Aristoteles писал(а):Юлия писал(а):Поскольку только что зарегестрировалась, а тема для меня интересная, то позволю себе все-таки поднять старую тему.
Разница между православием и католичестовом не только сходит ли Святой Дух от Отца и от Сына, или От Отца через Сына.
Сущность их различается СЕЙЧАС православной практикой исихазма, которая сохранила у нас преемственность с раннего христианства.
Ни одному католику эта практика не будет передана православным.
Можно по этому вопросу посмотреть статью
Еп. Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов: Соч.: в 4 т. // Т.4. СПб. 1886. С. 13
на сегодня крупнейшим специалистом, полагаю, является С.С. Хоружий
Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998. 352 с.
Исходя из вышеприведенного исихазм в 1351 году признан учением православной церкви. Вы пишете о раннем христианстве, укажите пожалуйста свои источники.
И второе, лично Вы встречались с явными проявлениями данного учения или это все на уровне слухов?
Могу подбросить в беседу пару личных мнений, поскольку "встречался с явными проявлениями данного учения".
Говоря о раннем христианстве, Юлия, вероятно, имеет в виду монашеские, в частности, Афонские практики. К ним нет твердых оснований применять слово "исихазм", поскольку они - практики - в-первых, недостаточно известны, во-вторых, значительно более разнообразны, чем практическая часть учения Паламы. До Паламовской "революции" в Константинопольской церкви можно было встретить как почтительное отношение к афонцам, так и весьма подозрительное (из-за их связей с богомильством), и даже пренебрежительное (Варлаам именовал их "омфалопсихи", т.е. пупоумные).
С другой стороны, Палама явным образом опирался на афонских монахов, и, следовательно, тех можно во всяком случае называть предшественниками исихазма.
Учение Паламы признается каноническим, однако ввиду некоторой мистической экзальтированности, требует чрезвычайно осторожного отношения. Официальное богословие обычно удерживает от прямого следования и тем более развития его идей. Допустим, "имяславие" Иоанна Кронштадтского, имеющее явную исихастскую подоплеку, неканонично.
Кроме того, насколько я понял, победа Паламы носила в-основном политический характер, и внутри церкви оставались и остаются последователи скорее линии Акиндина и Варлаама (между прочим, последний - наставник Петрарки и Бокаччо и вдохновитель первой публикации полного текста гомеровских поэм на западе).
Исихазм (опять-таки, насколько я понимаю) существует в православии, так сказать, "для галочки", по крайней мере в рамках РПЦ, а развивается как учение только в отдельных узких "кружках" интеллектуалов, позволяющих себе заходить несколько дальше, чем дозволено официальным богословием.
Замечу, что упомянутый С.С. Хоружий прежде всего известен как математик (ну, и переводчик), и, кстати, не является священником. Достаточно серьезным математиком был и другой исихаст - отец Александр (Геронимус), царствие ему небесное, семинары которого я изредка имел удовольствие посещать.
По этим ссылкам вы сможете встретиться лично "с явными проявлениями этого учения":
http://www.hesychasm.ru/library/thlg/geronimus.htm
http://oroik.prokimen.ru/cate/202-fil.html
http://porechje.zachalo.ru/geronimus.htm
Тем не менее, не думаю, что правомерно говорить об имманентности исихазма православию, и в целом полностью согласен с фразой из Wiki:
"
На Западе он [исихазм] считается одним из различий между православием и католицизмом".