Проект «Наска–Пальпа»
Маркус Реиндель ведет раскопки вблизи Пальпы, Джузеппе Орефичи - в районе к западу от Наски.
Знаменитые «линии Наска» - изображения на почве одноименного пустынного плоскогорья - давно интригуют исследователей южноамериканских культур. Кто и зачем создал эти «наземные росписи»? Немецкие археологи, проводившие здесь раскопки, считают, что рисунки носят ритуальный характер и сделаны жившими здесь еще до нашей эры индейцами.
Пирамиды плоскогорья Наска были ритуальными сооружениями
Кауачи считается духовным центром культуры Наска. Там, где сегодня можно увидеть лишь остатки каких-то сооружений, возвышались многоступенчатые пирамиды из высушенного на горячем солнце глиняного кирпича. У их подножия, как предполагают археологи, жрецы совершали ритуалы, паломники приносили жертвы. В IV веке населявшие эту территорию индейцы покинули ее, - как считают, из-за мощных наводнений. В наши дни исследователи с помощью компьютера восстановили трехмерное изображение этих пирамид, а также обычных жилищ. Когда раскопки оставшихся фундаментов сооружений заканчиваются, археологи тщательно засыпают ямы, чтобы предотвратить выветривание и усложнить работу грабителям, часто наведывающимся в эти места.
Индейцы украшали погребальные ткани вязаными фигурками
Сотни таких человечков, украшавших древнюю погребальную ткань, были сделаны, как предполагают археологи, с помощью колючек кактуса, использовавшихся в качестве вязальных спиц. Каждая из этих ритуальных фигурок - «ростом» не более трех сантиметров - отличается от своего соседа. Все персонажи играют на каком-то музыкальном инструменте, - возможно, в честь вытканных на этом же полотне богов.
Иногда древние жители плоскогорья Наска заворачивали умерших сразу в несколько таких роскошных полотнищ. Для их окраски использовали более сотни веществ, добываемых из растений и животных. Конечно, на подобное дорогостоящее погребение могли претендовать лишь избранные - в обществе индейцев Наска существовала строгая иерархия.
Край погребального покрывала выполнен в виде многочисленных головок.
Сухой климат и песок способствовали сохранению ритуальных тканей.
Двигаясь вдоль спиральных линий плато Наска, школьники по просьбе археологов имитировали ритуальное шествие.
Восемьдесят мальчиков и девочек из перуанского городка Наска движутся по огромной спирали в центре пустыни. Сама спираль - освобожденная от мелких камешков узкая полоска светлой почвы - видна только с самолета, и во всем шествии чувствуется какая-то завораживающая магия...
Такой наглядный эксперимент со школьниками, поставленный итальянским археологом Джузеппе Орефичи, уже семнадцать лет работающим в этом районе, должен был иллюстрировать предложенное им объяснение происхождения линий на плоскогорье Наска на юге Перу. Среди них есть как абстрактные, так и образные изображения. По мнению Орефичи, эти «наземные росписи» - не что иное, как культовые дорожки, по которым совершались ритуальные шествия. Такое объяснение считает возможным и известный российский перуанист Юрий Зубрицкий («История Латинской Америки», Москва, 1991). Впрочем, он не исключает и другой популярной среди исследователей версии: линии Наска - своего рода сельскохозяйственный календарь, указывающий время посева и урожая.
Линии могут быть также обозначениями подземных запасов воды, предполагают другие исследователи. А швейцарский уфолог Эрих фон Дэникен уверен, что это «посадочные полосы для инопланетных летательных аппаратов».
Немецкие археологи, проводившие здесь в 1999 году раскопки, не разделяют этих мистических толкований. Руководитель экспедиции Маркус Рейндель считает, что ключ к загадке надо искать в культуре народа, жившего на этом плато протяженностью 60 километров в период между 200 годом до н.э. и 600 годом н.э.
К
огда члены экспедиции впервые увидели район будущих раскопок в долине Пальпа, он был усеян осколками керамики, обрывками тканей, украшениями из ракушек, побелевшими черепами и человеческими костями. Стало ясно: это следы грубой работы грабителей, которые, похоже, не поленились пустить в ход даже экскаваторы. И все же экспедиция принесла немало интересных результатов.
Найденные в древних поселениях культуры Наска чашки, тарелки и кувшины украшены изображениями китов, рыб и птиц.
«Новое состоит в том, - говорит Маркус Рейндель, - что мы обнаружили обнесенные оградой сооружения и массивные здания из глиняного кирпича».
Впервые удалось доказать, что люди культуры Наска, ранее считавшиеся простыми земледельцами, создавали процветающие города. «Поселения располагались на террасах, - рассказывает Реиндель. - С них открывался вид на размытую равнину, куда приходила вода с соседних рек Рио-Гранде и Рио-Наска. Это был оазис в пустыне, и люди выращивали здесь маис, тыкву, бобовые, маниоку, разводили лам. Как ни странно, археологам не удалось обнаружить никаких оборонительных сооружений, что явно противоречит традициям воинственных культур того времени».
Мирный характер цивилизации Наска был, по мнению Рейнделя, обусловлен изобилием воды и отсутствием конфликтов вокруг ее распределения. Тем сильнее поражает кровавый ритуал, отраженный на керамике того времени: отрубленные головы мужчин, женщин и детей, приносимые в жертву природным силам. Черепа убитых в магических целях десятками закапывались в полях. На некоторых рисунках из ротовых отверстий отрубленных голов появляются молодые ростки. На других можно увидеть шаманов, совершающих ритуальные действия. Может быть, и «наземные росписи» были заклинаниями, обращенными к благодатным силам природы?
Большинство из 42 найденных захоронений пострадали от грабителей, но все же удалось обнаружить великолепно сохранившиеся мумии. Возле одного из некрополей были раскопаны богато украшенные жертвенные сосуды, остатки костров и кости ламы. Что это - следы каких-то ритуалов?
Около 200 года люди Наска покинули Лос-Молинос, а около 400 года ими была оставлена и Ла-Мунья. «Они взяли с собой все, что можно было увезти, даже деревянные подпорки для крыш. Мы предполагаем, что причиной исхода могли быть мощные ливни и наводнения, связанные с природным катаклизмом, который сейчас называют Эль-Ниньо», — рассказывает Реиндель и указывает на обнаруженные в жилищах осадки слоев ила высотой до пятидесяти сантиметров.
Есть какая-то горькая ирония в том, что овеянная легендами и мифами культура Наска, достигшая своего расцвета в одном из самых засушливых уголков земного шара, в итоге оказалась смыта водой!.
Текст Йенса Релендера, фото Стефана Компоинта
«Наска. Загадки исчезнувшей цивилизации в Южном Перу», ГЕО № 1, январь 2001.