Кассивелан писал(а):Гиви Чрелашвили писал(а):А зачем ее вспоминать ?
Сова ?
Так это символ Афины, а не она сама.
Сама Афина, вроде, не изображалась в виде женщины с птичьими атрибутами.
Понятно, не изображалась - не типично для скульптуры эллинов той эпохи (в которую она вообще изображалась). Боги должны быть антропоморфными, как же иначе...
Лемурий писал(а):И то верно, Гиви. Ещё бы сову Тиля Уленшпигеля вспомнили.
При чем тут этот символ в сочетании с демоническим персонажем Лилит?
Если речь о том, что в изображениях Афины не присутствуют
части тела птицы - связи с первой картинкой в теме действительно нет.
А вообще, если заметили - тема не только о Лилит, но и о некоей палеоевропейской Богине в том числе.
Не считаете, я надеюсь, Афину исконно индоевропейской Богиней?
Сова была не только символом Афины, но и одним из её образов. Хотя зооморфные изображения греческих богов попадаются не так часто, тем не менее, греки представляли их и в образах животных. О том, что Зевс превращался то в быка, то в орла, лебедя или куропатку, наверное, многие помнят. Но что мешало и другим богам принимать облик того или иного животного?
Так Деметра, спасаясь от преследований Посейдона, приняла облик кобылицы, но и Посейдон, чтобы овладеть ею, принял облик коня. Этому образу, по словам Павсания, была посвящена Черная Деметра в одной из пещер Аркадии, изображавшая женщину с лошадиной головой и гривой. (Павсаний. VIII, 42, 1-4)
О том, что все боги при необходимости могли принимать звериное обличье указывал Аполлодор : «Боги, увидев, что он [Тифон] устремился к небу, кинулись бежать в Египет; преследуемые, они меняли свой облик и превращались в животных.» (Аполлодор. I, VI -3)
О том, что Афина принимала птичьи образы, упоминает Гомер:
«Дочь светлоокая Зевса Афина ему отвечала:
«Нет! Не держи ты меня, тороплюсь я безмерно в дорогу;
Твой же подарок, обещанный мне так радушно тобою,
К вам возвратяся, приму и домой увезу благодарно,
В дар получив дорогое и сам дорогим отдаривши».
С сими словами Зевесова дочь светлоокая скрылась,
Быстрой невидимо птицею вдруг улетев.»
(Одиссея, I – 310-316)
«Так им сказав, светлоокая Зевсова дочь удалилась,
Быстрым орлом улетев; изумился народ; изумился,
Чудо такое своими глазами увидевши, Нестор»
(Одиссея, III – 371-373)
«Тою порой Афина Паллада и Феб сребролукий,
Оба вознесшися, словно как ястребы, хищные птицы,
Сели на дубе высоком отца молненосного Зевса»
(Илиада, VII – 58-60)
Павсаний также упоминал о скульптуре Афине в образе вороны: «Что касается Корониды, то там есть и ее деревянная статуя, но нигде в храме <Асклепия> она не стоит <постоянно>, а когда ему приносят в жертву быка, овцу и свинью, то Корониду переносят в храм Афины и там воздают ей поклонение... В Титане есть храм и Афины, в который приносят изображение Корониды; в этом храме <есть> древнее деревянное изображение Афины; говорят, оно было поражено молнией»
(Paus. II , 117 – 121).
О вороньем обличье Афины упоминает и Еврипид:
«Ба... а это?.. глядите... а там
Что за новая птица?..
Иль под самым карнизом она собралась
Свить детенышам дом?
(Нацеливается.)
Эй, смотри, чтобы пение стрел
Не спугнуло, крылатый, тебя!..
Ты не слушаешь? Нет?
(Натягивает лук.)
Говорю: на бурливый Алфей улетай,
Выводи свою семью в истмийские рощи!»
(Еврипид. Ион, 170-178)
«Именно на Истме, между Коринфом и Сикионом, в городе Титане находился храм Афины, в котором почитали Корониду-Ворону (Paus. II 11 7). Стефан Византийский говорит, что существовал город Коронея между Сикионом и Коринфом (metaxy Sikyonos kai Korinthoy, St. Byz. s.v.), а Титана, где почиталась Афина-Коронида, находится именно там.» (Протопопова И. Афина-Коронида и третья птица из трагедии Еврипида «Ион».)
Но подробнее об этом образе в трагедии Еврипида читайте в работе, процитированной выше:
http://kogni.narod.ru/coronis.htm