровергнуть с помощью примеров какое-либо суждение; задания, требующие
проиллюстрировать какой-либо социальный объект, явление, процесс или
теоретическое положение с помощью примеров»(Из брошюры «Отличник ЕГЭ.Обществознание.Решение сложных задач» 2010). Здесь же О.А.Котова удивляется, что «…выявление и обобщение типичных социальных фактов – трудная интеллектуальная процедура, владеют которой далеко не все выпускники. Кроме того, учащимся нередко не удается правильно провести грань между описанием модели социальной ситуации и теоретическим рассуждением», перекладывая с больной головы на здоровую, что заметно по брошюре в ее примерах.
С особой иезуитской тщательностью были «продуманы» О.Котовой и критерии оценок ЕГЭ. Но это тема особого разговора.
Впрочем, можете считать все мои доводы свидетельством того, что если «люди не сходятся в главном, они расходятся из-за пустяков», а эпиграфом к учебнику «Обществознание» Боголюбова написать:
«У самородка все от Бога и ничего от среднего учебного заведения» (Дон-Аминадо).
Otherside писал(а):Buryat писал(а):9.Otherside, если Солженицын только литератор, то и Гумилев - немногим больше литератора,...
Если Вы о Льве Николаевиче, то очень многие считают, что так оно и есть.
Да, о нем, гениальном сыне гениальных родителей.
Может быть, и Валерия Старикова запишем в литераторы? в хорошую компанию?
Вот и Н.В.Гоголь считал себя литератором:
П е р в ы й. …А ведь писать можно не учившись. Я не знаю, кто такой автор, но мне сказывали, что он невежа совершенный, ничего не знает: его откуда-то, кажется, выгнали.
В т о р о й. Но, однако ж, все-таки что-нибудь он должен знать: без этого нельзя писать.
П е р в ы й. Да помилуйте, что ж он может знать? Вы сами знаете, что такое литератор: пустейший человек! Это всему свету известно — ни на какое дело не годится. Уж их пробовали употреблять, да бросили. Ну посудите сами, ну что такое они пишут? Ведь это всё пустяки, побасенки! Захоти, я сей же час это напишу, и вы напишете, и он напишет, и всякий напишет.
В т о р о й. Да, конечно, почему ж и не написать. Будь только капля ума в голове, так уж и можно.
П е р в ы й. Да и ума не нужно. Зачем тут ум? Ведь это всё побасенки. Ну, если бы еще была, положим, какая-нибудь ученая наука, какой-нибудь предмет, которого еще не знаешь, а ведь это что такое? Ведь это всякий мужик знает. Это всякий день увидишь на улице. Садись только у окна да записывай все, что ни делается, — вот и вся штука!
Т р е т и й. Это правда. Как подумаешь, право, на какой вздор употребляют время!
П е р в ы й. Именно, трата времени — больше ничего. Побасенки, пустяки! Просто бы нужно запретить давать им перо и чернила в руки.
«Театральный разъезд после представления новой комедии».
«Не может без причины произнестись слово, и везде может зарониться искра правды.» (Н.В.Гоголь)