Ставил ли Саакашвили задачу проведения этнической чистки (или,
проще говоря, выживания осетин за пределы Грузии), неизвестно.
Сам характер операции с массированным применением артиллерии показывает, что президент Грузии на это был способен. Разговор о планировании геноцида осетин остается гипотетическим, пока не будут приведены примеры целенаправленного уничтожения населения хотя бы одного села. Сведения о потерях, к сожалению, базируются на предварительных оценках. Точные же данные о погибших возможны только при наличии поименного списка, в котором пока насчитывается 300 с лишним фамилий. Конечно, в Цхинвали погибло больше 45 человек, которых обнаружили в морге городской больницы. Под "градами" могло погибнуть и две и три тысячи. Хотелось бы, чтобы жертв оказалось поменьше, но траектории снарядов обычно не совпадают с пожеланиями родных и друзей.
Ссылки на разрушения Цхинвали скорее всего заинтересованными (в Грузии) сторонами будут отвергнуты. Для такой тактики уже подготовлена почва в речи Саакашвили, "плакавшего" о судьбе грузинского города Цхинвали, уничтоженного российскими войсками. Юристы будут широко раскрывать глаза и утверждать, что раз в городе был бой, то неизвестно, кто его разрушил. В том же стиле будут объяснять разрушения в Гори и грузинских селах. Примеры мародерств по-видимому останутся материалом для тенденциозных журналистских расследований.
Несмотря на твердое намерение защитить соотечественников, помощь из России едва не опоздала. Кокойты и другие предупреждали о сосредоточении грузинских войск в районе Гори, но на эти предупреждения внешне никто не отреагировал. Два российских батальона, первыми пробившиеся в Цхинвали, вели себя странно и, судя по сообщениям ТВ, довольно быстро повернули назад. Кое-кто из московских комментаторов поспешил сделать вывод о тайной договоренности между московскими либералами во главе с Медведевым и Саакашвили. Юлия Латынина после первых сообщений о продвижении грузинских войск 8 августа радостно сообщила, что "президент Саакашвили обанкротил для России совместное предприятие лубянских чекистов и осетинских бандитов" и "Грузия в любом случае выиграет этот конфликт по одной простой причине: у Грузии в нем есть ясная стратегическая цель".
http://www.ej.ru/?a=note&id=8288
Через несколько дней она уже писала: "То, что случилось, стало
большим просчетом Саакашвили" (не Латыниной же).
http://www.ej.ru/?a=note&id=8293
Разумеется, победы осетинского ополчения под Цхинвали и абхазских войск в Кодорском ущелье были следствием действий войск РФ. Причем превосходство 58-й армии обеспечивалось господством российской авиации. Сомневаюсь, что вся армия вошла в Южную Осетию. Однако и та часть, которая заняла Цхинвали, вызвала у командования в Тбилиси явный испуг. Постоянные сообщения о российских танках на окраине Тбилиси, захвате Гори и Поти деморализовали грузинскую армию больше, чем сотня танков в Цхинвали. Желание Саакашвили втянуть в конфликт НАТО стало сбываться тогда, когда части 58-й армии уже двинулись на север. Воевать за "Джорджию" американское правительство пока не захотело. Госдеп только позаботился о сохранении "законно избранного"
президента и его галстуков. МИД РФ в свою очередь прекратил
сомнительную кампанию по объявлению Саакашвили военным
преступником, для ареста которого нужно было еще взять Тбилиси.
Конфликт отнюдь не закончился провозглашением независимости Абхазии и Южной Осетии. На самом деле состоялась только первая проба сил, в которой Россия добилась успеха с относительно небольшими потерями. Существует версия, что правительство РФ находится в своеобразном "цугцванге", когда противная сторона диктует политические ходы, усиливая дипломатическую изоляцию страны. Частью этого "цугцванга" якобы стала война в Южной Осетии.
Думаю, что Цхинвальский кризис как раз нарушил (пусть и ненадолго) намеченную последовательность ходов. Но война никак не изменила расстановку сил. Президенты Грузии и Украины хотели в НАТО и продолжают хотеть. Лукашенко занимал сдержанную позицию - он ее и занимает. США хотели установить ракеты в Польше и добились этого. Война только подчеркнула сложность той внешнеполитической обстановки, в которой находится Россия. Этот грустный вывод имеет и позитивную сторону, поскольку избавляет от лишних иллюзий о намерениях тех или иных правительств.
Сколько может продолжаться дипломатический "цугцванг"? Исходов может быть несколько. Первый - политический крах одного из игроков (намек ZORA насчет Рима вполне оправдан - ничто не вечно). С поражением игрока партия прекращается. Но начнется новая игра, в которой, вполне вероятно, многие старые игроки окажутся обузой. При втором варианте будет достигнут компромисс, который устроит всех, кроме Грузии. Третий возможный расклад - выход на арену новых игроков, не предусмотренных старыми правилами (это уже не шахматы).